Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций

Описание

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

Содержание

От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81

Работа состоит из  1 файл

Сборник философия ч1.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

    Естественно - научные основания русского космизма заключаются в том, что без опоры на человеческий разум, науку и технику он остался бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки подтолкнуло русских космистов к гениальным догадкам, носящим научно-практический характер и опирающимся на науку как на средство достижения благородных целей. Прогресс человеческого знания позволил Н.Ф. Федорову выразить надежду  на будущее воскрешение умерших не только с помощью божественной благодати, а в первую очередь благодаря научным методам. Быстрое развитие науки и техники позволило        К.Э. Циолковскому разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космосе.

    Исторические  корни русского космизма имеют непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества.

    Огромная  территория России укрепляла в сознании людей необходимость духовного  и территориального единства. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм. Все эти факторы послужили основой русской космической философии.

    4. В.С. Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему – философию всеединства. Основные этические проблемы данной концепции он изложил в  работах «Оправдание добра», «Смысл любви», «Религиозные основы жизни» и др.

    Смысл философии всеединства заключается  в том, что все связано со всем. И эта всеобщая связь явлений представляет стержневую основу философии всеединства В.С. Соловьева.

    Философская эволюция развития человечества складывается из трех этапов:

  1. теософский – рассматривается сущность Бога, конкретные проявления Софии (божественной сущности). Основной предмет философских рассуждений – познание Бога;
  2. теократический – рассматриваются формы государственного устройства, которые создают в наибольшей степени благоприятные условия развития христианства;
  3. теургический – рассматривается как символ для выражения мистического искусства, с помощью которого определяются новые формы жизни, соответствующие христианскому миропониманию.

    Идея  Бога в философии В.С. Соловьева  является основополагающей. Бог не только творец мира, но и воплощение совершенства. Познание Бога, сближение с ним на основе следования христианским заповедям, по мысли В.С. Соловьева, делает человека богоподобным.

    Бог создает потенциальную основу для  сближения с ним человека, но это  зависит от самого человека, от его воли и разума. Основная идея – идея всеединства, которая отразила особенности психического склада русского народа. Она предполагает единство Бога и человека, единство всех людей на Земле, создание всеобщего единения и братства, основанного на идеях соборности и христианского миропонимания. 

ТЕМА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И СУЩНОСТЬ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

        Вопросы

  1. Исторические  условия, философские и естественно-научные  предпосылки возникновения марксистской философии.
  2. Коренные отличия марксистской философии от всей предшествовавшей философии.
  3. Ленинский и постленинский этапы в развитии марксистской философии.

    Основные  понятия: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, отчуждение, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка

    1. Революционное учение К. Маркса  и Ф. Энгельса возникло в  40-е г.     ХIХ в. Диалектический и исторический материализм был его необходимой философской основой. Это вновь возникшее философское учение                  Г.В. Плеханов назвал «революционным переворотом в философии».

    Всякое  эпохальное социальное учение, каковым, несомненно, является марксизм, ставит своей задачей ответить на вопросы, которые история уже поставила, которые остро переживаются обществом. В Европе первой половины ХIХ в.   такой проблемой был быстрый рост численности нового социального класса – пролетариата, который рекрутировался из разорявшихся кустарей, неспособных конкурировать с мануфактурным и фабричным производствами, и крестьян, вынужденных бросать свое хозяйство или согнанных с земель.

    Условия их труда и быта были очень тяжелыми: рабочий день 14-16, а то и 18 часов  в сутки, низкие заработки, полное бесправие  в отношениях с хозяевами и  с администрацией фабрик и мануфактур, так как никакого законодательства, защищающего интересы рабочих, не существовало, за него предстояла еще долгая и упорная борьба. Экономические кризисы 1825 г. и 1836-1837 гг. еще более обострили обстановку.

    Возникшее и всевозрастающее в европейском  обществе социальное напряжение тревожило  мыслящую элиту. Возникли учения, предлагающие различные выходы из создавшегося положения. Наиболее значимым было учение социалистов-утопистов Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, но и оно не указывало реального выхода. Не давали оснований для успешного поиска такого выхода и все предшествовавшие этому времени философские учения. На такой выход указали сами рабочие массы своим неизбежным, но пока еще стихийным возмущением. По Европе прокатилась волна стихийных выступлений рабочих, наиболее известными и сильными были восстания ткачей в г. Лионе в 1831 и в 1834 гг. и восстание ткачей в Силезии в 1844 г.

    Восстания не были успешными, но показали, что  на арену политической борьбы выходит  новая политическая сила – рабочий  класс. Для достижения успеха в борьбе эта новая политическая сила нуждалась в понимании своей исторической роли, в ясном представлении о целях борьбы, в знании путей и средств достижения успеха, т.е. в создании научной теории своей борьбы.

    Создателями такой теории стали К. Маркс и  Ф. Энгельс. В молодости последователи учения Гегеля, они в период с 1842 по 1848 гг. прошли путь отхода от идеализма до создания теории научного коммунизма, политической экономии и последовательной диалектико-материалистической философии. Апогеем их совместной работы было появление в 1848 году «Манифеста коммунистической партии», в котором, как пишет В.И. Ленин, «с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое мировоззрение, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни; диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин В.И. Полн. Собр. соч. Т. 26. С. 48).

