В целом Фома Аквинский
разделяет учение Аристотеля
о 4 причинах, но вносит в него
существенные коррективы. Говоря
о материальной причине, Фома
не согласен с положением Аристотеля
о вечности первоматерии. По Аристотелю,
первоматерия абсолютно пассивна,
является чистой возможностью, не
имеет в себе никакого формального
начала и потому никакой способности
к действию. Фома Аквинский видит
противоречие в том, что первоматерия
абсолютно пассивна и является
абсолютной возможностью, с одной
стороны, и что она существует
вечно – с другой. По Фоме
Аквинскому, невозможно представить
себе, чтобы абсолютно пассивная
первоматерия существовала вечно,
ибо существовать вечно – это
значит существовать самостоятельно,
что подразумевает некоторую
способность к действию. Если
первоматерия абсолютно пассивна,
то она не имеет в себе
способности к существованию,
а значит должна получить ее
не от себя, а от чистой действительности,
каковым является Бог. Поэтому
первоматерия, по Фоме Аквинскому,
должна быть сотворена Богом.
О воле Творца
Творя материю, Бог
творит ее всю сразу Своей
доброй волей, а не вследствие
Своей природы (возражение против
учения об эманации, которая предполагает,
что Бог не может не творить
и это является Его способностью),
однако воля Бога, по Аквинскому,
не противоречит разуму Бога.
Бог един, Он прост, и поэтому
воля и разум Бога есть, собственно,
одно и то же.
Творя материю, Бог
не может творить ее в противоречии
с некоторыми разумными установками.
В частности, творя мир, Бог
не может нарушить закон непротиворечия,
или, как указывает Аквинский,
Бог не может превратить человека
в осла, потому что это противоречит
собственным замыслам Бога.
Развивая эту мысль,
Фома говорит о том, что Бог
не может сделать кое-чего, ибо
в таком случае воля Бога
вступала бы в противоречие
с разумом Бога. Бог не может,
говорит Фома, изменить сумму
углов треугольника, сделать бывшее
небывшим, изменить Себя, уничтожить
Себя, лишить человека души, сотворить
другого Бога, впасть в грех
и т. д.
Познает ли Бог материальный
мир?
1. Воспроизведение точки
зрения аверроизма
В то время благодаря
усилиям латинских аверроистов
была популярен вопрос о том,
познает ли Бог материальный
мир. Ведь если Бог не познает
наш мир, не познает индивидуальные
предметы, то Он не знает и
каждого конкретного человека, поэтому
бессмысленны какие-либо действия
человека, бессмысленна и молитва,
бессмысленно и само существование
Церкви в этом мире.
Фома Аквинский рассматривает,
как и всегда, доводы в защиту
тезиса аверроистов о том, что
Бог не познает мир.
1) Во-первых, утверждают аверроисты,
единичное – материально, поэтому
не может быть познано ничем
нематериальным.
2) Далее, единичные вещи
не вечны, они существуют не
всегда, поэтому их не может
познать вечное существо.
3) Следующий аргумент
аверроистов: единичные вещи случайны,
поэтому познание их возможно
лишь тогда, когда они существуют,
а когда они не существуют,
знание о них невозможно.
4) Некоторые вещи существуют
потому, что они созданы конкретным
человеком, поэтому как может
знать Бог то, что известно
одному лишь этому человеку?
5) Число вещей бесконечно,
а бесконечное – непознаваемо
(аристотелевский аргумент).
6) Конкретные вещи слишком
ничтожны и не заслуживают
внимания Бога.
7) Некоторые эти предметы
заключают в себе зло, а Бог
не может познавать то, чего
в Нем нет, т.е. зло.
2. Аргументация Фомы
2. Фома подробно останавливается
на этих аргументах и утверждает,
что Бог познает единичные
вещи, материальные вещи в качестве
причины этих вещей, поэтому,
будучи нематериальным, познаёт
материальное. Вечное существо не
может познать невечные предметы,
как ремесленник, но Бог познает
невечные предметы, как творец, который
творит из вечности нечто невечное.
Бог существует вне
времени и поэтому видит каждую
вещь, как если бы она существовала
всегда.
Бог знает волю каждого
человека, поэтому Ему известны
все предметы, созданные любым
человеком.
Бог может познать
бесконечное, Божественный разум
отличается от человеческого.
В мире нет ничего
всецело ничтожного, потому что
все создано Богом, и поэтому
все в некоторой степени несет
в себе идею благости.
И если что-то включает
в себя зло, то это зло
существует лишь потому, что существует
добро. Поэтому познание зла
предполагает познание добра,
поэтому и зло также известно
Богу.
