Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Последним  великим представ класса немецких философов был Л.Фейербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга  в том, что он подверг критике  идеи Канта и Гегеля и продолжил  традиции материализма. Основные его  труды: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тезисы к реформе философии", "Основы философии будущего".

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой  сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия  к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно философия, поскольку  она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологической, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь  мышления с процессами в человеческом  организме, с чувственнными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение  присущей ему биологической, физиологической  деятельности. Антропология Фейербаха  указывает на его стремление разработать  материалистическую систему взглядов. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по Фейербаху, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет о том, чтобы расссматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшественников материалистов, которые утверждали, что религия лишена реального содержания. Фейербах сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода.

Основой антропологии Фейербаха является учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек -  ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает  себя, созерцает себя, мыслит о себе. Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение  и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа  бесконечна в пространстве.

Фейербах отстаивает положение  о неразрывной связи материи  и движения. Однако не указывает  на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Фейербах говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Многообразие человеческих ощущений соответствует многообразию качеств  природы, оно обусловлено им и  принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять  содержание человеческих ощущений качественной определенности чувстенно воспринимаемых явлений. Тем не менее понимание  Фейербахом субъекта и объекта носит  антропологический характер.

Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и  его способности достичь более  глубокого познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные  данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственно  восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем сопоставления  понятий, теоритических выводов  с чувственными данными. Таким образом  чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Фейербах не понимает сложности диалектической связи между чувством отражения  мира и мышлением, его не интересует проблемы категорий и логики. Глубокая идея Гегеля о движении теории мышления от абстрактного к конкретному, о  возможности, следовательно, конкретного  мышления осталась чуждой для Фейербаха.

В противовес объективно-идеалистическим  построениям Фейербах дал материалистическое понимание бытия, подразумевая под  ним наличность, существование, действительность, объективность. Философия Фейербаха была антропологической. Он ставил такие важные для каждого человека вопросы, как что такое жизнь, любовь, смерть, счастье, надежда. Исходный пункт и конечная цель поиска ответов - цельный, реальный человек. Ключевая для Фейербаха категория "человеческая природа" объединяет природу и человека. Но оценивается она не исторически, а как вечная. Не учитывалось, что социально-историческая практика определяет тип личности каждой эпохи. Впрочем, Фейербах приблизился к пониманию сущности человека как определяемой социальными связями.

Фейербах показал, что религиозные  иллюзии - превратное отражение сущности человека, порожденное отсутствием  условий для ее реализации. Преодоление религии Фейербах видел в преодолении чувства зависимости от внешних природных и социальных сил, а не самой зависимости. Здесь проявилась его непоследовательность в критике религии. Фейербах предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. В целом же Фейербах оставался на позициях идеалистического понимания истории.

Итак, немецкая классическая философия, помимо дальнейшего развития диалектики, исследовала кардинальные для мировоззрения и судеб культуры проблемы и соотношения: между "микрокосмом" человеческой личности, в особенности его моральной составляющей, и познавательными способностями человека (И. Кант); между человеком, взятым во всем своеобразии его природы, и обществом в перспективе устранения искажающих их сущность религиозных иллюзий (Л. Фейербах); между познавательными и волевыми, деятельными возможностями человека и общества (И. Фихте); между объективными законами истории и деятельностью различных субъектов исторического процесса (Г. Гегель). Деятельность людей - не приложение к однозначному предписанию законов развития общества, а равноправная составляющая исторического процесса, где осуществляется человеческий выбор. В направлении такого вывода вела логика развития классической немецкой философии, хотя сам этот вывод и не был ею сделан.

 

  1. Основные черты марксистской философии;неомарксизм.

  Марксизм возник в 40-е  годы XIX в. Его основоположники  -Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих  Энгельс (1820-1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием немецкой классической философии, английской политической экономии и утопического социализма.

Самым большим достижением немецкой классической философии было учение о развитии. Но в этом учении материя признавалась пассивной, утверждалось, что общественное развитие имеет свое завершение (в прусском государстве). Такую диалектику нельзя было применять для познания и практики, не очистив ее от идеализма и метафизики.

Знакомство Маркса с книгой Л. Фейербаха "Сущность христианства" предопределило выбор в пользу материализма. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса и Энгельса заключалось не только в материалистической общей установке, но и в соединении традиций гуманизма с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений к природе и к людям. Главным в своем учении Маркс и Энгельс считали доказательство исторической миссии рабочего класса, определяющей возможность социалистического выбора. Одновременно Маркс и Энгельс доказывали, что на основе будущего развития технологического базиса общественного производства изменится структура рабочей силы: вместо традиционного рабочего класса в качестве производителя выступит "комбинация общественной деятельности", представляющая собой сложную систему взаимодействия всех видов труда, в которую вовлекаются все слои общества. Итак, с одной стороны, возвеличиваются рабочий класс, его историческое предназначение, с другой — реально оцениваются его перспективы (растворение в комбинации общественной деятельности). В целом, в марксизме соединились общегуманистическое, идущее от эпохи Просвещения, начало, и классовое, детерминированное социальной базой конфронтационной политической культуры раннего капитализма.

