Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:14, курс лекций
Первая группа определений идентифицирует рекламу, прежде всего, как сообщение, послание, представляющее аудитории некоторый объект (явление, процесс). Именно такая точка зрения отражена в федеральном законе «О рекламе», где реклама определяется как распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний.
ГЛАВА 1. Реклама в поле социологического дискурса
1.1. Реклама: проблема*идентификации и определения
1.2. Дискурсы рекламы
1.3. Реклама в контексте основных категорий социологии
1.4. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь с другими социологическими дисциплинами
ГЛАВА 2. Возможности исследования рекламы в рамках основных парадигм социологии
2.1. Социология как мультипарадигмальная наука
2.2. Реклама в структурной парадигме («парадигме фактов»)
2.3. Реклама в свете интерпретативной парадигмы социологии («социологии дефиниций»)
2.4. Реклама в интегративной парадигме
ГЛАВА 3. Реклама и проблема социального воздействия
3.1. Рекламное воздействие как влияние на управляемую подсистему
3.2. Социально-технологический подход к рекламному воздействию
ГЛАВА 4. Социология потребления как основание рекламного воздействия
4.1. Потребление как социально детерминированный процесс
4.2. Роль рекламы в процессе принятия потребительского решения
ГЛАВА 5. Базовые модули рекламы как социальной технологии: структуризация и проблематизация
5.1. Алгоритмизация рекламного процесса
5.2. Сегментирование рекламной аудитории
5.3. Позиционирование рекламируемого объекта
5.4. Имиджирование рекламируемого объекта
5.5. Брендинг
ГЛАВА 6. Некоторые особенности российского социума как реципиента рекламного воздействия
6.1. Отношение российских потребителей рекламы к рекламе
6.2. Потребители рекламы и рекламная аудитория — проблема несовпадения
Веблен полагал, что первоначально собственность возникла как трофей и, соответственно, была знаком победы, удачливости, силы. Затем собственность стала приобретаться и мирными средствами, но по-прежнему служила наглядным доказательством успеха. При этом важно было не просто соответствовать общепринятому стандарту благосостояния («престижному денежному уровню»), но и сделать это соответствие очевидным, поскольку «уважение оказывается только при предоставлении доказательств». Потребляемые блага и делали материальное и социальное положение индивида очевидным для всех. В связи с этим возникает интересный парадокс: люди покупают дорогие товары не только потому, что они превосходят другие товары по качеству, но именно потому, что они дороги. «Похвальным, — писал Веблен, — является потребление дорогостоящих товаров, а также товаров, которые содержат в себе ощутимый элемент стоимости сверх стоимости затрат, делающих товары пригодными для эффективного использования по очевидному физическому назначению. Признаки излишней дороговизны в товарах связываются, следовательно, с достоинством — они являются признаками того, что товары могут очень эффектно использоваться в косвенных, завистнических целях, которым должно служить потребление» [23, с. 174]. Позднее в специальной литературе парадокс роста спроса на товар при повышении его цены и наоборот — уменьшения спроса при уменьшении цены (т.е. вопреки так называемой «кривой спроса») — получил название «Эффект Веблена», поскольку именно при высокой цене товар соответствует детерминантам престижного потребления. В некоторых публикациях его называют «эффектом Гиффена» — по имени британского экономиста, впервые глубоко его исследовавшего. Собственно, такое понимание «престижа» характерно для общества, «покоящегося» на товарном производстве (К. Маркс). Если в докапиталистических обществах символы престижа были, в общем-то, отделены от потребительных стоимостей (нищий дворянин обладал большим «престижем», чем богатый ремесленник), то воплощением престижа, инвариантным обществу буржуазному, становится стоимость достаточно большой величины. Вспоминается, в связи с этим, историческая байка о строительстве здания Купеческого клуба в Одессе, отличающегося редким эклектизмом. Когда архитектор стал интересоваться у заказчиков, в каком стиле им желательно построить здание, купцы якобы сначала поинтересовались, какие стили бывают, а потом сказали: «Валяй во всех, Денег хватит!». Впрочем, такую же историю рассказывают и в Нижнем Новгороде о местном здании аналогичного назначения.Веблен отметил, что для самих участников социальной практики под названием «престижное потребление» она не прихоть, а довольно жесткая социальная норма, нередко очень обременительная. «Те лица, чье время и энергия заняты в различного рода престижных акциях (вроде визитов, спортивных мероприятий, посещений клубов, участия в благотворительных организациях), признаются, что все эти церемонии, как и внимание, которое уделяется одежде и другим видам демонстративного потребления, очень утомительны, но неизбежны» [23, с. 106]. Причем демонстративное потребление в определенной степени свойственно всем слоям населения. «Любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, не остается без внимания ни в каких слоях общества, даже самых бедных. От последних предметов этой статьи потребления отказываются разве что под давлением жестокой нужды. Люди будут выносить крайнюю нищету и неудобства, прежде чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристойность» [23, с. 120]. Автор определил такую модель потребления как «готовность оставаться голодным, но прилично одетым». При этом данный стереотип более характерен для городской культуры, чем для сельской, поскольку в городе гораздо выше плотность социальных контактов. «Индивид оказывается на обозрении многих людей, ничего не знающих о его повседневной жизни и не имеющих никаких других возможностей судить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей, которые он, находясь на виду, в состоянии продемонстрировать» [23, с. 122] . Позднее Ж. Бодрий-яр определит это свойство вещей наглядно демонстрировать претензии их обладателя на определенные социальные достоинства как «код стэндинга».