Фома Аквинский, конечно
же, разделяет августинианское и
общехристианское учение о том,
что все в мире совершается
по божественному Промыслу. Единственное,
что Фома НЕ РАЗДЕЛЯЕТ в
учении Августина, это то, что
Бог все совершает своей собственной
волей. Многие события совершаются
не непосредственно Божественным
вмешательством, а посредством или
других воль, т. е. человеческих,
или посредством некоторых других
естественных причин. К числу
этих причин относятся и некоторые
физические законы. Бог устанавливает
эти законы, и потом эти законы
являются естественными причинами
для происходящих на земле
событий.
Ответ аверроизму
Христианин, поскольку
он верит в Провидение, должен
полагать, что Богу доступно познание
единичных вещей; но против
этого взгляда аверроисты выдвинули
веские доводы. Св. Фома перечисляет
7 таких доводов, а затем принимается
их опровергать. Вот эти 7 доводов:
1. Так как единичное
по природе своей материально,
оно не может быть познано
ничем нематериальным.
2. Единичные вещи не
имеют вечного существования
и не могут быть познаны,
когда они не существуют; поэтому
они не могут быть познаны
нетленным существом.
3. Единичные вещи случайны,
а не необходимы; поэтому о
них нет достоверного знания,
за исключением того, что они
существуют.
4. Некоторые единичные
вещи обязаны своим существованием
волевым актам, которые могут
быть известны только тому
человеку, от которого исходит
воля.
5. Число единичных вещей
бесконечно, а бесконечное как
таковое непознаваемо.
6. Единичные вещи слишком
ничтожны, чтобы Бог уделял им
внимание.
7. В некоторых единичных
вещах заключается зло. Бог
же не может знать зла.
Аквинский, возражая, указывает,
что Бог познает единичные
вещи и качестве их причины;
что Он познает вещи, еще не
существующие, точно так же, как
это делает ремесленник, когда
он что-либо мастерит; что Он
познает будущие случайности,
ибо сам Он существует вне
времени и потому видит каждую
вещь во времени, как если
бы она уже существовала; что
Он познает наши мысли и
тайные воли и что Он познает
бесконечное количество вещей,
хотя нам это и недоступно.
Бог познает ничтожные вещи, ибо
нет ничего, что было бы всецело
ничтожным и не заключало в
себе чего-то возвышенного; иначе
Богу было бы доступно познание
лишь самого себя. К тому же
порядок Вселенной в высшей
степени возвышен и не может
быть познан без познания даже
ничтожных частей. Наконец, Бог
познает вещи, заключающие зло,
ибо познание чего-то доброго
предполагает познание сто противоположности
- зла.
В Боге заключена
воля; Его воля – Его сущность,
а ее главный объект – божественная
сущность. Желая самого Себя, Бог
хочет также и других вещей,
ибо Бог – это конец всех
вещей. Он хочет даже еще
не существующих вещей. Он хочет
свое собственное существо и
благо; других же вещей, хотя
Он и хочет их, Он хочет не
необходимым образом. В Боге
воля свободна; Его волевому акту
может быть приписано разумное
основание, а не причина.
Но Бог не может
хотеть пещи, сами по себе невозможные;
например, Он не может сделать
противоречие истинным. Пример Аквинского
о том, что есть нечто такое,
что находится за пределом божественной
власти не очень-то удачен: он говорит,
что Бог не мог бы превратить человека
в осла.
В Боге заключены
восторг, радость и любовь; Богу
неведомо чувство ненависти; Он
обладает созерцательной и активной
добродетелями. Он счастлив и
есть Свое собственное счастье.
Лит: Лега В.П. История западной
философии
В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая
философия
Э.Жильсон «История
христианской философии в Средние
века»Дата: 23.03.2009 Модуль: История
философии Категория: Фома
Аквинский Разместил: rat
Онтология Фомы
Аквинского
1. Единичные вещи
2. Различие между сущностью
(essentia) и бытием
3. Бог как чистый акт
бытия
4. Ступени бытия Фомы
Аквинского
5. Материя как начало
индивидуации и персонализм
6. Множественность видов
сущего (ens)
7. Акт бытия
8. Эссеизм Фомы Аквинского
9. Пассивная и активная
потенции
10. Концепция бытия-действия
Фомы Аквинского
11. «Бог существует»
Единичные вещи
Фома сформировал свою
концепцию бытия в соответствии
с единичностью вещей. Она должна
была выглядеть иначе, чем концепции
старой схоластики, которые исходным
пунктом своих рассуждений прямо
исходили из вечных идей или
понятия Бога.
Единичные вещи –
и только они – являются
субстанциями и обладают самостоятельным
бытием. Это было принципиальной
позицией Фомы, которая совпадала
со взглядами Аристотеля. Отсюда
берет начало взгляд на проблему
универсалий. Это был умеренно
реалистический взгляд в духе
Аристотеля. Всеобщее существует, но
только в связи с единичными
вещами. Оно существует в субстанциях
и в силу этого может быть
абстрагировано разумом, но само
всеобщее субстанцией не является.
