Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций
Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.
От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81
В
области исторического
В последние годы жизни В.И. Ленин сосредоточил внимание на вопросах строительства социализма в СССР, разработке и реализации НЭПа как условия построения социализма.
После смерти В.И. Ленина марксистская философия в СССР испытывала субъективное влияние И.В. Сталина, во многом приобрела догматический характер, но продолжала сохранять научный характер.
В современном мире марксистская философия, несмотря на реставрацию капиталистических отношений в России, других бывших советских республиках и в восточноевропейских странах, не стала только предметом истории. Многие люди в России разуверились в социальном учении К. Маркса, в возможности построения общества, которое К. Маркс и его последователи называют коммунистическим, но на этом история еще не завершила свой путь. Не утратил своего революционного значения и диалектический метод.
ТЕМА 9. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Вопросы
а) философия человека. Философская антропология, экзистенциализм;
б) философия науки. Позитивизм, его исторические формы;
в) религиозная философия. Неотомизм.
Основные понятия: философия жизни, антропологический поворот в философии, экзистенциализм, позитивизм, неотомизм.
1. Немецкая философия в лице Гегеля и Фейербаха и возникшая на её основе марксистская философия завершают эпоху классической философии, т.е. такой период её истории, когда разум рассматривался в качестве высшей инстанции при оценке действительного мира. Идея разума в различных философских учениях понималась очень широко: это и признание закономерности природы, и убеждение в прогрессивном характере исторического процесса, и вера в способность человека познавать мир и целесообразно его обустраивать. Гегель сформулировал её так: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».
Идеологи буржуазной революции
- просветители - выдвинули задачу
преобразования общества на
В XIX в. больших успехов достигает биология, однако методология механицизма, сложившаяся в классическом естествознании и имевшая в качестве основных методы редукции (сведения сложного к простому), анализа (разложения целого на части) и индукции (движения мысли от частного к общему), становится мало пригодной для изучения жизни из - за того, что она имеет целостный характер. «Во всём подслушать жизнь стремясь, спешат явленья обездушить, забыв, что если в них нарушить одушевляющую с в я з ь, то больше нечего и слушать» (И.В.Гёте. «Фауст»). Сходная картина наблюдается и в науках о культуре, где жизнь культурных комплексов методами естественно - научного разума также непостижима из - за их принципиальной целостности. Встала проблема введения в науку новых методов познания, основанных, по мнению некоторых философов, не на разуме (абстрактном мышлении), а на других способностях человеческой психики: «вживании», «вчувствовании», «понимании», «интуиции», имеющих сверхрациональный (иррациональный) характер. Возник ряд школ, оппозиционных рационализму.
Одним из первых философов, выступивших против идеи верховенства разума, был А.Шопенгауэр. Он провозгласил примат воли над разумом, причём воля представлялась ему не только как человеческое «абсолютно свободное хотение», неподконтрольное разуму, но и как идеальная надмировая сила, а мир – как «воля и представление». Продолжателем волюнтаристской философии стал Ф.Ницше, один из создателей «философии жизни», положивший в её основание «волю к власти»: всему живому присуще стремление к «максимуму чувства власти». «Философия жизни» в конце XIX – начале XX в.в. стала модной, и в русле её идей работали многие известные философы. Однако при общности термина «жизнь» различные авторы существенно расходились в понимании его смысла: жизнь берётся то в биологическом (Ф.Ницше), то психофизиологическом (М.Шелер), то космологическом (А.Бергсон), то культурно-историческом (В.Дильтей, О. Шпенглер) смыслах.
Другое направление –
Ещё одно направление связано
с открытием З.Фрейдом в
Значительное влияние на
Одним из характерных явлений философии на рубеже XIX – XX вв. стал «антропологический поворот» - переключение внимания с глобальных проблем бытия мира и его познания на проблему человека, его «бытия в мире». Была поставлена задача создания философской антропологии, которая мыслилась М.Шелером, основоположником данного направления, как фундаментальная наука о человеке, о его отношении к природе, о его физическом, психическом и духовном появлении в мире, об основных направлениях и законах его развития. К антропологическому направлению принадлежат такие школы, как персонализм, прагматизм, но наибольшее развитие в рамках философии человека получил экзистенциализм (философия существования).
2. Предпосылки экзистенциализма содержатся в идеях датского философа С.Кьеркегора, который в середине XIX в. подверг классическую философию критике за её абстрактность, отвлечённость, за то, что в своём увлечении сущностями ( духа, мира, прогресса, человека ) она забыла о конкретном индивиде с его чувствами и мыслями. Другим источником экзистенциализма была русская религиозная философия в лице Н.А.Бердяева (его персонализм) и Л.И.Шестова.
Экзистенциализм возник в
Основные категории экзистенциализма: существование (экзистенция), сущность, отчуждение, свобода, страх, пограничная ситуация, ничто (небытие).
В отличие от классической
философии, которая
В классической философии акцент ставился на сущности как главной стороне предмета, явление же считалось способом её осуществления, поэтому сущность рассматривалась как нечто первичное, а явление – вторичное. Это было особенно характерно для объективного идеализма (Платон, средневековые реалисты, Гегель). Например, просветители говорили о вечной «природе человека» как его неизменной сущности. В экзистенциализме, согласно Сартру, существование предшествует сущности: человек, появившись на свет, то есть обретя существование, первоначально есть ещё только «проект» человека, и ему в течение всей последующей жизни предстоит обретать человеческую сущность, и каков будет результат, зависит только от него самого: «…нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал». Перед человеком открывается поле возможностей, и он волен выбирать в соответствии со своими устремлениями. В этом состоит его свобода, от которой он не может уклониться. Но производя выбор, человек становится ответственным за его последствия, поскольку его выбор затрагивает интересы других людей, может принести им добро или зло. Поэтому выбор всегда сопряжён с заботой, страхом или отчаянием.
Одной из основных в
Существование человека в обществе
может быть либо свободным
(аутентичным), либо несвободным,
подчинённым «диктатуре
Важное значение для понимания
экзистенциализма имеет
Все рассмотренные категории
служат основанием для
Подытоживая, можно сказать,