Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э.
Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер.
Брахманизм закреплял
Уже первые стадии развития древнеиндийской
философии характеризуются
Примерно в IV – II вв. до н.э. философские течения складываются в системы, сохранившиеся и в последующие эпохи. В целом мы имеем 9 философских систем (даршан): джайнизм, буддизм, чарвака, веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, считаются ортодоксальными и называются астика. Те же, которые не признают этого авторитета, называются неортодоксальными и называются настика. Настика – это чарвака, джайнизм, буддизм. Астика – это веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога.
Сторонники учения чарваков считали мир материальным. Всё в мире, считали они, состоит из 4-х элементов – огня, воздуха, воды и земли. Из таких материальных частиц состоят и живые существа, в том числе и человек. Материя – основа всего существующего. Сознание есть свойство, присущее телу. Со смертью тела исчезает и сознание. Учение о переселении душ они считали бессмысленным.
Согласно учению чарваков, в элементах, взятых порознь, сознания нет: оно возникает в результате сочетания всех четырех элементов в человеческом теле.
Рассматривая вопросы теории познания и логики, на первый план чарваки выдвигали положение о том, что единственным источником познания истины является ощущение, восприятие.
Среди антибрахманских и
Буддизм – религиозно-философское учение Гаутамы Будды (Просветленного). Сущность буддизма излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди. Первая истина – жизнь есть страдание. Вторая истина – причиной страдания является сама жизнь с ее страстями и желаниями. Третья истина – страдание можно прекратить, погрузившись в нирвану. Четвертая истина – существует путь к прекращению страдания.
Ранним буддистам присуще
Буддизм отрицает реальность феноменального мира, т.к. он – источник страданий.
Душа (атман) вечна и бессмертна, но она подчиняется закону кармы, т.е. зависит от последствий своих прошлых деяний. Веданта отстаивала монистическую модель, согласно которой существует идеальное единство, причина мира.
Школа санкхьи считала мир
Согласно учениям ньяи-
Система миманса известна в основном тем, что своей целью она ставила защиту и оправдание ведийского ритуализма, в соблюдении которого, по ее мнению, и состоит праведная жизнь, приводящая якобы к освобождению души после смерти.
Разложение рабовладельческого строя
Индии привело к
Общие черты философских школ Древней Индии состоят в следующем:
Древнекитайской философии
свойственно натурфилософское
Древнекитайское государство –
типичная «восточная» деспотия с
крайним социальным неравенством, закостеневшей
социальной иерархией, абсолютной властью
обожествляемого главы
В центре внимания китайцев – общество,
его история, отношения между
людьми. Однако были и довольно отвлечённые
космогонические мифы, согласно которым
до начала мира существовал безличный
хаос, из которого возникают два
космических божества – Ян и Инь.
Ян и Инь олицетворяют соответственно
свет и тьму, тепло и холод, упорство
и податливость, мужское и женское
начала и приобретают всё более
отвлечённую форму. Мироздание представляется
ареной вечной борьбы этих противоположных
начал. Взаимодействие инь и ян порождает
5 элементов: вода, огонь, дерево, металл,
земля. Из этих начал возникло всё
сущее. Зарождаются предфилософские
представления о некой пневме
(эфире) «ци» - первобытной субстанции,
состояниями которой
этап зарождения философских воззрений (начала философского мышления), который охватывает период VIII-VI вв. до н.э.;
этап расцвета философской мысли (соперничество «ста школ»), который относится к VI-III вв. до н.э.;
философия в эпоху династии Хань (II в. до н.э. – I-II вв. н.э.), конфуцианство становится государственной идеологией;
философия в III-X вв., усиление влияния даосизма и буддизма, неоконфуцианства (Конфуций + некоторые положения даосизма).
Древнекитайская философия возникает в период Чжаньго – «золотой век китайской философии». Для раннего (доханьского) периода характерны плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область философии. Философские школы в Китае складываются в VI в. до н.э. Философия, развивавшаяся анонимно, становится авторской.
Существовало 6 основных школ древнекитайской философии: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, школа инь-ян (натурфилософы) и школа имён (софисты). В Китае преобладала практическая философия, проблемы управления людьми, страной.
Многочисленные школы в Китае соотносились с конфуцианством. Основателем древнекитайской философии и «создателем» духовного облика китайца был Кун Фуцзы.Главная конфуцианская книга – «Лунь-юй» («Беседы и высказывания», записанные учениками философа мысли как его самого, так и его учеников). Эту книгу образованный китаец выучивал наизусть в детстве и руководствовался ею всю жизнь.
Учение Конфуция – искусство управления государством. Политика у него тождественна этике. Конфуций полностью принимает ритуал поклонения небу, который существовал в Китае. Важнейшей социальной функцией культа неба является освещение, сохранение и поддержание общественных устоев. Конфуцианское представление об обществе и государстве основано на идее личностных отношений, отдаёт первенство морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением. Главное – это не страх, а доверие народа к своим правителям. Обучение должно быть связано с размышлением.
Конфуцианство ещё не стало господствующей государственной идеологией и подвергалось критике со стороны других школ. В числе критиков конфуцианства были Мо-цзы (IV в. до н.э.) и его ученики – моисты. Моисты считали, что небо превыше всего, и оно должно быть взято за образец для управления, должно стать образцом нравственной ценности поступка. Моисты были критиками конфуцианского учения о судьбе и предопределении, т.к. принятие концепции судьбы делает все человеческие действия бессмысленными. В понимании любви моисты считали, что отсутствие равной ко всем любви – главная причина беспорядков в государстве.Учение моистов резко отличалось от всех других учений Древнего Китая, которые так или иначе допускали неравенство. Основа управления страной – почитание мудрости. Моисты отрицали всякое врождённое знание, связывали знание с практической деятельностью людей (как по его источникам, так и по его применимости и направленности), делая упор на факты.
Легисты выдвинули концепцию равных возможностей и концепцию круговой поруки и личной ответственности. Крупным теоретиком и практиком легизма был Шан Ян. Он говорил о неизменно злой природе человека, которую можно держать в рамках лишь наказаниями и страхом.
Даосизм, в отличие от рассмотренных
выше школ, серьёзно занимался вопросами
объективной картины мира – проблемами
бытия, небытия, становления, единого,
многого и т.д. Главный труд даосизма
– «Книга о дао и дэ». Основателем
даосизма считается Лао Цзы. Само
название представителей школы –
даосы – говорит о том, что
в основу своего мировоззрения они
положили «дао» - всеобъемлющее
Гносеологические и логические проблемы рассматривались в школе имён. Была разработана нумерологическая методология, состоящая из числовых комплексов и пространственных структур, связанных между собой. В основу нумерологических схем было положено 3 фундаментальных числа: 2, 3 и их сумма 5.
Можно выделить две противоположные точки зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счёт принижения последних, а другая – к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания.
Особое место в