Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
3) рассматривает
вещи находящимися в состоянии
покоя. Только толчок, воздействие
внешней силы может вывести
вещь из такого состояния,
Диалектика и метафизика ведут свою историю из античности, где они возникли и существовали каждая в виде отдельных элементов. Метафизика была приведена в систему в начале нового времени и сыграла большую роль на эмпирическом этапе развития естествознания, когда главной задачей науки было накопление фактического материала, и на этом в основном исчерпала свои возможности, но полностью своего значения не утратила.
Новые задачи науки, переход к созданию научных гипотез и теории востребовали диалектику. В классической немецкой философии, главным образом усилиями Гегеля, она была приведена в систему, но еще не приобрела подлинно научного характера, так как была идеалистической и ограниченной действием во времени. Подлинно научный характер диалектика приобрела только в марксисткой философии. К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели ее идеалистический характер, ограниченность ее действия во времени, высоко оценили роль в познании и преобразовании действительности.
Разные подходы к предмету философии со стороны диалектики и метафизики не следует рассматривать как борьбу за полное взаимоисключение. Это диалектическое единство противоположностей, борьба которых имеет и позитивные результаты.
В настоящее время в философские исследования активно внедряются методы, заимствованные из конкретных наук: синергетический, полипарадигмальный и компаративистский – из естественных наук; герменевтический и семиотический – из языкознания; экзистенциальный – из психологических наук и др. Они обладают определенными гносеологическими возможностями и могут быть полезны в решении конкретных научных задач. Но здесь имеет место и негативная сторона, когда им приписывается роль методологии, что, очевидно, является функцией диалектики.
4.
Роль философии в обществе
и в жизни человека выражается
в ее функциях. Важнейшая из
них – мировоззренческая. В
этом плане философия выявляет
(эксплицирует) наиболее общие идеи,
формы опыта, на которых
Как философия относится к науке? Как правильно ответить на вопрос, является ли философия наукой? Но прежде нужно ответить на вопрос, что следует понимать под наукой? Определений науки существует несколько. Наиболее популярно следующее: наука есть система знаний о мире, выраженная в научных понятиях, законах, гипотезах и теориях. Этим критериям соответствуют далеко не все из прошлых и современных философских учений. Одни этому критерию совершенно не соответствуют и потому являются антинаучными. Такова религиозная философия, центральной идеей которой является теоцентризм. Другие соответствуют этому критерию не полностью, например, философия Л. Фейербаха, или частично, например, философия Гегеля. Полностью этому критерию соответствует только марксистская философия.
К религии философские учения тоже относятся по-разному. Материалисты считают религию заблуждением. Отношение к религиозным людям и церкви основывают на принципе свободы совести. Объективные идеалисты по своим взглядам близки к религиозным учениям. Именно поэтому Л. Фейербах назвал философию Ф. Гегеля «подкрашенным богословием». Несколько иное отношение к религии субъективных идеалистов, поскольку они считают, что вещи - это только комплексы ощущений. Но практически субъективные идеалисты находят аргументы в пользу признания реального существования Бога и лишь немногие из них разделяют атеистические взгляды.
Возникает
вопрос, почему такие разные по отношению
к науке и к религии учения
составляют нечто единое – философию?
Ответ: все философские учения имеют один
предмет – мир, человек, место человека
в мире. Это их объединяет. Но ответы на
этот вопрос они дают разные.
Вопросы
Основные
понятия: философия,
осевое время, античность,
материализм, идеализм,
дуализм, пантеизм, стоицизм,
скептицизм, космология,
антропология, онтология,
гносеология, социология,
теология, телеология,
антропоморфизм, плюрализм.
1. Чтобы понять то или иное явление, необходимо ответить на три вопроса: как оно возникло? какие этапы прошло в своем развитии? что его ждет в будущем? Чтобы понять сущность философии, следует прежде всего обратиться к ее истории, так как история всегда способствует постижению теории.
Большинство исследователей полагает, что философия как духовный феномен появляется в Древней Греции (в VII–VI вв. до н.э.) и первый этап развития философской мысли соотносит с древнегреческой, считая всю предшествующую предфилософией. Это утверждение имеет свое обоснование.
Во-первых, именно в Древней Греции появляется термин «философия», образованный из двух греческих слов - phileo (любовь) и sophie (мудрость), - т.е. этимологически «философия» означает «любовь к мудрости». Впервые в этом смысле данный термин употребил Пифагор, а благодаря Платону он закрепился в европейской культуре.
Во-вторых,
все прежние философские
В-третьих, в Древней Греции возникает дифференциация наук. Изначально философия носила интеграционный характер, включала всю совокупность знаний человека о мире. Вычленение философии как особой области знания было предпринято Аристотелем, - и философия стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. Философская мудрость была направлена на решение вопросов фундаментальной значимости.
И, наконец, древнегреческая философия появляется в эпоху, которая обрела всемирно-исторический смысл. Это время около 500 г. до н.э. (между 800 и 200 гг. до н.э.) немецкий философ К. Ясперс характеризует как «осевое время», как факт, значимый для всего человечества. Это был период, когда возникли предпосылки для резкого поворота в истории, появился человек современного типа и для всех народов были «найдены общие рамки понимания их исторической значимости».
