Шпаргалка по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание

Краткая история развития логистики.
История логистики уходит в далекое прошлое. Термин «логистика» происходит от греческого «logos» – разум, мысль, слово. Логистика явилась развитием этой науки применительно к практической деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Ответы.doc

— 604.50 Кб (Скачать документ)
  1. Краткая история развития логистики.

История логистики уходит в далекое прошлое. Термин «логистика»  происходит от греческого «logos» – разум, мысль, слово. Логистика явилась развитием этой науки применительно к практической деятельности.

В античном мире логистика означала искусство выполнения расчетов, прежде всего в хозяйственной практике. Высших государственных чиновников, контролировавших торговую и финансовую деятельность, называли логистами.

В Римской империи логистами  называли служащих, которые занимались жизненно важной деятельностью – распределением продуктов питания.

В дальнейшем в Византии и других странах логистика стала использоваться в основном военном деле для обеспечения  войск материальными ресурсами. Именно в военном деле, где так  важны четкость, оперативность, согласованность и бесперебойность снабжения боеприпасами и продовольствием, формировались концепции логистики как науки. Первые теоретические работы по логистике как военной науке принадлежат Антуану Анри Джомини (1779–1869).

 

Активное использование  логистики в годы Второй мировой  войны как науки о планировании и управлением перемещением и  материально-техническим снабжением войск показало ее огромные возможности, поэтому в 1950-е годы из военной  сферы логистика начала проникать в сферу бизнеса.

В развитие логистики  как экономической науки можно  выделить следующие этапы:

ЭТАП 1. Интеграция транспортно-складского процесса (60-е годы).

Первый этап характеризуется  использованием логистического подхода  для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как  бы отдельно потоки материалов  в производстве, хранении и транспортировании  могут быть взаимоувязаны единой  системой управления.

2. Интеграция отдельных  функций физического распределения  материалов может дать существенный  экономический эффект.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией  погрузки или разгрузки, приобретают  тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

 

 

ЭТАП 2. Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм.

(80-е  годы).

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

Этот этап характеризуются  следующим:

– быстрый рост стоимости  физического распределения:

– рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в области логистики;

– широкое использование  компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического  распределения;

– резкое сокращение запасов  в материалопроводящих цепях;

– четкое определение  действительных издержек распределения;

– определение и осуществление  мер по уменьшению стоимости продвижения  материального потока до конечного  потребителя

Таким образом, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

 

 

ЭТАП 3. Совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер (настоящее время)

Третий этап относится  к настоящему времени и характеризуется  следующим:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя;

– развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинство участников цепей снабжения, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.

 

  1. Концептуальные положения логистики.

 

Концепция – это система  взглядов, то или иное понимание  явлений, процессов. Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками характеризует концепцию логистики. Основными составляющими данной концепции являются: • реализация принципа системного подхода при решении логистических задач (подробнее); • принятие решений на основе экономических компромиссов (подробнее); • учет издержек на протяжении всей логистической цепи (подробнее); • ориентация на логистику как фактор повышения конкурентоспособности предприятий (подробнее). Реализация принципа системного подхода. Системный подход в логистике предполагает рассмотрение хозяйствующих субъектов как комплекса взаимосвязанных подсистем – производственных, сбытовых и закупочных подразделений, управляемых на основе информации, получаемой и передаваемой из внешней среды. Функционирование логистических систем характеризуется наличием сложных причинно-следственных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным. Принятие решений на основе экономических компромиссов. Использование экономических компромиссов выражается в расчетах, отражающих интересы, как различных подразделений предприятия, так и всех производственных организаций, участвующих в логистическом процессе. Принятие решений на основе экономических компромиссов предполагает необходимость учета требований смежных функций логистики на стыках отдельных этапов и стадий товародвижения. Это означает, что такие показатели, как объем, частота поставок и затраты на поставку должны рассматриваться взаимосвязано, а решения о величине партии закупок должны приниматься с учетом издержек выполнения заказа и издержек на содержание запасов. Учет издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики – управление затратами по доведению материального потока от первичного сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами в процессе товародвижения можно лишь в том случае, если осуществляется их строгий учет. Системы учета издержек производства и обращения логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия. При соблюдении данного условия появляется возможность использовать главный критерий оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. Ориентация на логистику как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны оцениваться с точки зрения их влияния на доходы от продажи товаров. В связи с этим возникает задача поиска показателей, наиболее точно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми показателями работы предприятия.

 

  1. Функции логистики.

 

Различают два  вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

В сфере снабжения –  это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через  все стадии производства, а также  движения товара на склады и рынки  сбыта.

Управление  распределением охватывает организацию  потоков конечной продукции от производителя  к потребителю. К функциям логистической  координации относятся: выявление  и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения. Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

Системообразующая логистика – это система эффективных  технологий обеспечения управления ресурсами.

Интегрирующая функция – это обеспечение  логистикой синхронности процессов  сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат.

Результирующая  функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности.

 

  1. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом.

 

Наиболее  существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга: 
1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования. 
2. Анализ потребителей. 
3. Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства. 
4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг. 
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно. 
Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции. 
Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. Выполняются эти требования системой логистики. 
В общем случае деятельность служб логистики и маркетинга на предприятии тесно переплетается. Покажем их взаимосвязь на примере производства напитков, разлитых в тетрапакеты. Оформление пакетов — функция маркетинга. Прочностные параметры пакетов — логистика. Объем пакета — и маркетинг, илогистика. Геометрические параметры пакета — в большей степени логистика. Нанесение штрихового кода, позволяющего отслеживать движение каждой товарной единицы — задача в большей степени логистики. Однако учитывая, что наличие штрихового кода на упаковке является одним из факторов, побуждающих к покупке, его нанесение может быть рекомендовано и службой маркетинга.

  1. Материальный поток в логистике.

 

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение  материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут  быть различными: 
а) участок хранения - участок погрузки; 
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки; 
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки; 
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Рис. 1.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

По пути движения груза с ним  осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для  отдельных участков. Для этого  суммируют объемы работ по всем логистическим  операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток  для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии  называются различные грузы производственного  назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических  операций материальный поток может  рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической  системы материальный поток может  быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

Информация о работе Шпаргалка по "Логистике"