Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

 

 Поэтому интуиция субстанции  как динамического начала не  могла обрести в онтологии  Фомы адекватного понятийного  выражения; принципы структуризации  мира в томистской онтологии  задаются категориями аристотелевской  логики, что не позволяет Фоме  существенным образом выйти за  рамки вещной онтологии. Отождествление  активной потенции с формой  дает возможность трактовать  действие просто как признак,  принадлежащий субъекту действия, обладающему определенной формой. При такой трактовке действие  полностью вписывается в основную  концептуальную схему вещной  онтологии – в представление  о вещи (субстанции), обладающей существенными  и акцидентальными признаками. Но  одновременно из таким образом  интерпретированного действия ускользали  собственно динамические моменты,  содержащиеся в интуитивном представлении  о действии как о чем-то существенно  отличном от вещи – носителя  набора определенных признаков.

 

 В доктрине Фомы  мы не найдем попытки сформулировать  принципы построения новой, неаристотелевской  картины мира, которая становится  господствующей в Новое время,  – мира, состоящего не из совокупностей  вещей, обладающих неизменными  сущностями, а из динамических  состояний-действий. Но Фома и  не стремился к созданию новой  научной картины мира; его цель  была иной, – опираясь на уже  имеющееся рациональное (философское  и естественнонаучное) знание о  мире, выявить в нем те моменты,  которые позволяли бы умозаключать (в соответствии с самыми строгими  критериями рационального рассуждения)  от бытия конечных вещей к  бытию Бога и переходить от  рассмотрения характеристик, присущих  вещам, к утверждению о наличии  в Боге тех или иных характеристик,  доступных, хотя бы отчасти,  рациональному постижению. Различения, введенные Фомой, предназначались  именно для этой цели и, рассматриваемые  с этой точки зрения, были очень  продуманными и продуктивными.

 

 

 

 В бытии-действии момент  актуальности непосредственно связан  с формой. Конечно, всякое действие (операция), производимое конечной  вещью или конечным существом,  является конкретным, ограниченным  действием, отличным от другого  действия: такое действие выражается  не глаголом “есть”, но предикатом  “есть P”, где P указывает, какое  именно действие производится: “гореть”, “ходить” или тому подобное. Действие приобретает тот или  иной конкретный вид, поскольку  оно производится субъектом действия, способным производить только  действия определенного вида; эта  способность к тем или иным  действиям определяется в конечном  счете формально-сущностными характеристиками  этого субъекта. В конечных вещах  действие всегда “привязано”  к конечной форме (сущности) вещи; эта привязка и является причиной  ограничения бытия-действия, присущего  конечным вещам. В конечных  действиях актуальная данность, выражаемая словом “быть”, наполнена  (ограничена) тем или иным содержанием,  привходящим от конечной сущности  конечных вещей.

 

 Бог, утверждает Фома  Аквинский, “есть чистый акт,  без всякой потенциальности[4]”  (ST, I, 3, 2 c). Божественное бытие-акт  – это актуальность в чистом  виде; можно сказать, что в нем  ничего нет, помимо актуальности, нет никакого чтo, никаких конечных  форм, которым бы актуальность  была присуща как своей основе. Чистая актуальность имеет единственную характеристику, которая фиксируется глаголом “есть”; все вещи, которые получают (актуальное) существование, могут получить его лишь потому, что актуальность, которой они сами по себе не обладают, есть вне их, “существует” в чистом виде (применительно к актуальности слово “существует” приходится брать в кавычки, поскольку “быть актуальным” и “существовать” означает одно и то же). Поскольку от акта в чистом виде все сотворенное получает бытие, этот акт есть не только замкнутая в себе самой, самодовлеющая актуальность, но и Деятель, производящий действия: “... Бог есть первое действующее” (там же).

 

 Чтобы на уровне  рационального знания ввести  представление о подобного рода  акте, необходимо прежде всего  показать, каким образом о нем  можно что-либо сказать, не  нарушая логических принципов  рационального знания. Фома тщательно  формулирует логические предпосылки,  позволяющие рационально выразить  учение о Боге как акте бытия.

