Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
Бруно
доказывал противоположность
Отправным пунктом его теории познания является сомнение, прежде всего, сомнение в церковном авторитете.
Задачей философии Бруно считал постижение мира, подчёркивая, что религия и церковь этому только препятствуют. В труде «Изгнание торжествующего зверя» он делает вывод, что этого зверя (под которым понималась церковь с ее учением) можно изгнать из идеологии только в том случае, если удастся его изгнать из политики и экономики, что следует подорвать власть церкви в жизни людей и над их умами. За еретические взгляды великий мыслитель судом инквизиции был приговорен к сожжению на костре. Его воля в отстаивании своих убеждений была несгибаемой, стоической. Он ответил на приговор инквизиции следующими словами: «Вы, быть может, с бóльшим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю». Уже стоя на костре, он отвернулся от протянутого ему распятия. Д.Бруно знал, что «смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках» и был глубоко убеждён, что «лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».
Таким образом, новое миропонимание в эпоху Возрождения прокладывало себе путь в борьбе со средневековой схоластикой, мракобесием и инквизицией. Эта эпоха породила титанов воли и мысли, отстаивающих свои взгляды любой ценой, вплоть до собственной жизни. Она дала миру выдающихся и талантливых учёных, философов, деятелей искусства, обладающих незаурядным интеллектом, эрудицией, целеустремлённостью. Сознание новизны и величия своего времени переполняло гордостью сердца и умы людей, способствуя формированию особого мироощущения и высокой самооценки.
3. Если в античную эпоху человек ощущал себя частью природы и философия встраивала его в макромир как неотъемлемый компонент, суть которого во многом определялась им самим, в эпоху Средневековья он не отделялся от бога и находился от него в полной зависимости, что проецировалось на ощущение зависимости и от государства, и от определённой общности, её принципов, норм, то в эпоху Возрождения человек осознал своё величие, независимость, своеобразие, отличие от всех природных существ, своё особое назначение. Он осознал свои безграничные возможности, - и это осознание становится центром теоретических построений. Сквозь призму личности философия стала рассматривать все проблемы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Результатом формирования установки на самореализацию личности явились философские труды и гениальные художественные творения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Это поэзия Петрарки и Данте, трактаты Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и Эразма Роттердамского, шедевры живописи Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Появляется культ творческой индивидуальности. Человек стал творцом самого себя.
Философы этого периода даже если и признавали, что человек создан Богом, то прежде всего делали акцент на свободу воли, которой Бог наделил человека, поэтому он выступает как царь природы и вершитель своей собственной судьбы. Не общее, а отдельное в этот период становится главным: оригинальность человека, его самобытность, непохожесть на других. Высоко ценится индивидуальность. Человек становится сверхчеловеком для философии Возрождения. Появляется убеждённость в относительности всяких человеческих проявлений и в том, что каждый способен благодаря своей деятельности довести себя до уровня идеального универсального человека, что человек в своей индивидуальной деятельности может проявить себя гораздо больше, чем в общности. Интерес к человеку во всём многообразии его проявлений определяет характерную черту философии Возрождения – антропоцентризм. Это обусловлено тем, что в эпоху интенсивного развития буржуазного уклада жизни, формирования нового способа производства выявляется особая значимость человека, его творческой активности и общественной позиции.
В античный период (космоцентризма) высшим достоинством человека считается его разум, а отсюда и высокая оценка приобщения человека к вечности, к природе, чему способствовало созерцание; деятельность же рассматривалась как фактор, отвлекающий человека от главного и погружающий его в мир преходящий. В средние века труд трактовался как искупление за грехи и подготовка к вечной жизни, где каждому воздастся по делам его. В эпоху Возрождения впервые создаются творческие возможности для трудовой деятельности. Труд воспринимается как условие самореализации человека. Человек ищет опору не в космосе, не в боге, а в самом себе. Если средневековая философия основной акцент делает на внутренний, духовный мир человека, то в эпоху Возрождения не меньшую значимость приобрела и его физическая организация, физическая красота (культ тела). Это также связано с антропоцентризмом, с возрождением античного восхищения человеком: «Много в мире сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего» (Софокл).
Философов
эпохи Возрождения интересуют прежде
всего творческие способности человека,
их практическая направленность. Но полностью
от средневековой концепции
Человек обладает могуществом потому, что он богоподобен. Но если духовность в человеке воспринималась как проявление божественного, что согласовывалось со средневековой интерпретацией, но телесность трактовалась вопреки средневековым канонам: телесно-природное рассматривается не как греховное, а как достойное наслаждения и преклонения. В возрожденческом антропоцентризме телесное и духовное сливаются воедино в достижении эстетического эффекта.
