PR в управлении конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:36, реферат

Описание

Итак, конфликты в сфере СМИ представляют собой довольно серьезную проблему, которая требует тщательного изучения с целью минимизации потерь от медийных столкновений и максимизации приобретений. Научно- обоснованное управление медийными конфликтами несомненно будет сказываться на оптимизации других сфер социума. При этом выявить адекватные подходы к управлению конфликтами в сфере СМИ можно только основываясь на теоретических знаниях о природе медийных конфликтов и диагностике таких столкновений.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность темы.docx

— 188.77 Кб (Скачать документ)

    Все вышеназванные стили или роли могут быть «проиграны» участниками  тренинга для журналистов и руководителей  пресс-служб областных администраций Центрально-Черноземного региона; журналистов и предпринимателей; журналистов и прокуроров (судей); журналистов и представителей правозащитных организаций по условной теме - «Медийный конфликт: технология поведения конфликтантов до и после столкновения».

    Особенность Т-группового метода, который мы рекомендуем  к внедрению в деятельность регионального  Центра защиты прав СМИ, состоит в  том, что помимо лидера группы (или  тренера), который как известно воздействует на группу, мы предлагаем ввести в «ткань»  тренинга в качестве помощников и  экспертов людей, которые были непосредственными  участниками медийного конфликта, что позволяет соединить теоретические  требования к проведению Т-групп  с практическим опытом реальных конфликтантов.

    Итак, опишем коротко процедуры, которые  составляют суть любой тренинг-группы:

  1. Численность группы должна составлять 6-15 человек.
  2. Один или два участника обладают специализированными навыками проведения Т-групп и выполняют роль тренеров.
  3. Продолжительность группового взаимодействия 10-40 часов и более.
  4. Преднамеренная минимизация тренерами обычной структуры организации и повестки дня.
  5. Выяснение — каковы ожидаемые членами группы результаты относительно того, чему они могут научиться в процессе группового взаимодействия.
  6. Вхождение в ситуацию, как «здесь и сейчас».
  7. Минимизация влияния иерархических состояний, связанных с положением участников группы вне ее.
  8. Постоянный анализ участниками группы их реакций на групповое взаимодействие, включающий соответствующие теоретические положения и научные исследования с тем, чтобы дать участникам понимание познавательного значения их собственного опыта.

    К сказанному остается добавить, что  в ходе тренинга «Медийный конфликт» участники имеют возможность получить навыки диагностики медийных конфликтов и поиска оптимальных решений спорных вопросов. Любой хорошо организованный тренинг способствует личностным изменениям его участников (то есть воздействует на участников на психологическом уровне), что можно рассматривать как предварительное условие, способствующее ослаблению напряженности во взаимоотношениях между конфликтующими сторонами или возможными конфликтантами. Как свидетельствует практика, опыт Т- групповой работы является значительным ресурсом для развития других процедур управленческого воздействия на правовые конфликты в СМИ и заслуживает особой пропаганды. Проблема в нашем случае состоит в том, что для внедрения этого метода в профилактические действия регионального Центра защиты прав СМИ нужны хорошо подготовленные специалисты, что соответственно требует дополнительного финансирования работы Центра.

    Конкретизируя общие положения по результатам  третьего раздела диссертационного исследования, следует обратить внимание на следующее:

    Вывод первый. Медийные конфликты обладают не только деструктивными функциями, но и потенциальной ценностью, что влечет за собой преобразовательные действия в медийном пространстве.

    Вывод второй. Управление медийными конфликтами требует учета основных компонентов социальной технологизации, а именно:

  • функционально-целевого компонента;
  • нормативного компонента;
  • операционно-процедурного компонента;
  • инструментального компонента.

    Вывод третий. Степень управляемости медийного конфликта определяется соотношением управляемых и неуправляемых переменных; точкой наибольшей управляемости является юридизация конфликта, точкой значительной управляемости - предконфликтная ситуация.

    Вывод четвертый. Наиболее эффективным средством управления правовыми конфликтами в сфере СМИ являются четырехуровневая технология дифференцированного воздействия на столкновения в сфере СМИ в зависимости от стадии развития конфликта, включающая предупреждения, разрешения, урегулирования и профилактику. 

