3. Доказательство от необходимости
и случайности. В природе существуют
как будто бы случайные единичные
вещи, которые могут как существовать,
так и не существовать. Однако
случайное предполагает необходимое,
– оно и есть Бог. За случайностью
вещей скрывается необходимая
сущность.
4. Доказательство от степени
совершенства: все предметы различаются
качественно и по степени совершенства
представляют лестницу, следовательно,
должно быть нечто, представляющее
высшую ступень реальности и
совершенства, – что есть Бог.
«“Ибо то, что в наибольшей
степени истинно, в наибольшей
степени и есть”, как сказано
во второй книге “Метафизики”,
глава 4», – цитирует Фома
Аквинский.
5. Доказательство (телеологическое)
от целесообразности. В мире живых
существ, вещей и явлений наблюдается
определенная целесообразность, порядок,
гармония. Следовательно, есть разумное
Существо, полагающее цель для
всего, что происходит в природе,
– и оно именуется Богом.
Существует сверхъестественное
существо, которое управляет природой
и действует вполне целесообразно.
В католической Церкви
эти 5 доказательств фактически
канонизированы и считаются обязательными
для каждого верующего католика.
Обсуждение
Как видим, в основу
доказательства существования Бога
кладется опыт. Это предположение
было чуждо ранней схоластике.
В опыте нам дано несовершенное
и конечное бытие, которое достаточно
далеко от Бога. Тем не менее,
это единственный путь для
того, чтобы убедиться в Его
существовании. Этот путь фактически
ведет к цели, поскольку анализ
конечного бытия убеждает нас
в том, что оно не имеет
собственной причины для своего
существования и указывает на
Бога как на свою причину.
В таком случае доказательство
бытия Бога возможно, но оно
должно быть апостериорным, должно
выводить существование Бога
не из неизвестной нам Его
сущности, а из известных нам
Его проявлений.
Аристотелевское видение
мира
В полном соответствии
с Аристотелем, Фома признавал,
что вещи представляют собой
единство формы и материи, при
этом каждая вещь обладает
некой сущностью. Сущность каждой
вещи и всех вещей вместе
взятых появляется благодаря
тому, что есть и некая сущность
всех сущностей, форма всех
форм (или идея всех идей). Если
Аристотель называл эту высшую
сущность Умом, то с христианской
точки зрения – это Бог.
И в этом смысле аристотелевская
система доказательств прекрасно
укладывалась в фундамент христианства,
ибо с ее помощью можно было
доказать нематериальность, безграничность,
бессмертие и всемогущество Бога.
Все эти доказательства
носили космологический характер.
Они базировались на допущении,
что ряд причин не может
уходить в бесконечность, поскольку
должна существовать первая причина.
3 первых доказательства были
разновидностью того доказательства,
которое восходило к Аристотелю,
2 последних – включали в себя
неоплатонические мотивы, хотя и
были применены в перипатетическом
по содержанию понимании: основоположником
последнего доказательства сам
Фома считал Иоанна Дамаскина.
Почему Фома отвергал
Ансельмово доказательство?
Фома Аквинский отвергает
онтологическое доказательство
существования Бога по следующей
причине: заключать от разума,
от понятия к бытию, в принципе
правомочно, однако мы не можем
делать вывод о бытии Бога,
потому что бытие Бога отличается
от нашего бытия.
Во-первых, бытие Бога
превосходит наше бытие, а во-вторых,
Бог обладает бесконечным количеством
атрибутов. Поэтому для того, чтобы
разум имел возможность прийти
к бытию Бога, обладающего бесконечным
количеством атрибутов, сам этот
разум должен быть также бесконечным.
Человеческий разум, увы, не
бесконечен, поэтому онтологическое
доказательство бытия Бога доступно
лишь для Самого Бога. Для человека
это не доказательство.
Опровержение онтологического
доказательства Фомой Аквинским
сыграло и некоторую социальную
роль. Дело в том, что в то
время в западном католическом
мире весьма были популярными
различны еретические гностические
учения, отрицавшие необходимость
Церкви для спасения человека
и познания Бога. И онтологическое
доказательство, по мнению Фомы
Аквинского, могло оттолкнуть человека
от Церкви, показать ему, что
возможно богопознание и богоуподобление
через свою собственную душу,
через свое познание (мистицизм).