В противовес христианской этике Средневековья, провозглашавшей аскетизм в качестве основы нравственности, философия Возрождения обращается к идеалам эпикурейцев, ориентированных на земное счастье, на получение человеком «ничем не омраченного удовольствия». Но эти идеалы дополняются творческой активностью человека, так как в них аккумулировались интересы нарождавшейся буржуазии. Наиболее ценными этическими категориями провозглашаются достоинство и благородство, в произведениях искусства славится мощь свободного человека, доблесть его духа. Возрождение интереса к красоте человеческого тела – характерная черта творчества художников этой эпохи, причем телесная красота становится условием для выражения красоты духовного мира человека.
4.
В своих трактатах философы
пропагандируют идею
Наиболее ярко это выразилось в идеях Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639 гг.). В их утопических концепциях получила развитие одна из исторических форм гуманизма, ведущая свое начало от первоначального христианства. Раннее христианство содержало идеи социального протеста, неприятия порабощения и эксплуатации, противопоставляя рабовладению идею равенства всех перед Богом. Но христианство обещало равенство за гробом, а утопические учения переносили эти отношения на реальную жизнь, ориентируя на необходимость создания определенной материальной основы, которая способствовала бы реализации родовой сущности человека. А поскольку назначение человека заключается в его трудовой деятельности, то, как считали авторы утопий, все члены общества должны принимать участие в производственном процессе, так как подлинно справедливые отношения возможны только при уничтожении частной собственности и связанного с ней социального неравенства.
Эти представления воплотил английский гуманист Томас Мор в своем произведении «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516 г.). Автор оказался очень интересным мыслителем.
Произведение написано в форме диалога. В нем рассказывается о путешествии в неведомую страну «Утопию» («у»-не, «топос»-место, т.е. место, которого нет). Здесь нет частной собственности, а значит, и эксплуатации. Основное внимание Т.Мор уделяет организации производства, потребление считает производным от него. Все утопийцы трудятся, выбирают разные ремесла в соответствии со своими склонностями. Семья - единица общества -занимается единой деятельностью, но допускается изменение ее направления, если она недостаточно удовлетворяет человека. Происходит разделение городского, ремесленного и сельскохозяйственного труда, но возможен и обмен деятельностью. Труд – основа всех сфер жизнедеятельности. Все разумные потребности утопийцев удовлетворяются, но проблему распределения автор не рассматривает.
Разрешить этот вопрос несколько
позже делает попытку
В
одном из своих сонетов Т. Кампанелла
так определил собственное
«Родился я, чтоб поразить порок:
Софизмы, лицемерие, тиранство,
Я оценил Фемиды постоянство,
Мощь, Разум и Любовь – ее урок».
За свободомыслие он значительную часть жизни провел в застенках инквизиции, но не смирился. Человек, не видевший солнца 27 лет, написал произведение «Город Солнца». Это свидетельство исключительного мужества, яркости и цельности характера, подлинного героизма.
В своих политических памфлетах он высказывал опаснейшие для власть имущих мысли. Подчеркивая, что правители опасаются народных восстаний, давал совет: чтобы народ не бунтовал, лучше его вооружить, чем разоружить. И если правитель будет действовать справедливо, то народ употребит оружие в пользу государя, а если неблагоразумно, то хотя бы он и не был вооружен, все равно восстанет и найдет себе оружие, чтобы направить его против такого правителя.
Не только Т. Кампанелла, но все гуманисты Возрождения были ориентированы на свободомыслие и справедливое устройство государственной власти. Они полагали, что достижение гармонии личности и общества, разумного правления возможно только в рамках республиканского строя. Но иногда стремление преодолеть феодальную раздробленность и поиски путей к консолидации не соответствовали принципам нравственности. Так, идеолог зарождающейся буржуазии Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), автор знаменитого сочинения «Государь», считал, что в политической борьбе во имя великих идей допустимо применять любые средства, пренебрегая законами морали. В отличие от своих предшественников, он руководствовался не абстрактными идеями торжества добра и блага, а реальным опытом конкретной жизни, зачастую ориентированным на идеалы утилитаризма (отождествление добродетели с пользой). Жизнь убеждала его в том, что в человеческой деятельности доминируют эгоистические интересы, главный из которых – сохранение и умножение собственности. На основе этого открытия Н.Макиавелли построил свою концепцию общества.
По его мнению, люди эгоистичны в силу своей природы, они стремятся к осуществлению желаемой цели любыми средствами. Поэтому государство как высшая сила призвано ограничивать эгоистические устремления людей и тем самым спасти общество от уничтожения.