    Вывод пятый. Так как устойчивость общественных процессов повышается за счет многовариантности возможных управленческих решений, мы предлагаем именно четырехуровневую социальную технологию воздействия на медийные конфликты, что предполагает наличие нескольких субъектов управленческой деятельности, в числе которых региональный Центр защиты прав СМИ, областные Союзы журналистов, общественные правозащитные организации.

    Вывод шестой. Управление медийными конфликтами является результативным при сочетании юридических и альтернативных методов воздействия на противоборства.

    Вывод седьмой. При существующей динамике изменений в обществе, включая медийную сферу, для профессионального и научно-обоснованного управления медийными конфликтами необходимо создание постоянной региональной специальной конфликтологической службы в Центрально- Черноземном регионе, которая владела бы данной технологией и имела возможность привлекать к осуществлению отдельных операций тех или субъектов управленческой деятельности. Таким образом, управление медийными конфликтами будет оптимальным при изыскании политических, экономических, социальных и идеологических ресурсов для внедрения в практику обозначенных в работе методов социально-технологического воздействия на столкновения в сфере средств массовой информации. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В условиях трансформации российского  общества от закрытого к гражданскому, где проблема доступа к массовой информации и одновременно информационная корректность является одним из источников демократии, особенно актуально стоит проблема управления правовыми конфликтами в сфере СМИ. (В рамках нашей работы - в Центрально-Черноземном регионе). Эффективность решения этой проблемы во многом зависит от специфики и сущностных особенностей медийных столкновений, что предполагает исследование аналитической модели медийных конфликтов, проведение их диагностики и применение исходя из этих положений приемлемых именно для конфликтов в сфере СМИ способов управленческого воздействия, предусматривающих разработку теоретических, технологических и организационных основ повышения конструктивного потенциала медийных столкновений.

    Вышеобозначенный  подход положен автором в основу диссертационной работы. Так, в качестве теоретической основы построения четырехуровневой технологии управления медийными столкновениями, что является целью нашего исследования, мы использовали модель медийного конфликта, в качестве адекватного инструментария для диагностики медийных конфликтов нами был избран социологический мониторинг.

    Полноценное управление медийными конфликтами  возможно только в том случае, если конфликт (все составляющие его аналитической  модели) рассматривается в системном единстве внешних и внутренних условий функционирования средств массовой информации, в пределах которых развивается конфликтное противоборство.

    Основные  факторы, которые влияют на конфликтогенный  процесс в медийной сфере, и которые при определенных обстоятельствах могут выступать источником, предпосылкой возникновения столкновения, мы обозначили в диссертационном исследовании, следующие:

  1. политико-экономический фактор как совокупность трансформационных процессов в постсоветском обществе, под воздействием которых изменяются функции масс-медиа от единой — «обслуживание» власти - до многообразия функций каждого конкретного средства массовой информации;
  2. нормативно-правовой фактор, что обозначает наличие правового поля свободы и несвободы функционирования СМИ, «переступать» за рамки которого любому субъекту взаимодействия в медийной сфере возбраняется;
  3. позиционный фактор, включающий позиции структур государственной и муниципальной власти по отношению к средствам массовой информации;
  4. массово-психологический фактор, обозначающий процессы манипуляции масс-медиа со стороны власти, бизнеса, политических партий через медиа- управленцев для решения собственных задач, а также манипулирование общественным сознанием самими СМИ, вплоть до создания виртуальной реальности;
  5. структурно-функциональный фактор, включающий в себя наличие семи региональных моделей СМИ, сформировавшихся на постсоветском пространстве, в числе которых авторитарная медийная модель, патерналистская, модернизированная советская, переходная к рыночной, рыночная, конфронтационная, депрессивная;
  6. социально-психологический фактор, обозначающий особенности взаимодействия субъектов медийного пространства, их включенность в социальные группы;
  7. личностный фактор, характеризующий особенности социального поведения журналистов в медийной сфере.

    Так как конфликты в сфере СМИ  представляют собой открытую и динамическую систему, то в качестве системообразующего фактора моделирования мы использовали совокупность нижеозначенных методологических принципов:

    1) принцип конструктивного множества  переменных (любой медийный конфликт  потенциально включает в себя  неограниченное множество элементов  и их комбинаций, что отражает  реальное многообразие связей  социальной действительности, хотя данное множество в каждый конкретный момент времени может быть ограничено реальными условиями протекания конфликта и прочими обстоятельствами);

    1. принцип сравнительной значимости переменных (выбор переменных может быть обусловлен задачами исследования и управления медийными конфликтами, а отдельные элементы конфликта могут иметь различное значение для его идентификации, стратегии и тактики разрешения);
    2. принцип статусной дифференциации (функции каждого элемента конфликта в конкретный момент времени определяются его статусом и характером взаимосвязи с другими элементами);
    3. принцип ситуационно-функциональной ротации (функциональные роли отдельных элементов медийного конфликта меняются во времени и в зависимости от ситуации);
    4. принцип открытости (способность к саморазвитию и самокоррекции переменных медийного конфликта).