Лит: Лега В.П. История западной
философии
В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая
философия
Э.Жильсон «История
христианской философии в Средние
века»Дата: 23.03.2009 Модуль: История
философии Категория: Фома
Аквинский Разместил: rat
Фома Аквинский
и учение о мире
1. Где родина человека?
2. Мир как творение
Божие
3. Управление миром
4. Законы
5. Пестрота мира
6. Сотворенность материи
7. О воле Творца
8. Познает ли Бог материальный
мир?
9. Ответ аверроизму
Где родина человека?
Фома считал неудовлетворительным
представление о том, что материальный
мир не является естественным
местом пребывания человека. Человек
не может и не должен бежать
от мира – материального, политического,
мира в любом смысле за исключением
мира греховного, – поскольку
человек природно связан с
миром. С этой точки зрения
монастырь представляется неестественным
и необычным местом пребывания,
предназначенным для тех немногих,
кто обладает соответствующим
призванием; университет же есть
более естественное место, отвечающее
природе человеческого ума. Философия
Аристотеля не воспринимается
Фомой как целостное учение, какой
она была для Аверроэса; скорее
она используется как базис
для формирования такой философии,
основополагающим принципом которой
будет естественность человеческого
тела. Перед такой философией
стоит следующая задача: как постулировать
то, что мир является домом
для человека, не забывая о
том, что наша конечная цель
лежит за пределами этого мира,
о чем постоянно напоминает
августиновский ультрареализм и
монашеская традиция.
Мир как творение
Божие
Отношение Бога к
миру есть отношение творца
и сотворенного. Учение о сотворении
мира следовало у Фомы из
его трактовки Бога и понимания
им конечных вещей, которые
можно трактовать только как
сотворенные. Их бытие является
несамостоятельным и привнесенным,
поскольку когда-то должно было
наступить привнесение этого
бытия или творение.
Томистское понимание
творения включало в себя следующие
элементы:
1) Мир создан из ничего,
а не из вечной материи, о
которой писали Платон и Аристотель,
которая будучи вечной, была бы
независимой от Бога.
2) Акт творения исходил
непосредственно от Бога, а не
транслировался через опосредующие
инстанции, как это себе воображали
неоплатоники, гностики и приверженцы
некоторых систем ранней патристики.
Если бы мир не был непосредственно
сотворен Богом, то он представлял
бы собой результат суммы причин или
дело случая и не обладал бы тем единством,
которым он в действительности обладает.
3) Творение является волевым
актом, а не необходимостью, как
это стремились представить эманационные
системы. Бог имел множество
возможностей, но реализовал только
одну. Каждое существо действует
в соответствии со своим собственным
способом деятельности, Бог же
действует свободно, как это присуще
разумным существам.
4) Творение произошло
в соответствии с Божественными
идеями. Бог имел в своих вечных
идеях как бы программу мира,
и творение основывалось на
реализации этих идей. Действие
на основании идей – характерный
способ деятельности разумных
и свободных существ, значит, оно
могло быть только деятельностью
Бога.
5) Творение произошло
во времени. В то время, однако,
как сам факт творения и
вышеприведенные его четыре характеристики
были для Фомы результатом
доказательства и знания, творение
во времени было лишь актом
веры, ибо доказательство того, что
мир не имеет начала (Аверроэс),
и того, что он имеет начало
(августинцы), в одинаковой мере
недостаточно. Но логически как
то, так и другое вполне возможно,
а что же в действительности
является истинным – это дело
не доказательства, а Откровения
и веры. В конечном счете, в
этом случае доказательство исключено
из природы объекта, потому
что оно оперирует понятиями,
а понятия же по своей природе
являются абстрактными и касаются
лишь общих характеристик объекта,
которые не зависят от времени.
Проблема доказательства
в учении о творении вызвала
весьма разнообразные мнения. Маймонид,
на которого Фома когда-то ориентировался
в своей теории творения, считал
не только временное начало, но
и само творение делом веры.
Еще дальше Фома отошел от
взглядов Альберта Великого, который,
наоборот, полагал «сотворение из
ничего» делом веры и был
убежден, что если мы на это
согласимся, то временной характер
творения удастся доказать.
Управление миром
Бог не только создал
мир, но Сам им и управляет.
Мир также упорядочен и целесообразно
развивается в соответствии с
Божественным Провидением. Низшие
части подчиняются высшим, а все
вместе служат Богу, который к
тому же является целью мира.
Основная идея томистской онтологии
– полное упорядочение всего
бытия. Каждому сущему Бог указал
свое место и свою цель в
иерархии бытия.
