Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

 

3) Отпе ens est bonum quia omne ens est ens –  "Все сущее есть благо, потому  что все сущее – сущее". Этот  тезис о благословенности всего  сущего ясно характеризует томизм  как христианскую метафизику. Все  сотворенное, свободно излитое  благой волей всевышнего, несет  в себе благо. Нельзя выразить  музыкальную идею одним звуком, богатство идеи требует богатства  красок. Щедрость Творца – в  бесконечно изумляющем разнообразии  созданных форм. Всякий христианин  не может не быть оптимистом. Быть исполненным неподдельным  изумлением, чувствовать симфонию  красок, звуков, форм в любом ничтожном  создании, – значит, участвовать  в божественной благодати, обладать  высоким градусом бытия. Быть  сумрачным, не замечать благого,  умаляя сотворенное, пренебрегая  им, значит, падать, утрачивая бытие.

 

 Коль скоро сущее  благостно, и всякое сущее по-своему  стремится к совершенству, значит, благое – объект воли, желания,  аппетита. Добро – это желание  совершенства. Сущее благословенно,  ибо сотворено любящим Богом,  его воля к любви изначальна, но производна у человека. По  Аквинату, есть благо, достойное  само по себе, его желают ради  него самого; благо полезное, ибо  его хотят для чего-то иного;  благо-наслаждение, оно несет  счастье. Первое и третье –  это Бог, все земные блага  – блага второго типа, ибо относятся  к целям, которые преследуются.

 

 

 

 Аналогия бытия Фомы  Аквинского

 

 

 В 4-й книге «Метафизики»  Аристотель пишет, что вещи  бытийствуют по-разному, но всегда  в отношении к существу привилегированному  и его особой сущности. Подобным  образом медики говорят о "здоровом  бытии" человека по различным  эффектам, например, по цвету лица. И субстанция и акциденции  – сущее, но субстанции –  сущее привилегированное, первое, основное, акциденции суть ее  модификации. Аристотеля интересует  горизонталь отношений сущего. Аквинат  же занят выяснением вертикального  среза: аналогии, субстанции и  акциденции, отношения Бог и мир,  конечное и бесконечное.

 

 Между Богом и тварным  нет тождества, как нет и  двуначалия: ведь мир – образ  и подобие Бога. Зато есть отношение  подобия и неподобия, аналогии  в том смысле, что все, приписываемое  созданному, принадлежит и Богу, но по-разному и с иной интенсивностью. Метафизическое основание аналогии  заключено в факте, что обуславливающая  причина сообщается, в определенном  смысле, сама с собой. Сходство  не дополнительное качество, а  нечто, существующее в природе эффекта. Имея в виду импликации бытия и его свойств, нельзя не признать, что в бытие мира, как зависимого от Бога, вписана его сакральность.

 

 Как очевиден смысл  сходства, так ясен и смысл  различия Творца и тварного. Здесь  томизм устанавливает понятие  трансцендентности Бога в значении  негативной теологии. Если верно,  что мы знаем что-то о Боге, то верно и то, что это нами  сформулированное знание. Отражает  ли оно природу Бога? Если Бог  не имеет сущностей, совпадая  с бытием, и если наше познание  – попытка уточнить его природу  то понятно, почему негативная  теология превосходит позитивную. Нам лучше известно, что не  есть Бог, чем то, что он есть. Именно поэтому полагают, что  аналогия ближе к многогласию,  чем к единогласию. Существа  участвуют в бытии, и это  значит, что их бытие не есть  Бытие: это различие и есть  само участие. Многие суть небытие  единого: они другие, но не вне  единого. Благодаря этому различию, Бытие и тварное оказываются  тесно связанными и максимально  дистанцированными в одно и  то же время. Участвовать, значит  иметь, но это и небытие акта, вместе с тем, это совершенствование,  в котором тварное участвует,  – участвует, но и только.

 

Лит: Лега В.П. История западной философии

 В. Татаркевич. История  философии. Античная и средневековая  философия

 Э.Жильсон «История  христианской философии в Средние  века»

 

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)