    Исторические  условия первой половины ХIХ в.    вызвали необходимость нового социального учения и его философской мировоззренческой основы – диалектического и исторического материализма.

    Были  налицо и источники нового философского учения. Непосредственными философскими источниками были диалектика Ф. Гегеля, особенно его идея о единстве и борьбе противоположностей как источнике движения, развития, и антропологический материализм Л. Фейербаха. Но для их позитивного использования необходимо было устранить их недостатки: идеалистический характер и ограниченность во времени гегелевской диалектики и непоследовательность (идеализм во взглядах на общество) материализма Л. Фейербаха.

    Большое значение в создании философского учения К. Маркса и                Ф. Энгельса имели научные открытия. Прежде всего это открытие закона сохранения вещества и энергии, клеточного строения растительных и животных организмов и эволюционной теории Ч. Дарвина. Естественно-научные открытия способствовали созданию учения о материальном единстве мира, о материи и формах ее бытия, о соотношении материи и сознания, о наиболее общих законах бытия.

    2. Что нового внесла марксистская  философия во взгляды на мир,  в чем ее коренные отличия  от всей предшествовавшей философии  ?

- Важнейшее  из них выражено К. Марксом  в 11-м тезисе о Фейербахе:  «Философы различным образом лишь объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, С. 4). Конечно, сами по себе идеи ничего изменить не могут, но, когда идеи овладевают сознанием масс, они превращаются в материальную силу.

- Марксистская философия не претендует на роль науки наук. Она четко определила свой предмет. Это учение об отношении сознания к бытию, наиболее общие законы природы, общества и мышления, это исследование путей познания мира. Но марксистская философия утвердилась в роли методологии – основы разработки методов исследования для конкретных наук о природе, об обществе, о человеке.

- Марксистская  философия стала последовательно  материалистической.

    К. Маркс, исследуя общество, обнаружил, что  все общественные явления делятся на две группы: 1) отношения между людьми через отношения к вещам в процессе их производства и распределения. Он назвал их материальными отношениями, так как они складываются вне зависимости от сознания и воли людей; 2) отражение этих отношений в сознании людей, осмысление своего места и роли в этих отношениях. В этом аспекте, который принято называть гносеологическим, сознание есть мысленное воспроизведение, отражение в головах людей их общественного бытия. Вывод Маркса: не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание.

    В другом аспекте – онтологическом – отношение сознания и бытия  представляется несколько иначе. Сознание обладает способностью к целеполаганию, в процессе деятельности мысль предшествует действию, предопределяет его. Внешне это выглядит как опровержение утверждения о первичности бытия и вторичности сознания. Но это только внешне: в гносеологическом аспекте речь идет о природе и содержании сознания, а в онтологическом – о его функции.

- В марксистской философии органично слились существовавшие отдельно материалистическая теория и диалектический метод. Это обогатило материалистическую теорию научным пониманием причины самодвижения материи. Диалектика стала материалистической. Стало понятно, что гегелевская идеалистическая диалектика – это неверно понятое отражение в обобщенной форме явлений природы и общества в виде принципов, законов и парных категорий.

- Марксистская  философия подлинно творческая. Во-первых, по сущности. Ее творцы  К. Маркс и Ф. Энгельс никогда не рассматривали ее как завершенное учение, как истину в последней инстанции. Напротив, они подчеркивали, что заложили только краеугольные камни учения, что с каждым великим открытием даже в естествознании диалектический материализм должен принимать новую форму. Во-вторых, его творческий характер выражается в том, что он является духовным «инструментом» познания и преобразования мира.

-  Марксистская  философия изначально и открыто  заявила о себе как о научном  выражении интересов рабочего класса, всех трудящихся. В то время как все другие философские учения выступали от имени всего человечества, хотя в действительности этого никогда не было.

- Марксистская  философия единственная последовательная  научная философия. Все ее заключения  основываются на открытиях конкретных наук о природе, обществе, человеке и соответствуют действительности. Она имеет свой категориальный аппарат: принципы, законы, категории, постоянно расширяет и углубляет его в зависимости от опыта социальной жизни людей и достижений науки.

    3. Развитие марксистской философии  не прекратилось со смертью               К. Маркса и Ф. Энгельса. Ее  продолжали последователи К. Либкнехт,                    Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и другие. К. Маркс умер в 1883 г., Ф. Энгельс  – в 1895 г. Они не могли осмыслить глубокие изменения, происходившие в социальной сфере в конце ХIХ – в начале ХХ вв. – переход капитализма в новую стадию развития – империалистическую, как и открытия в области естествознания. Особенно большой вклад в развитие марксистской философии внес В.И. Ленин. Осмысливая с диалектико-материалистических позиций новые открытия физиков, оценку этих открытий европейскими учеными, в том числе российскими, он впервые формулирует философское понятие материи, высказывает идеи об отражении как свойстве всей материи, о структурной неисчерпаемости материи вглубь; развивает учение о познании; углубляет понятия объективной, абсолютной и относительной истины и другие аспекты теории познания. Совершенствует диалектику как метод познания и преобразования мира.

Информация о работе Философия