Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций

Описание

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

Содержание

От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81

Работа состоит из  1 файл

Сборник философия ч1.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

       В своем трактате «Государь» Макиавелли создает облик правителя, который для решения проблем управления обществом пользуется  пряником и плетью. Насилие, считает он, оправданно, если оно способствует обеспечению государственного порядка. «Новый государь», как говорит автор, должен бороться с врагом двумя способами - законами и силой, - и обязан усвоить то, что заключено в природе человека и зверя. И из всех зверей государь должен уподобиться двум: льву, способному повергнуть любого врага, и лисе, способной обмануть самого большого хитреца. Н.Макиавелли полагал, что государь может не считаться с нормами морали, если его действия направляются заботой о процветании государства. Его идеи вызывали и вызывают противоречивую оценку. Но значимость концепции мыслителя неоспорима. Он пришел к выводу, что государство и политика определяются не богом и христианской моралью, а естественными законами жизни людей, и что любой человек должен полагаться на свою природу и собственные силы, формируя свою судьбу.

       Идеи  гуманизма развивал Эразм Роттердамский. Ниспровергая схоластическую философию в знаменитой «Похвале глупости», он иронизировал над попытками трактовать вопросы религиозной веры  с позиций  разума. Он видел истинный смысл гуманизма в обновлении человеческой природы путем возрождения чистоты христианских заповедей. Он отстаивал свободу и ясность духа, простоту в быте и общении людей, здравый смысл, обличал невежество, лицемерие и нарочитый схоластический «интеллектуализм».

       Как уже отмечалось, для возрожденческого гуманизма характерно пристальное  внимание к человеческой индивидуальности,  потому многие мыслители этой эпохи оправдывали индивидуализм как движущее начало человеческой деятельности. Речь тогда шла не о противопоставлении личных и общественных интересов, а о способе самореализации. Неудивительно, что именно в эту эпоху индивидуализм превращается в титанизм и выражается в титанических свершениях и подвигах.

       5. Идеи философов эпохи Возрождения  были популярны в последующие  века и достаточно актуальны  в наше время.  Правомерно вспомнить  призывы гуманистов к здоровому индивидуализму в противовес тому, с которым приходится сталкиваться в современной жизни, – индивидуализму,  противоречащему титанизму и обнаруживающего себя в стремлении к наживе и отказе от подлинно нравственных человеческих принципов.

       Таким образом, главным содержанием философии эпохи Возрождения был переход от теоцентрической трактовки мира к антропоцентрической. В этот период складывается общая философская направленность на признание личности центром Вселенной, осуществляется переход от представлений о бесконечности бога к бесконечности человека, что, несомненно, оказало огромное влияние на дальнейшее формирование философской антропологии. Гуманистическая ориентация философии открывала перспективы для принципиально новой оценки человеком мира и самого себя, для утверждения человека в мире и его самореализации. Гуманизм эпохи стал составной частью гуманизма как общественно-политического течения, охватывающего как проблемы социального бытия людей, так и формирования общественных институтов. Гуманизм Возрождения вошел в сокровищницу мировой гуманистической культуры и цивилизации.

       В философских системах эпохи конструировалась парадигма реалистического мышления: в онтологии усиливались материалистические тенденции, что первоначально выразилось в переходе от креационизма к пантеизму, от геоцентризма к гелиоцентризму; в антропологии и социальных учениях появляется гениальная догадка о родовой сущности человека, заключающейся в его трудовой деятельности, на основании чего делался вывод о самопорождении и самосозидании человека; в гносеологии доминировала идея о безграничных познавательных способностях человека, благодаря которым он являл свое подлинное величие.

       Благодаря научным достижениям эпохи Ренессанса сложилась особая духовная атмосфера, изменившая проблематику и стиль философствования, что подготовило условия для становления науки и возникновения философии Нового времени.

ТЕМА   5. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ  НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

      Вопросы

  1. Философские течения в эпоху промышленной и научной революции XVII –XVIII вв.
  2. Индуктивный метод Ф. Бэкона.
  3. Философская мысль Рене Декарта.

     Основные понятия: научная революция, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, индукция, дедукция. 

    1. Своеобразие нового времени определялось  промышленной и научной революциями.  На формирование философской картины мира оказали влияние открытия XVI-XVII вв., составившие содержание научной революции, в результате которой возникло новое естествознание. Среди этих открытий следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником. Дальнейшее развитие гелиоцентрической системы было связано с именами датского астронома Тахо де Браге (1546-1601 гг.) и немецкого ученого Иоганна Кеплера (1571-1630 гг.). На основе обобщения данных, полученных Тахо де Браге, И. Кеплер сформулировал три основных закона, описывающих движение планет. Согласно И. Кеплеру, движение планет неравномерно и происходит по эллипсам, а не по кругам.

