Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

 

  1. Специфика философской традиции Древней Индии.

История философской мысли древней  Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э.

    Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер.

Брахманизм закреплял сословное  деление среди свободных, освящал  власть знати, состоявшей из привилегированных  групп.

Уже первые стадии развития древнеиндийской  философии характеризуются проявлением  антибрахманских настроений и прежде всего критикой догмата о загробном  царстве, религиозно-идеалистического учения об «освобождении» души и о  ее бессмертии, о потустороннем мире и о существовании в нем  человеческой души.

Примерно в IV – II вв. до н.э. философские течения складываются в системы, сохранившиеся и в последующие эпохи. В целом мы имеем 9 философских систем (даршан): джайнизм, буддизм, чарвака, веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, считаются ортодоксальными и называются астика. Те же, которые не признают этого авторитета, называются неортодоксальными и называются настика. Настика – это чарвака, джайнизм, буддизм. Астика – это веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога.

Сторонники учения чарваков считали  мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из 4-х элементов  – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят  и живые существа, в том числе  и человек. Материя – основа всего  существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении  душ они считали бессмысленным.

Согласно учению чарваков, в элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает  в результате сочетания всех четырех  элементов в человеческом теле.

Рассматривая вопросы теории познания и логики, на первый план чарваки  выдвигали положение о том, что  единственным источником познания истины является ощущение, восприятие.

Среди антибрахманских и антиведийских  духовных движений главное место  занимали джайнизм и буддизм. Джайнисты отрицали творение мира каким бы то ни было божеством или духом. Утверждали вечность мира, состоящего из двух видов материи: неживой и живой, или душ, обитающих во всех предметах; каждый предмет, образованный из неживой материи, состоящей из атомов, расположенных во времени и пространстве, обладает бесконечным количеством свойств и признаков.

Буддизм – религиозно-философское учение Гаутамы Будды (Просветленного). Сущность буддизма излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди. Первая истина – жизнь есть страдание. Вторая истина – причиной страдания является сама жизнь с ее страстями и желаниями. Третья истина – страдание можно прекратить, погрузившись в нирвану. Четвертая истина – существует путь к прекращению страдания.

Ранним буддистам присуще стихийно-диалектическое мышление.

Буддизм отрицает реальность феноменального мира, т.к. он – источник страданий.

Душа (атман) вечна и бессмертна, но она подчиняется закону кармы, т.е. зависит от последствий своих прошлых деяний. Веданта отстаивала монистическую модель, согласно которой существует идеальное единство, причина мира.

Школа санкхьи считала мир материальным по своему характеру, постепенно развившимся  из единой первоматерии. В школе  санкхьи признавались 3 средства познания: восприятие, логический вывод, свидетельство  авторитета.

Согласно учениям ньяи-вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц (ану) воды, земли, воздуха и огня, заключенный в эфире, времени и пространстве. Все объекты физического мира образуются из этих атомов. Большое значение ньяя придавала разработке вопроса о роли логического умозаключения в познании, выработала основы пятичленного силлогизма, разработала сравнение как средство познания.

Система миманса известна в основном тем, что своей целью она ставила защиту и оправдание ведийского ритуализма, в соблюдении которого, по ее мнению, и состоит праведная жизнь, приводящая якобы к освобождению души после смерти.

Разложение рабовладельческого строя  Индии привело к распространению  и усилению крайних форм идеализма  мистического толка, например, школы йоги. Это религиозно-мистическое учение разрабатывало способы «обуздания мысли», т.е. способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе.

Общие черты философских школ Древней  Индии состоят в следующем:

    1. окружающий мир и личность тесно связаны;
    2. философия Древней Индии обращена внутрь человека;
    3. жизненные принципы – аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
    4. философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;
    5. учение о перерождении, бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти;
    6. учение  о карме – сумме злых и добрых дел каждого человека; карма определяет форму очередного перерождения.

 

  1. Особенности философской мысли Древнего Китая.

  Древнекитайской философии  свойственно натурфилософское представление  о пяти элементах (воде, огне, дереве, металле, земле), составляющих физический  фундамент Космоса. На Востоке  в понимании разума и деятельности  господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов, что выразилось в идеале ненасильственных действий, развитом в индийской культурной традиции, в китайском принципе "у-вэй". В последнем провозглашался идеал минимального действия, основанный на чувстве резонанса ритмов мира. В середине I тысячелетия до н.э. в трёх очагах древней цивилизации (в Китае, Индии и Греции) практически одновременно возникает философия. В древнем Китае философия возникла в III-II тысячелетии до н.э. Общей закономерностью для духовного развития трёх древних цивилизаций является взрыв интеллектуальной энергии, духовной революции, относящейся к VI в. до н.э.

Древнекитайское государство –  типичная «восточная» деспотия с  крайним социальным неравенством, закостеневшей  социальной иерархией, абсолютной властью  обожествляемого главы государства. Внешняя сторона жизни китайцев характеризовалась весьма устойчивым консерватизмом, традиционализмом, сложным  формализмом ритуалов. Мировоззрение  было неотделимо от религиозного ритуала  – системы воображаемых взаимоотношений  между живыми и умершими.