 

 Акт бытия становится  предметом рационального знания, если точно зафиксирован в  слове. Слово, посредством которого  может быть выражена интуиция  бытия как акта – глагол  “быть”. Как и всякий глагол, “быть” или “есть” выполняет  функцию предиката (ср. ST, I, 3, 4, 2 arg.). Если “быть” приписывается субъекту  предложения, обозначающему вещь, сущность которой отличается  от существования, то это означает, что существование не присуще  вещи как таковой, т.е. причиной  ее существования является что-то  иное. “Подобно тому, как имеющее  [в себе] огонь, но само не  являющееся огнем есть огонь  по причастности, так и то, что  имеет существование, но не  есть существование, есть сущее  по причастности” (ST, I, 3, 4 c), получая  свое бытие от первого сущего (актуальности в чистом виде, не  имеющей других определений). Поэтому  в Боге сущность и существование  – одно и то же.

 

 «Бог существует»

 

 

 Более того, согласно  Фоме, именно «существование есть  то, что пребывает (subsistit) в Боге»  (ST, I, 3, 4 contra). Это очень важное, с  логической точки зрения, утверждение.  Чтобы его обосновать, Фома сначала  показывает, что субъект предложения  “Бог есть (существует)” принципиально  отличается по своим логическим  характеристикам от субъектов,  обозначающих сотворенные субстанции. В материальных субстанциях, составленных  из формы и материи, помимо  сущности, отличной от существования,  есть “suppositum” (основа). «Природа  или сущность должны отличаться  от “suppositum”, так как сущность  или природа содержат в себе  только то, что включено в определение  вида; как например, “человечность”  содержит в себе все то, что  включено в определение человека, ибо именно благодаря этому  человек есть человек; это-то  человечность и означает, а именно, то, посредством чего человек  есть человек. Индивидуальная  же материя, со всеми индивидуализирующими  ее акциденциями, не включена  в определение вида. Вот это  мясо, эти кости, эта белизна  или чернота, и прочее, – все  это не включено в определение  человека. Оттого это мясо, эти  кости и акцидентальные качества, отличающие эту особую материю, не входят в человечность; и тем не менее они входят в вещь, которая есть человек. В силу этого человечность и человек не являются совершенно тождественными. Человечность означает формальную часть человека, потому что начала, посредством которых определена вещь, считаются формальными по отношению к индивидуализирующей материи. С другой стороны, в вещах, не составленных из материи и формы, в которых индивидуация не обусловлена индивидуальной материей, – т. е. “этой” материей, – а формы индивидуализированы сами собою, необходимо, чтобы формы сами были пребывающими основами (supposita subsistentia). Поэтому “suppositum” и природа в них не различаются» (ST, I, 3, 3 c).

 

 Если в субстанциях  характеристика “пребывать” (subsistere) (когда что-то обладает бытием  не в силу того, что приписывается  ему в качестве его свойства, а само по себе) привносится  субстанциальной формой (сущностью), так что все в материальных  вещах оказывается причастным  бытию благодаря наличию субстанциальной  формы, а в нематериальных субстанциях  суть не что иное, как пребывающие  (subsistentia) формы, то утверждение  о том, что в Боге само  существование есть субсистенция, фактически означает, что субъект  высказывания “Бог есть” обозначает  сущее, выделенное (в противоположность  сотворенным субстанциям) не путем  указания его формы, а посредством  указания единственной характеристики  – “существовать”, которое не  сопровождается констатацией какой-либо  формы. 