2. Термин «античность» (лат. antiguus – древность) употребляется в широком смысле и идентичен русскому «древность». А в узком (и более употребительном) – греко-римская древность. Таким образом, античная – это древняя философия.
Мы обратимся к анализу древнегреческой философии, поскольку она представляет собой классический образец философии рабовладельческого общества.
Началом развертывания философских идей в Греции является возникновение милетской школы (VII – VI вв. до н.э.).
Ее представители - Фалес, Анаксимен и Анаксимандр - искали в многообразии вещей единое начало и поставили в центр своего внимания проблему «первоосновы», «первоэлемента» мира. Эти элементы они находили в конкретных физических явлениях. Фалес высказал идею, что все происходит из воды и в воду же обращается.
Анаксимандр полагал в качестве первоосновы нечто неопределенное и беспредельное, дав ему название «апейрон». От него берет свое начало все сущее, все многообразие реальных вещей.
Анаксимен субстанциональной основой мироздания считал воздух, процессы сгущения и разряжения которого выражают природу движения.
Заслугой представителей милетской школы является попытка за отдельными свойствами увидеть общее и объяснить мир из него самого, найти первоначало (архе) всего сущего.
Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита Эфесского (VI – V вв. до н.э.). Началом начал он считал огонь, закономерно воспламеняющийся и закономерно угасающий, который пронизывает собой все, начиная от мельчайших частиц и заканчивая космосом.
Весь мир находится в движении. «Все течет, все изменяется. В одну и ту же реку, - пишет он, - нельзя войти дважды: в нее текут новые и новые воды». Гераклит не только уловил диалектику в мироздании, но и заметил, что эти изменения совершаются через борьбу противоположностей: «Борьба – это отец всего, борьба – царь всего».
Философ ставит вопрос и о едином мировом порядке – Логосе. Его заслуга, как и предшественников, в формировании фундаментальных философских проблем, осознании высокой значимости философского знания, вере в познавательные способности человека. Он одним из первых открыл великую истину, что внутренний мир человека так же безграничен, как и космос великий, что «пределов души не отыщешь, по какому пути ни иди, - так глубок ее разум».
На иной платформе строили свою философию представители школы элеатов (VI – V вв. до н.э.) Ксенофан, Парменид, Зенон. Их философия пантеистична по своей сути (греч. pan - все, theos - бог – отождествление бога с природой) и метафизична по методу. Они не отрицали бога, но он выступал у них как принцип единства мира. Бытие они представляли единым, однородным, неизменным, вечным и совершенным.
К
V в. до н.э. углубляется понятие «бытие»
и на передний план выдвигается анализ
фундаментальной философской
Этимология термина «материя» восходит к лат. materia – вещество. Этим объясняется изначальный «вещественный» характер данного понятия в философии.
Так, Эмпедокл представлял материю в соединении четырех первоначал: воды, воздуха, земли и огня.
Анаксагор пытался найти основы многообразия и единства материи в «гомеомериях», мельчайших частичках – «семенах вещей».
Но наиболее четко материалистическая направленность проявилась в философии Демокрита (V – IV вв. до н.э.). Не случайно классики марксизма говорили о двух ярко выраженных противоположных тенденциях в древнегреческой философии – линии Демокрита (материалистической) и линии Платона (идеалистической).
Демокрит строит свою философскую систему на решении проблемы, которая и до него занимала умы предшественников – проблеме первоначала. Он не соглашается с ними и не признает в качестве основы принятые ими натурфилософские элементы, поясняя, что вода, воздух, огонь и земля достаточно сложны по своей структуре и сами состоят из более мелких частиц. Не устраивают его и гомеомерии: если в каждом семени все начала – оно сложно. Великая заслуга Демокрита в том, что он определил первочастицей материи – атом (греч. atomos - неделимый) и явился основателем атомистической концепции мироздания, где бытие мыслилось состоящим из дискретных (обособленных) частичек вещества, от взаимодействия которых зависит многообразие вселенной. Он пытается решить философскую проблему единства и множества: мир един, но это единство складывается из бесконечного множества. Атомы бесчисленны, но ограничены по форме. Как из ограниченного числа букв, различным образом сочетающихся, зависит богатство языка, так и из ограниченного числа форм атомов рождается богатство мироздания. Атомы различаются по форме, по величине, по порядку, по положению и находятся в вечном движении: «Движение атомов должно мыслить не имеющим начало, но существующим вечно». Из атомов состоит и макромир (космос великий) и микромир (человек). Душа также состоит из атомов и прекращает свое существование со смертью тела. Там, где царит атом, нет места загробному миру.
Особая роль в истории древнегреческой философии принадлежит Сократу (469 – 399 гг. до н.э.). Он стоит как бы на распутье: с ним кончается одна эпоха и начинается другая. Сократ перешел от натурфилософии к философии человеческой субъективности, обратившись от космологии к антропологии, поставив человека и человеческий разум в центр своих философских изысканий.