В центре внимания китайцев – общество, его история, отношения между  людьми. Однако были и довольно отвлечённые  космогонические мифы, согласно которым  до начала мира существовал безличный  хаос, из которого возникают два  космических божества – Ян и Инь. Ян и Инь олицетворяют соответственно свет и тьму, тепло и холод, упорство и податливость, мужское и женское  начала и приобретают всё более  отвлечённую форму. Мироздание представляется ареной вечной борьбы этих противоположных  начал. Взаимодействие инь и ян порождает 5 элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Из этих начал возникло всё  сущее. Зарождаются предфилософские  представления о некой пневме (эфире) «ци» - первобытной субстанции, состояниями которой оказываются  инь и ян. Зарождается и представление  о безличном мировом законе –  «дао», что означает «путь», нравственный и космический закон. Выделяют следующие  основные этапы развития философской  мысли в Древнем Китае:

этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который  охватывает период VIII-VI вв. до н.э.;

этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который  относится к VI-III вв. до н.э.;

философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство  становится государственной идеологией;

философия в III-X вв., усиление влияния  даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения  даосизма).

Древнекитайская философия возникает  в период Чжаньго – «золотой век  китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм  школ, борьба мнений, невмешательство  властей в область философии. Философские школы в Китае  складываются в VI в. до н.э. Философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской.

Существовало 6 основных школ древнекитайской  философии: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, школа инь-ян (натурфилософы) и школа имён (софисты). В Китае  преобладала практическая философия, проблемы управления людьми, страной.

Многочисленные школы в Китае  соотносились с конфуцианством. Основателем древнекитайской философии и «создателем» духовного облика китайца был Кун Фуцзы.Главная конфуцианская книга – «Лунь-юй» («Беседы и высказывания», записанные учениками философа мысли как его самого, так и его учеников). Эту книгу образованный китаец выучивал наизусть в детстве и руководствовался ею всю жизнь.

Учение Конфуция – искусство  управления государством. Политика у  него тождественна этике. Конфуций полностью  принимает ритуал поклонения небу, который существовал в Китае. Важнейшей социальной функцией культа неба является освещение, сохранение и  поддержание общественных устоев. Конфуцианское представление об обществе и государстве основано на идее личностных отношений, отдаёт первенство морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное – это не страх, а доверие народа к своим правителям. Обучение должно быть связано с размышлением.

Конфуцианство ещё не стало господствующей государственной идеологией и подвергалось критике со стороны других школ. В числе критиков конфуцианства  были Мо-цзы (IV в. до н.э.) и его ученики  – моисты. Моисты считали, что небо превыше всего, и оно должно быть взято за образец для управления, должно стать образцом нравственной ценности поступка. Моисты были критиками конфуцианского учения о судьбе и предопределении, т.к. принятие концепции судьбы делает все человеческие действия бессмысленными. В понимании любви моисты считали, что отсутствие равной ко всем любви – главная причина беспорядков в государстве.Учение моистов резко отличалось от всех других учений Древнего Китая, которые так или иначе допускали неравенство. Основа управления страной – почитание мудрости. Моисты отрицали всякое врождённое знание, связывали знание с практической деятельностью людей (как по его источникам, так и по его применимости и направленности), делая упор на факты.

Легисты выдвинули концепцию равных возможностей и концепцию круговой поруки и личной ответственности. Крупным  теоретиком и практиком легизма  был Шан Ян. Он говорил о неизменно  злой природе человека, которую можно  держать в рамках лишь наказаниями  и страхом.

Даосизм, в отличие от рассмотренных  выше школ, серьёзно занимался вопросами  объективной картины мира – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.д. Главный труд даосизма – «Книга о дао и дэ». Основателем  даосизма считается Лао Цзы. Само название представителей школы –  даосы – говорит о том, что  в основу своего мировоззрения они  положили «дао» - всеобъемлющее мировоззренческое  понятие, первоначало, первооснова  и завершение всего существующего  в мире, всеобъемлющий закон мироздания. Даосскую картину мироздания можно представить следующим образом. Небытие первично. Небытие порождает бытие. Этический идеал даосов – совершенномудрыйСовершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путём – дао. Он ни во что не вмешивается, он не мешает дао. Социальный идеал даосов в прошлом, в тех временах, когда жизнь была проста,  ничто не мешало естественному ходу событий, не было порочности и просвещения.

Гносеологические и логические проблемы рассматривались в школе  имён. Была разработана нумерологическая методология, состоящая из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой. В основу нумерологических схем было положено 3 фундаментальных числа: 2, 3 и их сумма 5.

 Можно выделить две противоположные точки зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счёт принижения последних, а другая – к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.

Особое место в мировоззренческих  подходах китайцев занимает проблема отношений человека и неба. Китайцы  создали оригинальную систему взглядов на природу и человеческое общество, на историю развития культуры. Развитие философской мысли опиралось  на наивные представления о мире и природе как целостности, наивно-диалектический характер взглядов на природу и человеческое общество. Философские знания  неразрывно связаны с этикой и политикой. Склонность рассматривать предметы в их целостности, органической взаимосвязи частей, преемственности развития, поэтому природа, человек и дух рассматривались как нечто органически единое, взаимосвязанное.

    

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"