Только единичные объекты
являются субстанциями. Они всегда
сложны:
1) сложными являются сущности
и существования. Сущностью каждой
вещи является то, что обще
ее видам и заключено в определении.
Сущность Бога такова, что она
предполагает Его существование.
В то же время, однако, сущность
сотворенных Им вещей существования
не имплицирует. Из их сущности
не следует, что они должны
существовать. Человек или камень
существует не благодаря своей
«сущности», а благодаря какому-то
другому фактору. В этом лежит
принципиальное различие между
Богом и творением. Отсюда, Бог
является необходимым бытием (Он
должен существовать, поскольку
это лежит в Его сущности) и
независимым (поскольку Он существует
только исходя из собственной
природы), а творение является
случайным и зависимым бытием
(поскольку существование не лежит
в его природе). Следовательно,
Бог является простым бытием,
а творение – сложным, так
как оно складывается из сущности
и существования;
2) сущность телесных субстанций,
в свою очередь, состоит из
формы и материи. Форма является
основой того, что в остальных
существах является качественным,
а материя – основанием того,
что является индивидуально различным.
Форма является источником единого
в субстанциях, а материя же
– источником множественности.
А если она является проявлением
множественности, то и телесности.
В этом лежит принципиальное
различие между духовным и
телесным миром; и то, что телесно,
состоит из формы и материи,
а то, что чисто духовно, то
(вопреки августинизму) обладает
только формой;
3) вышеприведенные различения
Фома формулировал также при
помощи наиболее общего, идущего
от Аристотеля, противопоставления
потенции и действия, или возможного
и действительного бытия, форма
является действующей, материя
обладает только потенциальностью.
Бог является чистым действием,
творение же всегда включает
в себя потенциальный фактор,
который реализуется только постепенно.
Различие между сущностью
(essentia) и бытием
В трактовке проблемы
бытия Фома, отправляясь от Аристотеля,
признавал существование единичных
вещей, или сущностей. Однако
сущность вещей и существ не
предопределяет с необходимостью
их существования, которое они
получают только от Бога. Лишь
в Боге сущность и существование
пребывают в вечном единстве.
Фома (вслед за Боэцием)
проводит решающее различение
– между сущностью и бытием.
Можно знать сущность чего-либо,
не ведая, существует ли оно.
Бытие есть принцип, лишь благодаря
которому сущее является существующим.
Акт наделения бытием (actus essendi) делает
сущее сущим. Поэтому бытие
так относится к сущности, как
акт – к потенции. Бытие есть
чистая актуальность, связанная
в сущности и этим ограниченная.
Во всем тварном
сущность и существование различны.
Лишь в Боге его бытие совпадает
с его сущностью. Бытие Бога
есть совершенство как таковое:
к его простоте нельзя ничего
прибавить, от нее нельзя ничего
отнять.
Путем привхождения
материи возникают индивидуально
различные субстанции, в которых
сущность и существование, форма
и материя различны. Нематериальная,
бессмертная душа человека удерживает
поэтому свою индивидуальность
– ведь она, будучи формой
тела, и после отделения от
тела сохраняет качество единичности.
Бог как чистый акт
бытия
В томистской доктрине,
как и в предшествующей схоластике,
Бог отождествляется с Бытием,
но понятие бытия при этом
переосмысляется. Глубочайшим смыслом
слова "бытие" становится
акт, на который указывается
глаголом "быть". Акт бытия,
благодаря которому все вещи
получают существование, т. е.
становятся вещами, о которых
можно сказать, что они есть,
составляет “сущность” Бога. В
Боге нет никакой сущности, отличной
от акта бытия, никакого "что",
которому может быть приписано
существование. Его собственное
бытие и есть то, что Бог
есть. Такое бытие непостижимо
для человеческого разума. Можно
привести доводы, убеждающие, что
Бог есть, но мы не можем
знать, что он есть, поскольку
в нем не существует никакого
"что". Человеку доступно лишь
знание сотворенных вещей, являющихся
не простыми, а составными, составленными
из сущности и существования:
в них есть то, что получает
бытие (сущность) и самое бытие,
сообщаемое им Богом. Бытие,
свойственное вещам, есть не
просто бытие, а бытие чего-либо,
некоторой сущности. Вещь не только
есть, она есть "то-то и то-то",
обладает определенностью, выражаемой
ее существенными признаками. Глагол
"есть" применительно к вещи
указывает на конечное, ограниченное
определенной формой бытие. В
противоположность вещам бытие
Бога бесконечно; не будучи ограничено
каким-либо определением, оно находится
за пределами любого возможного
представления и невыразимо.