«Демонстративность» потребления порождает искушение приобретать товары, входящие в модель потребления более престижного социального слоя, чем тот, к которому объективно принадлежит человек. Тем самым он пытается заявить себя членом этой престижной группы, подключиться к ней, получая частичную психологическую компенсацию за недостаточное «социальное уважение». Фактически человек в этом случае реализует модель компенсаторного поведения, в рамках которого, по выражению Ж. Бодрийяра, отношения с вещами принимают на себя психологическую нагрузку отношений с людьми.
Но могут быть и иные модели демонстративного потребления, например, эпатажное потребление, скандализирующее общество или какую-то группу (хотя бы собственных родителей). Но и в том, и в другом случае, через потребление человек создает (пытается создать) устраивающую его конструкцию своей социальной реальности. В этой ситуации задача рекламы — убедить аудиторию, что данное благо наилучшим образом соответствует социальному стандарту, принятому в «престижной» социальной группе, или же соответствует целям наглядной демонстрации разделяемых человеком ценностей.
Сформулированные Т. Вебленом положения о роли потребления в социальной дифференциации не потеряли значения и в другую историческую эпоху. Даже более того, проблема дифференциации через потребление стала в «обществе потребления» еще более актуальной. Но изменились направления такой дифференциации. Веблен говорил, фактически, о статусном потреблении, т.е. о подтверждении через потребление своего социального статуса. При сохранении значения такой социальной практики, все более важной становится заявка через потребление своего имиджа, т.е. создание о себе представления, не связанного прямо с местом в традиционной системе вертикальной социальной классификации. Современные немецкие исследователи Б. Хельнер и Р. Дитрих говорят о феномене индивидуализации потребления как о совмещении двух дифференциаций — вертикальное неравенство дает ориентацию потребления на тот или иной уровень престижа, горизонтальная дифференциация задает ориентацию потребления на формирование того или иного имиджа [167]. Совмещение престижа и имиджа и формирует индивидуальный стиль человека или стиль жизни группы. Тот факт, что покупатели, приобретая товар, покупают не только вещь или услугу, но также статус и/или имидж — общераспространенная точка зрения в литературе по маркетингу.
В основе современной социологии потребления лежит постмодернистский взгляд на качественные изменения реальности и снятие границ между отдельными жизненными проявлениями, прежде всего, между сферой занятости, проведением свободного времени и культурой. Следствие данного процесса — фундаментальные изменения в природе социальных идентификаций. Сегодня, в первую очередь в Британии, активно разрабатывается социологическая теория «расхождений в потреблении» («расхождения социальных секторов по потреблению»). Ее основная идея — традиционные классовые расхождения между слоями населения в современных условиях самым существенным образом Модернизируются. Привычные «горизонтальные» страты пересекают «вертикальные» социальные дифференциации, основанныена различиях в принятых моделях потребительской активности. Эти «вертикальные» потребительские сектора в продвинутых индустриальных обществах объединяют представителей разных социальных классов в традиционном понимании понятия «класс». В свою очередь, социальные классы разделяются «секторами потребления» на отдельные социальные группы, не сходные по своему социальному поведению, причем не только потребительскому, но, например, электоральному.
