Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
Декарт тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая может помочь в практических делах людей. Подлинная философия, - полагал он, - должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу.
Эту мысль Декарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленная крона – все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику.
В основании человеческого знания лежит философия, - утверждал Декарт. Для него было очевидно, что истинность исходных положений метафизики (так тогда называли философию. – В.С.) будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, чтобы найти такое положение, истинность которого самоочевидна. В своих поисках Декарт стоял на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носил методологический характер, поскольку рациональный скептицизм был нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Декарт рассуждал следующим образом: любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую», - поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования.
Положение «мыслю, следовательно, существую» – единственное положение, которое, в принципе, не вызывает сомнения, оно в основании философии Декарта. Сама философская система Декарта представляет собой яркий образец рационалистического метода познания, поскольку все философские утверждения выводятся им рационально-дедуктивным путем из единственного основоположения - из мыслящего субъекта.
Это положение состоит из двух идей: «я мыслю» и «я существую». Из положения «я мыслю» следует, что «Я» есть нечто мыслящее – душа. По терминологии Декарта, душа представляет непротяженную сущность или субстанцию. Собственная душа человека является первым предметом его положения. В душе содержатся идеи , одни из которых приобретены человеком в ходе его жизни, другие являются врожденными.
Декарт считал, что основные разумные идеи души, главная из которых – идея Бога, не приобретенные, а врожденные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то предмет этой идеи существует. Философия Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, которая обладает мышлением, протяженностью она не обладает. Эти две субстанции, независимые друг от друга, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать Бога и созданный им мир.
Рационализм Декарта утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человек усматривает эти идеи внутренним зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.
В отличие от Ф. Бэкона, который разработал и индуктивный метод познания, Декарт уделял основное внимание дедуктивному методу. Дедукция (выведение) – переход от общего к частному и конкретному, т.е. переход знания о сущности, закономерностях развития всего класса предметов к знанию каждого элемента этого класса. Декарт вывел основные правила дедуктивного метода:
Декарт выступил с критикой индукции как метода познания. Он считал, что задача познания – установление истины, а индукция не может это дать.
Историческая
заслуга Бэкона и Декарта в
разработке индуктивного и дедуктивного
методов познания несомненна. Их исследования
отвечали требованиям времени, запросам
научного знания. Нельзя, однако, не отметить
их ограниченности в подходе к методу
познания. В действительности эти методы
диалектически взаимосвязаны, а не противостоят
друг другу как у Бэкона и Декарта. В процессе
познания они неразделимы. Мысль идет
от конкретного к общему. В процессе систематизации
конкретных фактов возникают знания о
сущности, закономерностях развития, формируются
гипотезы, а они, в свою очередь, являются
той общей основой, которая формирует
знания о новых конкретных, единичных
процессах и фактах. Такого взвешенного
подхода к индуктивному и дедуктивному
методам познания
Ф. Бэкон и Р. Декарт дать не могли. Условия
научной революции, выдвинувшей на первый
план математическую сторону познания
мира, не способствовали этому.
Вопросы
1.
Общественное значение
2. Философия И. Канта.
3.
Система объективного
4.
Материалистическая философия
Основные
понятия: антиномии,
трансцендентная философия
и категорический императив
Канта, абсолютная идея,
субъективный дух, объективный
дух и абсолютный дух
Гегеля, антропологический
материализм Л.А. Фейербаха.
1.
Особенности немецкой
Практический опыт Английской и Французской революций создал предпосылки для развития философско-теоретического мышления, результатом чего явилась разработка в рамках немецкой классической философии идеалистической диалектики.
Философия И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха может быть названа классической по богатству содержавшихся в ней идей, по совершенству форм их воплощения. Немецкая классическая философия представляет одну из вершин в области мировой философской мысли. И это обязывает нас внимательно рассмотреть не только те основные философские проблемы, которые ее классиками были поставлены, но и как они были решены.
2.
Родоначальником немецкой
Философские воззрения Канта докритического периода (1745-1770 гг.) были связаны с попытками обосновать и осмыслить основные идеи современного ему естествознания. Диалектический взгляд на Вселенную наиболее полно был выражен в космологической гипотезе, основные идеи которой были изложены в одной из ранних работ Канта «Всеобщая история и теория неба» (1755 г.). В ней Кант рассматривал процесс возникновения Вселенной из так называемой «первоначальной газовой туманности». Кант показал, что Вселенная имеет свою историю, каждый из этапов которой осуществляется закономерно. По Канту, миры возникают с такой же объективной необходимостью, с какой они разрушаются. Рассеивание и сгущение материи, по Канту, – это два диалектически взаимосвязанных процесса, которые обеспечивают смену циклов сгущения и разрежения материи. Согласно теории Канта, Солнечная система возникла за счет сгущения первичной газопылевой туманности. Это материалистическая точка зрения на возникновение солнечной системы. Поскольку теория полностью не доказана, она носит название космологической гипотезы Канта – Лапласа.
