Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2011 в 23:05, курс лекций

Описание

Учебное пособие написано в соответствии с новыми требованиями, содержащимися в государственных образовательных стандартах.
Рассмотрены вопросы истории философии, общетеоретическая основа философии и логика социальной философии.

Содержание

От составителя ………………………………………………………4
Тема 1. Философия, ее проблемы и роль в обществе……………….5
Тема 2. Возникновение философии. Античная философия ……….11
Тема 3. Философия Средневековья…………………………………..24
Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………………………….34
Тема 5. Наука и философия Нового времени………………………..47
Тема 6. Немецкая классическая философия………………………...55
Тема 7. Русская философия XIX – XX вв…………………………...64
Тема 8. Возникновение и сущность
марксистской философии…………………………………...75
Тема 9. Главные направления современной западной
философской мысли ……………………………………….81

Работа состоит из  1 файл

Сборник философия ч1.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

    В области исторического материализма В.И. Ленин развивает учения о  роли субъективного фактора в  истории, о государстве, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о национальных отношениях, о социалистической демократии и многие другие.

    В последние годы жизни В.И. Ленин  сосредоточил внимание на вопросах строительства  социализма в СССР, разработке и  реализации НЭПа как условия построения социализма.

    После смерти В.И. Ленина марксистская философия  в СССР испытывала субъективное влияние И.В. Сталина, во многом приобрела догматический характер, но продолжала сохранять научный характер.

    В современном мире марксистская философия, несмотря на реставрацию капиталистических  отношений в России, других бывших советских республиках и в  восточноевропейских странах, не стала только предметом истории. Многие люди в России разуверились в социальном учении К. Маркса, в возможности построения общества, которое К. Маркс и его последователи называют коммунистическим, но на этом история еще не завершила свой путь. Не утратил своего революционного значения и диалектический метод.

    ТЕМА 9. ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

   Вопросы

  1. Предпосылки формирования современной западной философии.
  2. Основные направления:

 а) философия  человека. Философская антропология, экзистенциализм;

 б) философия  науки. Позитивизм, его исторические формы;

 в) религиозная  философия. Неотомизм.

 Основные  понятия: философия жизни, антропологический поворот в философии, экзистенциализм, позитивизм, неотомизм.

      1. Немецкая философия в лице Гегеля и Фейербаха и возникшая на её основе марксистская философия завершают эпоху классической философии,     т.е. такой период её истории, когда разум рассматривался в качестве высшей инстанции при оценке действительного мира. Идея разума в различных философских учениях понималась очень широко: это и признание закономерности природы, и убеждение в прогрессивном характере исторического процесса, и вера в способность человека познавать мир и целесообразно его обустраивать. Гегель сформулировал её так: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».

       Идеологи буржуазной революции  - просветители - выдвинули задачу  преобразования общества на основах  разума, т.е. на принципах свободы,  равенства и братства. Однако  пришедшее на смену феодальному буржуазное государство не дало большинству своих граждан ни свободы, ни равенства, ни справедливости, а, напротив, ввергло народы в гражданские и межнациональные,  а затем и в мировые войны. Отсюда напрашивался вывод о том, что разум - не единственная  сила в истории, что на её ход влияют какие-то иррациональные, недоступные разуму силы, для познания которых нужен иной (нерационалистический) тип познания.

       В XIX в. больших успехов достигает биология, однако методология механицизма, сложившаяся в классическом естествознании и имевшая в качестве основных методы редукции (сведения сложного к простому), анализа (разложения целого на части) и индукции (движения мысли от частного к общему), становится мало пригодной  для изучения жизни из - за того, что она имеет целостный характер. «Во всём подслушать жизнь стремясь, спешат явленья обездушить, забыв, что если в них нарушить одушевляющую с в я з ь, то больше нечего и слушать» (И.В.Гёте. «Фауст»). Сходная картина наблюдается и в науках о культуре, где жизнь культурных комплексов методами естественно - научного разума также непостижима из - за их принципиальной целостности. Встала проблема введения в науку новых методов познания, основанных, по мнению некоторых философов, не на разуме (абстрактном мышлении), а на других способностях человеческой психики: «вживании», «вчувствовании», «понимании», «интуиции», имеющих сверхрациональный (иррациональный) характер. Возник ряд школ, оппозиционных рационализму.