    Основываясь на данных принципах, мы разработали  аналитическую модель правового конфликта в сфере СМИ (медийного конфликта), которая имеет следующий вид:

  • медийным конфликтом является конфликт, который возникает в сфере функционирования средств массовой информации;
  • источником конфликта является нарушения правовых норм, регламентирующих свободу-несвободу СМИ;
  • одним из субъектов медийного конфликта обязательно выступает журналист или СМИ, второй стороной противоборства могут быть представители институтов власти, бизнеса, политических партий, граждане;
  • субъекты медийных столкновений имеют разные статусы, ролевые позиции, представления, и менталитет;
  • медийный конфликт представляет собой конфликт интересов, где объектом обоюдного интереса является стремление каждой из сторон обладать специфическим ресурсом - массовой информацией (или возможностью распространения массовой информации);
  • предмет медийного противоборства неделим (одна и та же конкретная информация в конкретной ситуации является потребностью каждой из сторон конфликта);
  • целью конфликтной деятельности в медийной сфере является изменение (или влияние на возможность изменения) с помощью информационного воздействия особенностей четырех социальных полей российского общества — «политики», «экономики», «социальных процессов», «духовной сферы»;
  • столкновение сторон в медийном конфликте носит открытый характер;
  • медийные конфликты влекут правовые взаимоотношения сторон и юридические последствия, что предполагает вмешательство в столкновение третьей стороны — государственного правоприменительного органа, выполняющего управленческую функцию.

    Для выявления конкретного содержания аналитической модели медийного  конфликта мы использовали в качестве диагностического инструментария социологический мониторинг. Основными принципами мониторинга правовых конфликтов в сфере СМИ являются принципы системности, адресности и предметной направленности.

    Система социологического мониторинга медийных конфликтов Центрально-Черноземного региона, участником которого является автор диссертации, складывается из трех подсистем:

  • организационной, выраженной в наличии определенной институциали- зированной структуры (региональный Центр защиты прав СМИ), имеющей в своем составе штатных сотрудников и привлекающей волонтеров;
  • научно-методической, охватывающей программно-концептуальное обеспечение мониторинга, что находит выражение в совокупности необходимых для этого документов, в частности «Мониторинговой карты»;
  • организационно-технической, состоящей из связанных между собой технических средств получения, обработки и выдачи информации о медийных конфликтах.

    В научно-методическом плане организация  мониторинга медийных конфликтов представляет собой выработку его аналитической модели, что нашло отражение в нашем исследовании.

    Основными составляющими аналитической модели социологического мониторинга медийных конфликтов являются такие характеристики: цель наблюдения и предметное содержание; периодичности сбора информации о медийных столкновениях; способы обеспечения надежности получаемой информации; программа мониторинга. Составление программы мониторинга медийных конфликтов включает в себя определение индикаторов, по которым можно оценивать состояние объекта мониторингового наблюдения медийных столкновений, и определение методики измерений. В нашем исследовании мы избрали индикаторами (понятие «индикатор» и «показатель» отождествляем) измеряемые переменные аналитической модели медийного конфликта. Как показала практика, не все означенные нами индикаторы для характеристики медийных конфликтов, «сработали» одинаково хорошо, некоторые «продемонстрировали» недостаточную «чувствительность», например, переменные факторной модели медийного конфликта, что свидетельствует о необходимости поиска новых индикаторов, имеющих лучшую чувствительность и разрешающую способность.

    И, тем не менее, на основе полученных в ходе мониторинга эмпирических (зафиксированных в «Мониторинговой  карте») данных нам удалось провести довольно обстоятельную диагностику  медийных конфликтов и на основе ситуационного анализа выявить особенности конфликтогенного процесса в медийной сфере Центрально-Черноземного региона, в частности:

Информация о работе PR в управлении конфликтами