Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат
Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.
Вышеперечисленные
правила можно считать одной
из ступеней институ- циализации конфликта,
что многие ученые-конфликтологи
рассматривают как главное
Как следует из логики нашего диссертационного исследования, мы не ограничиваемся в работе только юридическими способами воздействия на медийные конфликты, поэтому позволим себе прибегнуть и далее к использованию альтернативных способов предупреждения медийных столкновений.
Как
показал социологический
Управленческое воздействие на журналистов (СМИ) Центрально- Черноземного региона, равно как и журналистов каждого субъекта РФ, входящего в Центрально-Черноземный регион, автору диссертации видится в следующих направлениях.
Предупреждению медийных конфликтов может способствовать наличие достаточно высокого уровня этических и профессиональных стандартов масс- медиа, что включает в себя:
Субъектами
управленческого воздействия в
этой ситуации могли бы стать: региональный
Центр защиты прав СМИ, а также
областные отделения Союза
Предупреждению медийных конфликтов может способствовать повышение юридической грамотности журналистов и юридическая защищенность работников СМИ. Достижение этой цели может осуществляться следующим образом:
Обобщение
результатов мониторинга
Как свидетельствуют результаты мониторинга - стороной, противостоящей СМИ чаще всего выступают представители институтов власти. Это дает основание предложить следующие направления воздействия на вышеозначенные субъекты возможных медийных противоборств:
Второй уровень воздействия на медийные конфликты связан с инцидентом столкновения, когда противоборство еще не приняло враждебного характера и между конфликтантами нет открытой неприязни и вражды. На этой стадии возможно разрешение конфликта. Под разрешением конфликта понимается завершение столкновения без применения юридического инструментария, в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей независимой стороны . Для разрешения конфликта необходимо: 1) изменение позиций субъектов столкновения; 2) изменение отношения конфликтантов к объекту конфликта; 3) изменение отношения субъектов друг к другу.
Разрешению конфликтов может способствовать весь спектр способов распространения информации о медийных противоборствах, которые зафиксированы нами во втором разделе работы, и которые находят практическую реализацию в действиях штатных сотрудников Центра мониторинга.
Подоплека этих действий такова: гласность создает предпосылки для анализа причин и содержания конфликта сторонниками каждого субъекта противоборства (включая различные правозащитные организации) и побуждает сторону, в большей мере инициирующую конфликт, стремиться к его локализации.
Средством разрешения конфликта на стадии инцидента является также консультирование стороны, обратившейся за помощью в Центр защиты прав СМИ. Консультации оказывают штатные и привлеченные юристы Центра. Цель консультации — выяснение причин, предмета, субъектов конфликтного взаимодействия, построение на этой основе определенных выводов сравнительного характера, в частности о том, насколько развитие конфликтной ситуации после юридизации конфликта может соответствовать — не соответствовать первоначальным представлениям субъекта конфликта о возможности достижения желаемых целей после обращения в суд или административный орган, определяется возможная «цена» за победу в конфликтном противоборстве.
Консультирование способствует тому, что стороны конфликта вырабатывают собственную позицию, связанную с дальнейшими шагами - «идти в суд», «институциализировать конфликт», «занять позицию страуса», прибегнуть к стратегии переговоров и т.д..
В зарубежной конфликтологической практике (особенно в США) наиболее часто для разрешения конфликта без юридического вмешательства применяется стратегия переговоров. К сожалению, в медийной сфере Центрально- Черноземного региона стратегия переговоров между конфликтующими сторонами на стадии инцидента не применяется вообще. Это, в частности, связано с отсутствием в Центре защиты прав СМИ экспертов-конфликтологов, которые бы одновременно владели знаниями в юриспруденции и социологии, в том числе конфликтологии. Но, как показывает практика, необходимость таких специалистов год от года возрастает. Тем более, что наличие информации о каждом конкретном медийном столкновении отслеживаемой в ходе мониторинга, может обеспечить конфликтолога всей полнотой сведений, которые нужны третьей стороне для полноценного выполнения своей функции на переговорах.
В русле общей тенденции развития интереса к конфликтологии, обретении последней прикладной направленности, с учетом возможных структурных перспектив регионального Центра защиты прав СМИ, позволим себе рекомендовать этой правозащитной организации использовать в своей дальнейшей деятельности по разрешению медийных конфликтов некоторые переговорные стратегии, содержание которых раскроем далее.
Итак,
стратегия переговоров
-
формирование состава
Переговорные стратегии как следует из научных работ, посвященных управлению конфликтами, могут осуществляться, во-первых, методом прямых переговоров; во-вторых, с использованием согласительных процедур; в- третьих, путем посредничества (конфликтного медиаторинга). На наш взгляд, в ситуации с медийными конфликтами более приемлемым является использование согласительных процедур и посредничества.
Согласительные процедуры имеют широкий спектр применения, как метод конструктивного воздействия на конфликты различной природы, уровня и масштаба. Особенностью согласительных процедур является то, что конфликтующие стороны самостоятельно осуществляют контроль за основными компонентами процесса примирения, в частности - временными рамками; перечнем спорных вопросов для обсуждения; решением; рамками соглашения; наблюдением и контролем за выполнением соглашения. Роль третьей стороны в рамках согласительных процедур - «провайдера» или «фасилитатора» сводится к тому, что он оказывает содействие в создании условий для переговоров между конфликтующими сторонами и направляет их на применение процедур, способствующих разрешению спорных вопросов. Особо подчеркнем, третья сторона (фасилитатор) в согласительных процедурах занимает нейтральную позицию, участие фасилитатора ограничивается лишь участием в подготовке и проведении встреч и переговоров. Фасилитатор не принимает участие в выработке решений, ответственность за которые полностью несут непосредственные участники конфликта.
Для разрешения правовых конфликтов в сфере СМИ достаточно актуальным является также использование посредничества. В этой ситуации — третья сторона (посредник) тоже занимает нейтральную позицию и помогает конфликтующим сторонам преодолевать разногласия, направляя их на конструктивное разрешение конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредственно между сторонами.
Посредничество
целесообразно применять при
наличии следующих