    Систематическое обоснование гелиоцентрической  системы мира дал Галилео Галилей. Он подвел твердый фундамент под  астрономию и обосновал новые  методы научного исследования. Галилей  внес большой вклад в изучение универсального механического движения, которое можно описать математически. Он утверждал, что философия природы написана на языке математики. Математика выражает естественный порядок Вселенной. Абсолютно лишь то, что можно выразить математически. Работами Галилея начинается эпоха экспериментального естествознания. Дальнейшее развитие естествознания получило в трудах великого английского ученого Исаака Ньютона (1642-1727 гг.). Важнейшим научным достижением Ньютона было создание теории движения планет и связанное с этим открытие закона всемирного тяготения, положенного в основу обоснования гелиоцентрической системы. Знаменитая работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» вышла в свет в 1687 г. В ней гелиоцентрическая система Коперника получила динамическое обоснование и стала научной теорией. Одновременно И. Ньютоном было завершено начатое Галилеем создание новой механики. Законы механики, сформулированные И. Ньютоном, завершают труды Галилео Галилея, Р. Декарта, Х. Гюйгенса и других ученых по созданию классической механики. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.

    Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество       Ф. Бэкона, Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И ученые, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения.

    Такие мыслители, как Р. Декарт и Г. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими  учеными того времени. Передовая  философская мысль всегда «расчищала»  дорогу науке и опиралась на ее достижения, сама развивалась и обогащалась, основываясь на новых научных открытиях.

    С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке  методологии научного исследования. На пути решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.

    Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание – считало источником знания и критерием его истинности, прежде всего, научно организованный опыт,  эксперимент.

    Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как единственный источник  знания и высший критерий его истинности.

    2. Родоначальником эмпиризма был  английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. В работе «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкон требовал привести границы умственного мира в соответствии с новыми открытиями и изобретениями. Науку он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание – сила». Он любил повторять: «Мы столько можем, сколько мы знаем». Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смысле слова Ф. Бэкон выделяет также и «первую философию» или соответственно философскую науку, которая включает «естественную теологию» (косвенное познание бога через факты природы), «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы».

    Главная трудность в познании природы, как  считал Ф. Бэкон, находится не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас  условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Нужно идти совершенно иным путем, использовать новый метод.

    Ф. Бэкон считал правильный метод наилучшим  руководством, ведущим к истине, к будущим открытиям и изобретениям. Метод выступает как великая  преобразующая сила, поскольку он ориентирует теоретическую и  практическую деятельность человека. Он указывал кратчайший путь к новым открытиям, увеличивая власть человека над природой. Нужно выявить те факторы, которые привели к отставанию науки от жизни и опыта.

    Положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами являются идолы. Идолами Ф. Бэкон называл заблуждения разума, искажающие познание. Среди них он выделял как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

    Первый  вид заблуждений – «призраки рода». Они являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.

    Второй  вид заблуждений – «призраки пещеры». Они происходят  не от природы, а от воспитания и бесед с другими людьми.

    По  мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит  на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внутреннего  мира, что сказывается на его суждениях. Преодолеть это заблуждение можно,  используя коллективный опыт и наблюдения.

    Третий  вид заблуждений – «призраки рынка». Обусловлены особенностями социальной жизни человека, ложной мудростью,  привычкой пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями. Они, по мнению Ф. Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как внедрены в разум «согласованием слов и имен».

    Четвертый вид – «призраки театра».  Они связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракта. Поэтому «истина – дочь времени, а не авторитета».

    Очистив разум от «призраков», следует выбрать  метод познания. Ф. Бэкон образно  характеризует методы познания как  пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это  ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собрать факты, но неумение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому, как пчела собирая нектар, перерабатывает его в мед.

    Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию вещей. Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в них элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного знания – индукция (термин индукция означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по     Ф. Бэкону, – компас корабля науки.

    Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон  вместе с тем не выступает против дедукции.  Общие понятия  должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных и не отрываться от опыта. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф. Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ, т.е. аналитический метод, основанный на расчленении природы в процессе ее познания. Познав первичные простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Основное правило процесса познания Ф. Быкон выразил формулой: от ощущений к аксиомам, от аксиом  снова к ощущениям. Влияние Ф. Бэкона на развитие экспериментальной науки нового времени велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

    3. Научная революция XVI-XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма XVII в. связаны с ориентацией на математику, как идеал широкого познания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, переменчив.

    Рационалисты  считали, что, подобно тому как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское  знание также должно выводиться из разума и обосновываться им. Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и его возможности достижения абсолютной истины, т.е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в. С наибольшей последовательностью они проявлялись в системе западноевропейского рационализма французского ученого и философа Р. Декарта (1536-1650 гг.).

    Декарт  заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Декарт известен тем, что заложил основы геометрической оптики, стал создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.

Информация о работе Философия