       Одним из первых философов, выступивших против идеи верховенства разума, был А.Шопенгауэр. Он провозгласил примат воли над разумом, причём воля представлялась ему не только как человеческое «абсолютно свободное хотение», неподконтрольное разуму, но и как идеальная надмировая сила, а мир – как «воля и представление». Продолжателем волюнтаристской философии стал Ф.Ницше, один из создателей «философии жизни», положивший в её основание «волю к власти»: всему живому присуще стремление к «максимуму чувства власти». «Философия жизни» в конце XIX – начале XX в.в. стала модной, и в русле её идей работали многие известные философы. Однако при общности термина «жизнь» различные авторы существенно расходились в понимании его смысла: жизнь берётся то в биологическом (Ф.Ницше), то психофизиологическом (М.Шелер), то космологическом (А.Бергсон), то культурно-историческом (В.Дильтей, О. Шпенглер) смыслах.

       Другое направление – философия  «критики   опыта» (эмпириокритицизм) Э.Маха и Р.Авенариуса, существовавшее  на рубеже XIX – XX вв., за основу взяло ощущения, придав им статус далее не разложимых «элементов мира». Эти элементы, выступающие как психические и физические одновременно, лежат в основе и мира, и его познания.

       Ещё одно направление связано   с открытием З.Фрейдом в структуре  психики бессознательного и попыткой построения на этой основе особого философского учения – фрейдизма. Согласно последнему, историю культуры следует понимать как результат деятельности людей под влиянием  бессознательных импульсов (инстинктивных влечений), энергия которых вследствие социальных запретов переключается (сублимируется) в социально значимые формы (например, в художественное творчество).

       Значительное влияние на современную  философию оказала феноменология  Э.Гуссерля. Она претендовала на  то, чтобы преодолеть психологизм в теории познания, который привёл её к скептицизму и релятивизму, и превратить философию в  «строгую науку».

       Одним из характерных явлений  философии на рубеже XIX – XX вв. стал «антропологический поворот» - переключение внимания с глобальных проблем бытия мира и его познания на проблему человека, его «бытия в мире». Была поставлена задача создания философской антропологии, которая мыслилась М.Шелером, основоположником данного направления, как фундаментальная наука о человеке, о его отношении к природе, о его физическом, психическом и духовном появлении в мире, об основных направлениях и законах его развития. К антропологическому направлению принадлежат такие школы, как персонализм, прагматизм, но наибольшее развитие в рамках философии человека получил экзистенциализм (философия существования).

       2. Предпосылки экзистенциализма  содержатся в идеях датского  философа С.Кьеркегора, который в  середине XIX в. подверг классическую философию критике за её абстрактность, отвлечённость, за то, что в своём увлечении сущностями ( духа, мира, прогресса, человека ) она забыла о конкретном индивиде с его чувствами и мыслями. Другим источником экзистенциализма была русская религиозная философия в лице Н.А.Бердяева (его персонализм) и Л.И.Шестова.

       Экзистенциализм возник в Германии  после Первой мировой войны  (М.Хайдеггер, К.Ясперс), затем получил  распространение во Франции    (Г.Марсель, Ж.П. Сартр и А.Камю), а позднее стал явлением международным.  В нём выделяют религиозное  (Марсель, Ясперс) и атеистическое (Хайдеггер, Сартр, Камю) направления. Следует отметить, что под именем экзистенциализма объединяются довольно разнородные учения, имеющие  иногда мало общего, что затрудняет создание цельного образа  этого направления философии.

       Основные категории экзистенциализма: существование (экзистенция), сущность, отчуждение, свобода, страх, пограничная ситуация, ничто (небытие).

