Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
Естественно - научные основания русского космизма заключаются в том, что без опоры на человеческий разум, науку и технику он остался бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки подтолкнуло русских космистов к гениальным догадкам, носящим научно-практический характер и опирающимся на науку как на средство достижения благородных целей. Прогресс человеческого знания позволил Н.Ф. Федорову выразить надежду на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Быстрое развитие науки и техники позволило К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космосе.
Исторические корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества.
Огромная территория России укрепляла в сознании людей необходимость духовного и территориального единства. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Все эти факторы послужили основой русской космической философии.
4. В.С. Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему – философию всеединства. Основные этические проблемы данной концепции он изложил в работах «Оправдание добра», «Смысл любви», «Религиозные основы жизни» и др.
Смысл
философии всеединства
Философская эволюция развития человечества складывается из трех этапов:
Идея Бога в философии В.С. Соловьева является основополагающей. Бог не только творец мира, но и воплощение совершенства. Познание Бога, сближение с ним на основе следования христианским заповедям, по мысли В.С. Соловьева, делает человека богоподобным.
Бог
создает потенциальную основу для
сближения с ним человека, но это
зависит от самого человека, от его
воли и разума. Основная идея – идея всеединства,
которая отразила особенности психического
склада русского народа. Она предполагает
единство Бога и человека, единство всех
людей на Земле, создание всеобщего единения
и братства, основанного на идеях соборности
и христианского миропонимания.
ТЕМА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Основные понятия: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, отчуждение, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка
1.
Революционное учение К.
Всякое эпохальное социальное учение, каковым, несомненно, является марксизм, ставит своей задачей ответить на вопросы, которые история уже поставила, которые остро переживаются обществом. В Европе первой половины ХIХ в. такой проблемой был быстрый рост численности нового социального класса – пролетариата, который рекрутировался из разорявшихся кустарей, неспособных конкурировать с мануфактурным и фабричным производствами, и крестьян, вынужденных бросать свое хозяйство или согнанных с земель.
Условия их труда и быта были очень тяжелыми: рабочий день 14-16, а то и 18 часов в сутки, низкие заработки, полное бесправие в отношениях с хозяевами и с администрацией фабрик и мануфактур, так как никакого законодательства, защищающего интересы рабочих, не существовало, за него предстояла еще долгая и упорная борьба. Экономические кризисы 1825 г. и 1836-1837 гг. еще более обострили обстановку.
Возникшее
и всевозрастающее в
Восстания не были успешными, но показали, что на арену политической борьбы выходит новая политическая сила – рабочий класс. Для достижения успеха в борьбе эта новая политическая сила нуждалась в понимании своей исторической роли, в ясном представлении о целях борьбы, в знании путей и средств достижения успеха, т.е. в создании научной теории своей борьбы.
Создателями такой теории стали К. Маркс и Ф. Энгельс. В молодости последователи учения Гегеля, они в период с 1842 по 1848 гг. прошли путь отхода от идеализма до создания теории научного коммунизма, политической экономии и последовательной диалектико-материалистической философии. Апогеем их совместной работы было появление в 1848 году «Манифеста коммунистической партии», в котором, как пишет В.И. Ленин, «с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое мировоззрение, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни; диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 26. С. 48).
Исторические условия первой половины ХIХ в. вызвали необходимость нового социального учения и его философской мировоззренческой основы – диалектического и исторического материализма.
Были налицо и источники нового философского учения. Непосредственными философскими источниками были диалектика Ф. Гегеля, особенно его идея о единстве и борьбе противоположностей как источнике движения, развития, и антропологический материализм Л. Фейербаха. Но для их позитивного использования необходимо было устранить их недостатки: идеалистический характер и ограниченность во времени гегелевской диалектики и непоследовательность (идеализм во взглядах на общество) материализма Л. Фейербаха.
Большое значение в создании философского учения К. Маркса и Ф. Энгельса имели научные открытия. Прежде всего это открытие закона сохранения вещества и энергии, клеточного строения растительных и животных организмов и эволюционной теории Ч. Дарвина. Естественно-научные открытия способствовали созданию учения о материальном единстве мира, о материи и формах ее бытия, о соотношении материи и сознания, о наиболее общих законах бытия.
2.
Что нового внесла
- Важнейшее из них выражено К. Марксом в 11-м тезисе о Фейербахе: «Философы различным образом лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 4). Конечно, сами по себе идеи ничего изменить не могут, но, когда идеи овладевают сознанием масс, они превращаются в материальную силу.
- Марксистская философия не претендует на роль науки наук. Она четко определила свой предмет. Это учение об отношении сознания к бытию, наиболее общие законы природы, общества и мышления, это исследование путей познания мира. Но марксистская философия утвердилась в роли методологии – основы разработки методов исследования для конкретных наук о природе, об обществе, о человеке.
- Марксистская
философия стала
К. Маркс, исследуя общество, обнаружил, что все общественные явления делятся на две группы: 1) отношения между людьми через отношения к вещам в процессе их производства и распределения. Он назвал их материальными отношениями, так как они складываются вне зависимости от сознания и воли людей; 2) отражение этих отношений в сознании людей, осмысление своего места и роли в этих отношениях. В этом аспекте, который принято называть гносеологическим, сознание есть мысленное воспроизведение, отражение в головах людей их общественного бытия. Вывод Маркса: не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание.
В другом аспекте – онтологическом – отношение сознания и бытия представляется несколько иначе. Сознание обладает способностью к целеполаганию, в процессе деятельности мысль предшествует действию, предопределяет его. Внешне это выглядит как опровержение утверждения о первичности бытия и вторичности сознания. Но это только внешне: в гносеологическом аспекте речь идет о природе и содержании сознания, а в онтологическом – о его функции.
- В марксистской философии органично слились существовавшие отдельно материалистическая теория и диалектический метод. Это обогатило материалистическую теорию научным пониманием причины самодвижения материи. Диалектика стала материалистической. Стало понятно, что гегелевская идеалистическая диалектика – это неверно понятое отражение в обобщенной форме явлений природы и общества в виде принципов, законов и парных категорий.
- Марксистская философия подлинно творческая. Во-первых, по сущности. Ее творцы К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не рассматривали ее как завершенное учение, как истину в последней инстанции. Напротив, они подчеркивали, что заложили только краеугольные камни учения, что с каждым великим открытием даже в естествознании диалектический материализм должен принимать новую форму. Во-вторых, его творческий характер выражается в том, что он является духовным «инструментом» познания и преобразования мира.
- Марксистская
философия изначально и
- Марксистская
философия единственная
3.
Развитие марксистской