 

 Таким образом, центральный  тезис теологии Фомы Аквинского  о совпадении в Боге сущности  и существования, если проанализировать  логические предпосылки, на основе  которых он был сформулирован,  на самом деле представляет  собой не утверждение о совпадении  двух первоэлементов онтологической  структуры (сущности и существования), а скорее тезис о том, что  в Боге нет вообще никакой  сущности, никакой формы, что в  том случае, когда говорят слово  “Бог”, обозначают то же самое,  что и в случае, когда произносят  “есть”. Бог совершенно прост,  «поскольку Бог ... есть просто  бытие» (ST, I, 3, 7 c). Правда, Фома употребляет  и такие выражения, как “сущность  Бога”, “Бог есть форма”, но  это скорее дань традиции, использование  привычных оборотов речи, – следствие  того, что язык приспособлен главным  образом для выражения истин,  касающихся мира конечных вещей.  Фома потому и утверждает, что  человек неспособен представить  себе чистый акт бытия, поскольку  всякое бытие, доступное представлению,  – это бытие сущего, обладающего  определенной формой; назначение  субъекта высказывания – служить  средством для обозначения именно  такого сущего. Поэтому о Боге  в большинстве случаев говорят,  применяя неадекватные способы  высказывания, опираясь на логические  структуры и понятия, в собственном  смысле пригодные лишь для  формулировки высказываний о  конечных вещах. Фома подчеркивает, что “вещь совершенно простую,  каковой является Бог, по причине  ее непостижимости наш интеллект  мыслит как представленную различными  формами” (De potentia, 1, ad 12). Рациональное  знание о чем-либо предполагает  возможность описания предмета  знания в языке. 

 

 Каждое предложение,  посредством которого описывается  предмет знания, состоит из субъекта, предиката и глагола-связки “есть”. Логическая структура предложения,  выражаемая формулой “S есть P”,  диктует вычленение в предмете  знания трех частей, соответствующим  трем составляющим логической структуры. Чтобы предложение было осмысленным, “части”, соответствующие S, P, “есть”, должны, во-первых, отличаться друг от друга, во-вторых, иметь различный онтологический статус. S обозначает субстанцию, которая, с одной стороны, обладая субстанциальной формой, есть нечто пребывающее само по себе (в отличие от свойств), с другой – выполняет функцию основы – носителя признаков. P указывает на признаки, которые имеют иной онтологический статус, чем субстанция, а “есть” выражает актуальное существование субстанции, обладающей данными признаками. Наличие в предмете знания характеристик, отличающихся от актуального бытия, свидетельствует не только о том, что он является не простым, но состоит из разных начал; это также означает, что в нем присутствует, наряду с актуальностью, и нечто потенциальное. Если сущность, или форма, или признак есть иное, чем бытие, то по отношению к бытию они потенциальны. «... Существование должно относиться к сущности, если последняя отлична от него, как акт к потенции» (ST, I, 3, 4 c). Бытие – это наивысшее из всех совершенств, которыми может что-либо обладать: «... вещь считается совершенной в той мере, в какой она актуальна...» (ST, I, 4, 1 c). «... Существование является наисовершеннейшим из всего, ибо в отношении ко всему [в т. ч. к сущности и к форме], оно есть его акт; ведь нечто имеет актуальность, лишь поскольку оно существует. Значит, существование – это актуальность всех вещей, даже и их форм» (ST, I, 4, 1, ad 3).

 

 Утверждая, что “Бог  есть”, мы, согласно Фоме, во-первых, само понятие бытия извлекаем  из рассмотрения бытия конечных  вещей, во-вторых, сохраняя логическую  структуру высказывания (различая  субъект “Бог” и предикат  существования, который ему приписывается), модифицируем ее таким образом,  что субъект высказывания оказывается  абсолютно тождественным предикату. {хотя ... , то должны иметь в  виду ...}. Бог, в которого верует  христианин, к Кому он обращается  с молитвой, непостижим и недоступен, как таковой, рациональному познанию. Все рациональное знание о  Боге, убежден Фома, – это знание  опосредованное, знание, предполагающее  восхождение к причинам, обуславливающим  наличие тех или иных характеристик  (совершенств) в конечных вещах.