       В отличие от классической  философии, которая рассматривает  бытие мира в качестве предпосылки  существования человека, экзистенциализм идёт противоположным путём: исходным пунктом философствования берётся человек, его существование (Dasein, по М.Хайдеггеру). Не отрицая существования внешнего мира, философы этого направления, вслед за Кантом, считают, что мир, взятый сам по себе, - это абстракция и что он приобретает значение и смысл, только проходя через сознание личности. Другими словами, мир каждой личности индивидуален и неповторим, и эта уникальность существования человека выражается термином «бытие-в-мире». Таким образом, экзистенциализм в лице Хайдеггера создаёт новую онтологию, отличную от классических. Если в  них за основу мира принимались абстрактные сущности (субстанции), то в новой онтологии – нечто конкретное - существование отдельной личности.

       В классической философии акцент ставился на сущности как главной стороне предмета, явление же считалось способом её осуществления, поэтому сущность рассматривалась как нечто первичное, а явление – вторичное. Это было особенно характерно для объективного идеализма (Платон, средневековые реалисты, Гегель). Например, просветители говорили о вечной «природе человека» как его неизменной сущности. В экзистенциализме, согласно Сартру, существование предшествует сущности:  человек, появившись на свет, то есть обретя существование, первоначально есть ещё только «проект» человека, и ему в течение всей последующей жизни предстоит обретать человеческую сущность, и каков будет результат, зависит только от него самого: «…нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы её задумал». Перед человеком открывается поле возможностей, и он волен выбирать в соответствии со своими устремлениями. В этом состоит его свобода, от которой он не может уклониться. Но производя выбор, человек становится ответственным за его последствия, поскольку его выбор затрагивает интересы других людей, может принести им добро или зло. Поэтому выбор всегда сопряжён с заботой, страхом или отчаянием.

       Одной из основных в экзистенциализме  является категория отчуждения. Если Гегель понимал отчуждение как переход идеи в своё инобытие (природу), Маркс – как утрату человеком его родовой сущности в условиях общества, основанного на частной собственности, то экзистенциалисты трактуют отчуждение как результат  противостояния личности и общества, вызванного стремлением общества подчинить себе личность, нивелировать её, лишить свободы выбора и т.д.

       Существование человека  в обществе  может быть либо свободным  (аутентичным), либо несвободным,  подчинённым «диктатуре публичности» (неаутентичным), причём  способ существования выбирает сам человек. Если он находит в себе достаточно сил идти своим путем в соответствии со своим свободным выбором, он обретает подлинное существование, но существование на свой страх и риск. На это способны не все. Многие же уходят от ответственности за свой выбор, перекладывая его необходимость на других, отказываясь от своего Я,  от своей свободы, становясь «как все». Современная «массовая культура» создаёт возможности такого анонимного существования через формирование социальных стандартов (мода в широком смысле слова: на одежду, предметы быта, язык (сленг), художественные произведения и политические идеи и пр.). Средства массовой информации служат эффективным орудием такой «массовизации» общества, формирования конформистского типа личности, особенно в молодёжной среде, и, как следствие, мощным средством манипулирования  поведением людей.

       Важное значение для понимания  экзистенциализма имеет понятие  пограничной ситуации, связанное  с обсуждением проблемы смерти. Смерть может пониматься в физиологическом, нравственном, политическом, интеллектуальном и т.д. смыслах. Например, финансовое или политическое банкротство человека может им переживаться как смерть, как переживание своего небытия. Пограничная ситуация – это пребывание личности на грани между бытием и небытием, это состояние угрозы бытию,  это сигнал  о его конечности. Именно в пограничной ситуации человеку открывается смысл его бытия, когда всё ничтожное, повседневное отступает на задний план, и он только теперь в полной мере осознаёт, что он теряет.

       Все рассмотренные категории  служат основанием для постановки  центральной проблемы  - проблемы  смысла жизни. Особенно остро  она звучит у Камю. Если жизнь,  как говорит он, абсурдна, то существует  «лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Бытие человека в мире драматично, и найти смысл жизни в казалось бы бессмысленной ситуации – вот действительно гуманистическая задача, которую ставит экзистенциализм.

       Подытоживая, можно сказать, что  экзистенциалисты вскрыли целый  пласт проблем существования  человека в современном весьма  несовершенном мире, проблем, которые  каждый человек обречён всю жизнь решать сам подобно мифическому Сизифу, по приговору богов снова и снова поднимающему на вершину горы огромный камень, тотчас скатывающийся вниз.

Информация о работе Философия