Теория «расхождений по потреблению» выходит за рамки традиционных стратификационных моделей, в которых содержание потребления, его стиль (т.е. «особая манера» потребления) вообще не считалось за дифференцирующий фактор. Одним из критериев стратификации считался лишь доход или уровень благосостояния. Различия в потреблении рассматривались только как внутриклассовые, не служили основанием для переопределения социальных позиций. Теперь же такие различия рассматриваются как «взрывающие класс изнутри». Социальная динамика, таким образом, описывается через концепт «способ потребления», чего ранее не было. Так, английский социолог Р. Кромптон отмечает, что социологи наконец признали тот факт, что впечатляющий рост уровня жизни населения в индустриально развитых странах после Второй мировой войны относительно понизил значимость для населения проблемы приобретения товаров для «базисного материального потребления». Стали расти стандарты жизни, более взыскательным стали требования к качеству, содержанию потребления. По мнению Кромптона, именно процессы, происходящие в сфере потребления, более отражают социальную динамику, чем те, что имеют место в сфере производства. Соответственно, стили жизни, в которых важной составляющей является потребление, стали играть более важную роль в дифференциации социальных установок и поведения, чем положение человека в производственной системе [183, с. 140]. Российские исследователи также подчеркивают, что повышенное внимание к потреблению как таковому в последние десятилетия стало естественным результатом бурного развития массового производства, торговли и институциональных форм общественной жизни. Рационализация производственно-коммерческой деятельности стимулировала появление «ауры» обезличенных, анонимных форм отношений организаций с работниками и клиентами, производителей, поставщиков и потребителей. Это повлияло на понижение самоидентификации с теми, кто производит и распределяет товары и услуги, и параллельно усилило значение мира вторичных (по сравнению с производственными) отношений. Результатом стало общее повышение самоидентификации людей как «потребителей» [91].
Основной автор концепции «расхождений по потреблению» — британский социолог П. Соундерс — разрабатывал эту теорию с конца 70-х годов XX века в рамках социологии города. В его концепции «сектора потребления» выступают альтернативой социальному классу, при выделении которого важны критерии профессии и власти. Предшественником Соундерса можно считать британского социолога П. Данлеави, который первым обратил внимание на «секторальные расхождения» в потреблении и сформулировал это понятие в общих чертах.
В русле постмодернистского взгляда на социологию потребления находятся и работы М. Дуглас. В ее концепции потребление товаров рассматривается как «символический посредник», играющий главную роль в утверждении личностной и групповой идентичности. К. Кэмпбэлл, занимающийся социологией потребления, также особое значение придает «социально-информационной» функции потребления, определяя ее как «деятельность, которая передает информацию об идентичности потребителя всем тем, кто является ее свидетелем», или как деятельность, которая отражает «реальную озабоченность индивида передачей специфических значений или сообщений о своей идентичности (или «жизненном стиле») другим, тем, кто в настоящее время доминирует в определенной сфере». Фактически, данное определение можно трактовать таким образом, что через потребление индивид утверждает свою субъективную валидносгь в части потребительского поведения. Он пытается у тех, кто «в настоящее время доминирует в определенной сфере», найти подтверждение, одобрение своего потребления, своих индивидуальных вкусов. Фактически, речь идет опять о конформном поведении, только в модернизированном, «индивидуалистическом» варианте, когда референтная группа сужается до очень небольшой группы, в предельном случае — до одного человека. Но такое конформное и одновременно индивидуалистическое поведение предполагает в качестве обязательного условия наличие насыщенного товарами рынка, обеспечивающего выбор благ в соответствии с индивидуальными вкусами, стилем. С другой стороны, выход на такой рынок предполагает и высокий уровень дохода, позволяющего реализовывать свою индивидуальную модель, свой стиль потребления.В российской социологии аналогичные взгляды также получают распространение Так, И.Н. Иванова полагает, что современная ситуация увеличивает подвижность индивидуальных ценностных систем: индивид получает возможность изменять свой социальный статус, пересматривать усвоенные представления, совершенствовать ценностные приоритеты. В результате происходит ослабление связи между социальной структурой и стилем жизни, а жизненные ориентации становятся более открытыми и подвижными. Возникает ситуация постоянной рефлексии субъективного «Я», которое отторгает все объективированное. «Предметы потребления неформальны и находятся практически во всех сферах общественной жизни, что позволяет говорить об идентификации через потребление. Стиль потребления выстраивает социальную дифференциацию и стратификационную модель общества на основе стилевого многообразия» [55]. Иначе говоря, не страт определяет стиль, а стиль — страт.
Стиль как особая манера, вариант осуществления какой-либо социальной практики в любом случае предполагает два условия своей реализации: 1) знание актора о том, что варианты данной практики вообще возможны (иначе форма практики принимается тождественной ее содержанию); 2) наличие ресурсов для реализации. Реклама, другие коммуникационные каналы могут предоставить человеку информацию о существующих возможностях индивидуализации потребления. Но снабдить себя соответствующими атрибутами можно, как правило, лишь имея средства для приобретения атрибутов. Б. Хельнер и Р. Дитрих [167] отмечают, в этой связи, что в целом на Западе дифференциация стилей жизни и соответствующих им образов как выражение типичных для больших групп схем идентичности является, с одной стороны, следствием стабильных для групп «ценностных векторов практик». Но, с другой стороны, «западная дифференциация стилей жизни, прежде всего, в широких средних слоях, представляет собой квази «естественное», эволюционное следствие общества благосостояния». Итак, стиль жизни — «сплав» ценностного вектора и благосостояния. Если исчезает одна из этих составляющих, стиль становится «схемой имитации», типичной для какой-то группы.