 

 Каждое совершенство, обнаруживаемое в вещах, отсылает  к Богу как к источнику этого  совершенства; Бог предстает по-разному  в зависимости от того, понимается  ли Он как Причина бытия,  или Причина благости, или Причина  других совершенств. Каждый раз,  восходя от определенного совершенства  конечных вещей к Богу как  Первопричине, человек получает  лишь частичное знание о Боге. И восхождение к Богу как  Причине бытия конечных вещей  не является в этом отношении  исключением. Высказывание “Бог  есть”, если при его образовании  соблюдены те логические требования (тождество субъекта и предиката), о которых говорилось выше, по  существу, выражает представление  о Боге как обладающем единственным  атрибутом – атрибутом бытия.  В тот момент, когда мы произносим  высказывание “Бог есть”, если  мы не приписываем Тому, Кто  обозначается словом “Бог”, никаких  других предикатов, мы имеем знание  о Боге как чистом акте. Это  знание, утверждает Фома, предшествует  знанию Бога как именуемого  другими именами: Благой, Всемогущий  и т.д. Понятие акта бытия  предшествует также и понятиям, с помощью которых постигаются  все характеристики сотворенных  вещей. Понятие акта бытия,  по существу, – это философски  интерпретированное “Да будет”  из описания шести дней творения  в книге Бытия, та сила или  то начало, которое актуализирует,  вызывает из небытия все, что  существует в мире.

 

 Благодаря тому, что  божественное бытие есть чистый  акт, свободный от каких бы  то ни было форм, бытие любой  вещи, какую бы форму она ни  имела, восходит к одному и  тому же Источнику всякого  бытия. Более того, Бог – не  только начало (причина) бытия  вещей, все остальные характеристики (совершенства) вещей содержатся  в божественном акте бытия.  По отношению к бытию все  другие совершенства суть потенции. Но в онтологическом порядке  акт предшествует потенции, «ибо  то, что в потенции (потенциальное)  может стать актуальным только  посредством актуально сущего»  (ST, I, 3, 1 c). О том, что (заключено)  в потенции, мы можем судить  после того, как оно будет реализовано;  реализация потенции предполагает, что все то, что заключено в  вещи потенциально, имеет (вне  вещи) актуальное существование,  и совершенство, содержащееся в  вещи потенциально, актуализируется  только в том случае, если есть  такое совершенство, существующее  актуально, и вещь оказывается  ему сопричастной. Поскольку все  совершенства по отношению к  акту бытия потенциальны, они  могут быть актуализированы лишь  при условии, что все они  содержатся в акте бытия.

 

 Поэтому понятие акта  бытия, рассматриваемое сквозь  призму основного различения  томистской онтологии “потенция  – акт”, приводит к заключению, что «в Боге не отсутствует  совершенство ни одной вещи»  (ST, I, 4, 2 c). Используя чисто рациональные  средства, опираясь на достаточно  строгие понятия и различения, Фома обосновывает (с точки зрения  разума) одно из важных положений  христианской теологии, которое  было сформулировано Дионисием  Ареопагитом (Фома цитирует его  в ST, I, 4, 2 c): Бог «не является  существующим каким-то [определенным] образом, но просто и неограниченно,  одинаково пред‑объемлет в  Себе все бытие». Следует отметить, что наряду с моментом “быть  актуально”, понятию акта бытия  присущ и другой смысловой  оттенок – бытия-действия, о котором  говорилось выше. Поэтому чистое  бытие в доктрине Фомы трактуется  двояко: и как наивысшее совершенство, “предобъемлющее” совершенства  всех вещей, и как действие  Бога. Действие, поясняет Фома, «бывает  двоякого рода. Одно – которое  связано с трансформацией материи,  другое – которое не предполагает  материи, каково, например, творение. Бог может действовать каждым  из двух способов» (De potentia, 1, ad 15). Освобождение Бога от привязки  к какой-либо форме, понимание  действия (операции) Бога как не  детерминированного определенной  формой или сущностью действующего  субъекта, позволяет Фоме ввести, на рациональном уровне, представление  о Боге как всемогущем Творце, способном осуществить любое  действие.

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)