Все тварное поддерживается
в его существовании Богом.
Сотворенные духи (ангелы) отличаются
от Бога, поскольку их бытие
есть уже нечто иное, чем их
сущность, хотя последняя обходится
без материи (т.е. является чистой
формой).
Бог как целевая
и действующая причина проявляет
себя везде, даже в свободных
поступках разумных существ, так
как в целом, Он не имеет
отношения к понятию свободы
выбора потому, что свободное
существо является первой причиной
своих действий. Этим своим действием
и участием трансцендентный Бог
как бы присущ миру. В проблеме
взаимодействия Бога с историей
мира Фома занимал среднюю
позицию между деизмом, который
элиминирует участие Бога в
деятельности сотворенного, и окказионализмом,
который не принимает во внимание
деятельность, собственно говоря, самого
сотворенного.
Строение мира не
является последним фактом и
его удается объяснить. Фома
объяснил его рационально, так
же как он рационально доказывал
существование Бога и сотворение
мира. Он объяснял мир как Божественный
Промысел, а также как разумный
и целенаправленный результат.
Законы
Однако Фома возражает
и блж. Августину, который утверждал,
что Бог непосредственно управляет
всем миром и всеми событиями
в нем. По Аквинскому, существует
иерархия законов, иерархия сил,
и в конце концов все сводится
к высшему закону Бога, к высшей
причине. Существуют естественные
причины, и Бог действует через
них. Но есть в каждом человеке
и человеческие свободные причины,
и Бог может управлять миром
посредством воздействия на человеческую
волю, но это воздействие не
противоречит свободе человека,
так же как и воздействие
Бога на тела не противоречит
тому, что эти тела подчиняются
естественным закономерностям мира.
Поэтому Бог творит мир и
управляет миром посредством
Им же созданных законов, которые
являются содержимым Божественной
мысли, содержатся в уме Бога.
Сам мир Фома Аквинский
понимает во многом так же,
как и Аристотель, считая, что
наш мир единственный, ограничен
в пространстве, а не бесконечен,
не однороден в пространстве,
а имеет строгую иерархию. Мир
иерархизирован и с точки зрения
пространства, и с точки зрения
бытия – от абсолютно действительного
бытия Бога до материи как
чистой возможности.
Пестрота мира
Множественность и
разнообразие сотворенного мира
были необходимы постольку, поскольку
без этого Бог не мог бы
полностью выразить свою сущность.
В таком случае существует
ряд разнообразных творений с
разным уровнем совершенства: начиная
со стихий, затем сложные неорганические
тела, растения, животные и человек.
Обо всех мы знаем из опыта;
но кроме них должны существовать
и другие, более высокие творения,
которые заполняют брешь между
Богом и сотворенным.
Эти средние существа
– чистые разумы – или ангелы;
они, по Фоме, являются необходимым
элементом иерархической системы
мира.
Учение об ангелах
составляло ту часть философской
системы Фомы, в которой библейские
и неоплатонические мотивы преобладали
над перипатетическими. В нее
входили библейское учение об
ангелах и мистические рассуждения
по поводу иерархических уровней
бытия, исходящие от неоплатоников.
Соединение библейских ангелов
с неоплатоническими идеями произвел
еще Псевдо-Дионисий; схоласты, в
частности, Фома, заимствовали систему
ангельских хоров непосредственно
от него. Эти находящиеся между
Богом и человеком существа
обладают определенными характеристиками:
они не воспринимаются чувствами,
как человек, их природа непознаваема,
так же как и природа Бога,
но они могут быть познаны
с помощью иллюминации. Ангелы
познаются в действительности
тем же способом, который Августин
и его последователи, не считаясь
с человеческой природой, приписывали
людям.
Сотворенность материи
Мы помним, что у
Аристотеля приблизительно так
же взаимодействуют форма и
материя. Однако Аристотель представляется
в этом случае менее последовательным,
чем Фома Аквинский, ибо, утверждая,
что материя является пассивным
началом, Аристотель утверждает
вечность первоматерии. Фома поправляет
Аристотеля и говорит, что если
материя пассивна, то она не
может обладать самостоятельным
бытием. Бытие у материи должно
быть также преходящим, т. е.
материя должна быть сотворена
Богом. Бог творит и материю
и форму. Формы бывают материальными,
соединенными с конкретными вещами,
и нематериальными, бестелесными.