Критический период в развитии философии Канта начался в начале 70 гг. и продолжался до смерти философа. В этот период им были написаны основные философские работы: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1792 г.).
Кант одним из первых философов предпринял попытку критического анализа способностей и принципиальных возможностей человеческого разума.
Познание, по Канту, - это не простое воспроизведение познаваемого предмета, его зеркальное отражение, это сложный противоречивый процесс, в структуре которого разграничиваются три взаимосвязанных уровня: чувственность, рассудок и разум.
По
Канту, чувственность является фундаментом,
источником познания, его базисом. Возникновение
чувственных представлений
На следующем этапе чувственный материал упорядочивается на уровне рассудка, оперирующего понятиями или категориями. Априорными формами рассудка Кант объявляет такие категории, как качество, количество, отношение, причинность, случайность, необходимость и др. С помощью категорий рассудок составляет суждения, осмысливает характер и тип связей между ними. На уровне рассудка происходит синтез чувственного и эмпирического многообразия, или по терминологии Канта, используется, метод трансцендентальной дедукции категорий. В априоризме Канта выразилась сущность его трансцендентального (лат. – выходящего за пределы эмпирического мира) идеализма. Кант расширил терминологическое значение этого понятия, соотнеся его с априорностью познания. Близким по своему значению с этим понятием является понятие «трансцендентный». Кант называл трансцендентным все, что выходит за границы возможного опыта.
Априоризм Канта непосредственно связан с его агностицизмом (от греч. – недоступный познанию). Агностицизм – философское направление, признающее ограниченность познавательных возможностей человеческого разума. И хотя Кант отмежевывался от этого направления, сама логика рассуждений сближала его с ним. Кант признавал, что окружающий человека мир существует объективно, независимо от человеческого сознания и познания. Однако это признание у него сопровождалось делением мира на мир явлений или «феноменов» и мир сущностей «ноуменов». Мир явлений, с точки зрения Канта, познаваем. Мир сущностей «ноуменов» непознаваем и характеризуется как «вещь в себе». В результате Кант приходил к выводу о том, что познаваемы лишь явления, выступающие объектом непосредственного чувственного созерцания. Но познание явлений не приводит к познанию сущности. Если рассудок, формирующий суждения на основе конкретных чувственных представлений, устанавливает связи между суждениями, раскладывает все «по полочкам» и не терпит каких-либо противоречий, то разум в своей попытке достичь истинного, достоверного знания неизбежно впадает в заблуждение. Он антиномичен по своей внутренней природе. Антиномиями Кант называл такие противоречащие друг другу суждения, каждое из которых может быть одновременно и истинным и ложным. Антиномии представлены в виде соотношения тезиса и антитезиса. Эти понятия могут быть в достаточной степени аргументированными, настолько, что невозможно отдать предпочтение лишь одному из них. Например, одинаково истинным и столько же ложным может быть тезис: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен во времени и в пространстве».
Определяя предмет и задачи философии, Кант открыл круг наиболее важных вопросов:
Решение этих вопросов, по Канту, преломляется через человека, понимание смысла и значения его жизни. Отсюда следует четвертый, самый важный вопрос, лежащий в основе этической концепции Канта: «Что я есть человек?» Первые три вопроса вытекают из него и подчинены ему. При разработке этической концепции Кант сформулировал категорический императив, становящийся высшим законом нравственности: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Императив провозглашал индивидуализацию нравственных норм и правил поведения личности. Иначе категорический императив можно сформулировать так: «Веди себя в отношении другого так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя. Делай то, что должны делать все». Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек выступает как высшая цель.
3. Гегель – продолжатель сложившейся в немецкой классической философии традиции, выразившейся в стремлении к созданию целостной, завершенной системы философского знания. Для Гегеля непреложным является сам процесс движения мысли от абстрактного к конкретному. Здесь выступает объективно-идеалистическая направленность философии Гегеля. Об этом свидетельствует название его ранней работы: «Феноменология духа», призванной исследовать различные состояния духа на уровне сознания, самосознания и разума.
Сознание фиксирует чувственный образ предмета, его «чувственную достоверность». Это исходное знание определяется Гегелем как «непосредственный дух», утверждающий истинность единичных предметов. Здесь речь идет об обыденном, предметном сознании, недостаточном для познания истины.
Второй
уровень – уровень
В «Феноменологии духа» следует искать истоки не только объективного идеализма, но и диалектического метода Гегеля, включившего принципы развития непосредственно в процесс познания.