Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
Структурной единицей организации русской народной жизни славянофилам представлялась община, главной характеристикой которой является самоуправление. Общинное устройство, основанное на началах общей ответственности в соответствии с народными обычаями, было для славянофилов воплощением свободной общности. Общинный дух русского народа славянофилы противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.
Философско-историческая концепция славянофилов пронизана верой в особую историческую миссию России, которая призвана соединить противоположные начала жизни, дав миру высокий образец духовности и свободы. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию.
Противостоящее славянофильству западничество также не было единым и однородным. В нем были мыслители разных направлений: либералы, радикалы, консерваторы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем исторических достижений стран Западной Европы. Многие идеи западников были вынесены ими из общения со славянофилами. М.А. Бакунин прямо признавал, что его анархизм с полным отрицанием государственной власти инициирован К.С. Аксаковым. По свидетельству С.Л. Франка, углубившись в работы А.И. Герцена и В.Г. Белинского, можно сразу заметить, что, с одной стороны, западниками их можно называть лишь условно и от своих противников славянофилов они отличались не столь принципиально, как это кажется им самим, а с другой стороны, за социально-политическими и историко-философскими высказываниями этих атеистов таятся сильные и типично русские религиозные устремления и идеи.
В социально-политическом
2.
Прямым продолжением
Почвенничество, по определению А.А. Григорьева, характеризовалось «восстановлением» в душе новой или, лучше сказать, обновленной веры в народ. Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталась со взглядом на историю как на спонтанный исторический процесс, принципиально неподдающийся рационализм. Оригинальная концепция исторического процесса, понимаемого таким образом, представлена в трудах Н.Я. Данилевского и Ф.М. Достоевского.
Впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи – Византии. А.А. Григорьев называл свое мировоззрение органическим, исходя из того, что жизнь мира развертывается в совокупности типических циклов, которые имеют свой лик, свою форму, свой образ. Каждая эпоха есть своего рода «организм», целое во времени, как каждый народ есть целое или организм в пространстве. Эти идеи подробнее были развиты в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Он разработал систему основных типов культур и объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Данилевский считал, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организмов животных и растений, так в человеческой истории существуют различные типы культур. Под культурно-историческим типом он понимал самостоятельные и своеобразные планы религиозного, промышленного и художественного развития.
Все содержание всемирной истории Н.Я. Данилевский свел к 10 культурно-историческим типам. Наряду с понятием типа культуры Данилевский употребляет и понятие «цивилизации», отмечая, что каждая цивилизация вырабатывает свой вид духовной деятельности. Он различал четыре основополагающих вида деятельности: 1) религиозную, 2) культурную, 3) политическую и 4) общественно-экономическую.
Исходя из анализа этих видов деятельности, он рассматривал основные типы цивилизаций.
Первые цивилизации - египетская, китайская, индийская, вавилонская - ….он называет подготовительными, так как они не проявили ни одну из сторон общечеловеческой деятельности. В них все было в «смешении»: религия, политика, культура, общественно-экономическая организация.
Последующие цивилизации достигли более высокого уровня во всех сферах деятельности, но особых результатов не добились ни в одной области. Поскольку в этих цивилизациях была преимущественно развита какая-то определенная деятельность, он называет их «одноосновными».
Политическая сторона деятельности была развита в римской цивилизации. Романо-германскую цивилизацию Данилевский определял как двухосновную. Для нее характерен научный и промышленный характер культуры. И только славянская цивилизация, идущая на смену романо-германской, может стать полным четырехосновным культурно-историческим типом.
Цикл культурно-исторического типа может быть представлен следующим образом:
Механизм развития и саморазрушения любого культурно-исторического типа тот же, что и механизм развития и саморазвития любого живого организма, последовательно проходящего через стадии зарождения: младенчество – юность – зрелость – старость – смерть.
Под консерватизмом понимаются философско-социальные концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни и ее правовых и семейных основ.
Идеи
русского консерватизма публицистически
обосновывались
М.Н. Катковым, на философском уровне
- К.Н. Леонтьевым и
Свои идеи К.Н. Леонтьев не облекал в традиционную философскую форму, а излагал живым, афористическим языком. Связывая воедино природу и человека, К.Н. Леонтьев сформулировал органическую теорию развития, для которой характерны:
Органическое развитие, по Леонтьеву, является сложным процессом, полный цикл которого включает в себя следующие этапы:
Начальным этапом развития в концепции Леонтьева выступает первичная простота, т.е. такое состояние системы, когда еще не выявились все заложенные в ней возможности.
Переход от первичной простоты к цветущей сложности связан с такими процессами:
Переход от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цветущая сложность – высшая точка развития, которая есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством. Деспотизм в данном случае означает принудительные начала организации разнообразных элементов в одну систему, обеспечивающие ее существование в качестве целого. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет.
В каждой органической системе, считал К.Н. Леонтьев, заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается рассогласованность между составляющими ее частями. Усложнение составных частей системы переходит те границы, в рамках которых система сохраняет устойчивость. Начинается переход от цветущей сложности ко вторичному смесительному упрощению, который представляет собой процесс дезорганизации системы и проявляется в
Результатом является разложение, гибель системы.
На основе этой схемы К.Н. Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур, выдвинутую Данилевским. Цикличность в развитии общества подобна фазам в развитии организма, где есть эмбриональный период, рождение, рост, процветание всех возможностей и есть угасание и смерть. Любая органическая целостность имеет свой срок существования. К.Н. Леонтьев видел некий алгоритм в жизни народов, культуры государств, несмотря на кажущуюся уникальность их истории. Из примитивного состояния первоначальной простоты постепенно формируется усложняющаяся общественная система.
На
восходящей линии развития общество
характеризуется сложной
Достигнув расцвета, высшей точки развития, общество постепенно переходит к нисходящей линии развития, где разнообразие сменяется однообразным, в результате чего постепенно угасает способность к культурному творчеству, в конечном итоге общество перестает существовать как субъект исторического процесса.
Теория органического циклического развития К.Н. Леонтьева стала философской основой историософских построений русских консерваторов.
К.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что Россия принадлежит не к европейскому, а к другому – византийскому - типу культуры.
Русские консерваторы отчетливо осознавали, что государственное величие России связано с ее целостностью и неделимостью. Потому необходимость защиты Российской империи проходит через всю консервативную мысль. Наиболее яркое выражение эта идея нашла у М.Н. Каткова, который считал, что сохранение целостности и единства для России – вопрос жизни и вопрос ее бытия в качестве великого государства. Он неоднократно подчеркивал историческую заслугу русского народа в создании великого государства.
М.Н. Катков доказывал, что Российская империя может существовать только как унитарное государство, а любые попытки федерировать Россию приведут к ее развалу. Федеральное устройство России не может обеспечить национальное единство. Федерация неизбежно приведет к сепаратизму, а сепаратизм, по образному выражению Каткова, есть внутренняя язва, разъедающая государственный организм. Поэтому государственная власть в борьбе с сепаратизмом правомочна идти на любые меры, способные допустить целостность государства.
3.
Одним из наиболее
Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.
Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие: философским основанием космизма выступает идея развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемая философией в ходе всего ее исторического развития.
Существенное влияние на формирование идей русского космизма оказали религиозные идеи.
Многие представители космизма были религиозными людьми: Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др. Религиозное влияние на русский космизм проявилось в первую очередь через нравственные постулаты религии. Христианская идея о том, что все люди братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего – земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм просматривается через христианское учение о воскрешении людей. Оно очевидно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н.Ф. Федорова. Попытка ее реализации неизбежно связана с идеей единого земного и небесного миров.