На индивидуализацию потребления в современных условиях обращает внимание и такой известный социолог, как 3. Бауман. Приведем его мнение: «Именно потребительская установка превращает мою жизнь в мое индивидуальное дело, именно потребительская активность делает из меня индивида (почти всегда люди
производят или создают нечто совместно с другими людьми, и только то, что они потребляют, они потребляют в одиночку, в свое удовольствие). В конце концов, кажется, что я состою из множества вещей, которые я покупаю и которыми владею... Кажется, что с помощью тщательно подобранных покупок я могу сделать из себя все, что пожелаю» [7, с. 215]. Но и сто лет назад известный американский психолог и философ Уильям Джемс, вводя понятие «социальная личность», написал, что «личность в широком смысле — это «Я», плюс капитал и недвижимость, экипаж, библиотека, связи, семья и т.д.» [41]. Вторя Джемсу, современный английский исследователь пишет: «Ты — это то, что ты ешь, носишь и водишь... Короче говоря, ты — это то, что ты потребляешь» [189, с. 112]. Знаменательно, что наш современник не указал «семью, связи...». Конечно, он рассматривал взаимосвязь личности и потребления, а не собственно структуру личности, но возможно, что тем самым подчеркивается и имеющее сегодня место снижение значимости традиционных социальных идентификаторов, упрощение социального символизма до внешних атрибутов потребления, о чем писал Ж. Бродрийяр, формулируя свое понятие «код стэндинга». В рамках этой концепции, для «заявки себя» в любом качестве достаточно «тщательно подобранных покупок».
Стиль жизни на теоретическом уровне первым рассмотрел все тот же Т. Веблен при анализе демонстративного потребления. Он показал, как понятие престижа менялось со временем и как в зоне престижного потребления оказывались те или иные модели потребления — демонстрация физической силы, демонстративная праздность и т.д., — наглядно заявляющие о высоком социальном положении лица, практикующего такой стиль. Понятие жизненного стиля стало одним из важнейших в работе одного из классиков социологии Г. Зиммеля «Философия денег» (гл. 6. «Деньги и стиль жизни»). Зиммель выдвигает центральные поведенческие моменты стиля жизни в смысле переживаемого и проживаемого социального дистанцирования и идентичности. С другой стороны, он показывает общесоциальные моменты, которые способствуют дифференциации стилей жизни: «Да просто факт существования стиля жизни является сам по себе одним из самых значимых случаев дистанцирования. Стиль в выражении наших внутренних процессов свидетельствует, что они больше не выплескиваются непосредственно, а в момент своего проявления оказываются облаченными. Стиль как общее придание формы индивидуальному является для последнего неким покровом, которыйсоздает барьер и дистанцию от другого, который это выражение воспринимает» [167]. Через стилевую практику внутренний мир человека заявляет себя социально. Из современных авторов большое внимание стилю жизни уделил П. Бурдье, определивший его как «целостное множество отличительных предпочтений, выражающих, следуя специфической логике каждого из символических подпространств (мебель, одежда, речь или телесность), одну и туже выразительную интенцию» [16, с. 542].
Но каковы основания выбора индивидом определенного стиля потребления и, более широко, стиля жизни для подтверждения «субъективной валидности». П. Бурдье прямо соотносит стиль жизни (частью которого и является модель потребления) с габитусом как системой схем, порождающей конкретные практики. Но конкретная реализация этих схем вариативна, эти вариации и есть стиль. «Стили жизни являются систематической производной от габитусов: взятые в их взаимосвязи согласно схемам габитуса, они становятся системами социально маркированных знаков... Диалектика условий и габитусов лежит в основе алхимии, трансформирующей распределение капитала... в систему распознаваемых различий, отличительных свойств, иначе говоря, в распределение символического капитала» [16, с. 542]. Бурдье называет стиль продуктом «транспонирования» схем габитуса в связи с конкретными условиями их воплощения на практике и напрямую связывает его с социологической категорией «диспозиция». Для пояснения своей мысли он проводит аналог между диспозицией и почерком, т.е. индивидуальной манерой писать буквы. Почерк всегда производит одинаковое письмо, несмотря на разницу размера или цвета листка бумаги, особенностей инструмента для письма. Бурдье делит все «пространство стилей жизни», равнозначное для него социальному пространству, на три «зоны», различаемые по потреблению. Во-первых, «благородные виды потребления», считающиеся таковыми в силу своей редкости. Это потребление групп, обладающих наибольшим капиталом. Во-вторых, «вульгарные виды потребления» вульгарны в силу их доступности и распространенности. Они характерны для наиболее обделенных групп. В-третьих, — претенциозные потребительские практики, которые порождаются несоответствием между амбициями и реальными возможностями [16,с. 544].
Информация о работе Реклама в поле социологического дискурса