В марксизме проанализированы важнейшие  проблемы бытия: материя, движение, сознание, исследованы закономерности исторического развития общества и его функционирования. Марксистская философия отвергает религиозный взгляд на мир. Однако, по мнению некоторых исследователей, религии распятого бога Маркс и Энгельс противопоставили доктрину распятого богоподобного человека. Марксизм отстаивал материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию, считал сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику -основой познания. Основоположники марксизма описали процесс антропосоциогенеза, обнаружили некоторые причины социальной дифференциации, раскрыли механизм формирования разнообразных институтов, выделили феномен общественного сознания и т. д. Материалистический монизм в объяснении общества стал в некотором роде предпосылкой для однолинейной трактовки истории.

Сердцевину философии марксизма  образуют исследования фундаментальных  классических проблем отношений  человека к миру и мира к человеку, людей между собой и сущности человека, наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. На решении этих проблем базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, значении материального производства в жизни общества, классовой борьбе, социальной революции и т. д.). Работам Маркса и Энгельса присуща как критическая направленность анализа философского наследия (преодоление идеализма Гегеля, антропологического материализма Фейербаха и т. д.), так и сохранение рациональных аспектов. Были приняты и дальше развиты ряд позиций нового времени: идея разума, который призван внести порядок в стихийное движение природы и преодолеть неблагоприятные случайности истории; идея социального прогресса, основанного на развитии науки и техники, активного вмешательства людей в естественные процессы, расширения просвещения и т. д. Через преимущественную ориентацию на материальное производство обнаруживается связь марксизма с мировоззрением индустриальной цивилизации. В марксистской философии выражается преемственность и вместе с тем творческая новизна. Это проявилось при разработке диалектики и теории познания, проблемы отчуждения, диалектико-материалистического понимания истории, концепции будущего общества, проблемы гуманизма и др.

По отношению к теории марксизма  необходим разумно-взвешенный подход, здесь неприемлемы крайности: слепая вера в их учение и огульное охаивание  самой сути их теории.

Непреходящее значение в марксизме  сохраняют: метод раскрытия противоречий в реальном процессе развития, строгое отношение к критериям истины, исторический подход к общественным явлениям, диалектико-материалистическое понимание мира, в том числе и истории, идеи свободного развития каждого как условия свободного развития всех, сочетания экономической эффективности и социальной справедливости, индивидуализации и коллективистской солидарности (с акцентом на второе) и т. п. Вместе с тем имеются идеологически направленные, исторически ограниченные, отражавшие условия определенного периода жизни, положения, например о роли классовой борьбы, насилия, о диктатуре пролетариата и т. д. Наконец, из-за отсутствия или ограниченности исторического опыта, определенной слабости самой теории, влияния утопического социализма, давления потребностей политической борьбы в марксизме есть изначально неправильные положения, содержащие элементы утопизма.

Философия марксизма сегодня развивается  по следующим направлениям: 1) диалектика природы, т.е. философские проблемы естествознания; 2) диалектика социальных процессов, т.е. социальная диалектика; 3) развитие диалектики как науки.

К философским проблемам естествознания относятся вопросы обобщения  и методологической обработки достижений физики (теория относительности, квантовая  механика, принципы структурной организации  материи), астрономии (формирование релятивистской космологии и проблемы объективности  знаний о космосе, поиск внеземных  цивилизаций и возможность установления контакта с ними), биологии, медицины и т.д.

Изучение проблем общественного  развития – взаимосвязь и взаимодействие научно-технического прогресса и  социального прогресса, осмысление  социальных последствий научно-технической  революции, сосуществование и развитие различных социальных систем.

Философия марксизма в настоящее  время в нашей стране развивается  в русле важнейших достижений мировой философской культуры и  общечеловеческих ценностей, приоритетными  являются общечеловеческие проблемы: проблема выживания человечества в  условиях ядерного противостояния, проблема самосохранения человечества и сохранения жизни перед лицом экологического кризиса, проблема сохранения и развития человеческой личности и др.

В последние годы марксистская философия  в целом, как зарубежная, так и  отечественная, обращается к гуманистической  проблематике, освобождается от догматизма.

 

  1. Позитивизм, его сущность и исторические формы.

Сциентизм (сайентизм – от лат. и англ.  «знание», «наука») возник как ответ на бурное развитие науки  в конце XIX –  ХХ вв. Ведущее место  в этом направлении занимает школа  позитивизма, основная проблематика которой  – философский анализ научного знания.

Первая форма позитивизма –  «классический позитивизм» –  представлена О.Контом, Дж.Миллем, Г.Спенсером. Основоположник позитивизма О.Конт (1798-1857) утверждал, что «позитивное» знание дают только специальные науки  или их синтез, а философия как  область научного познания невозможна. Задача философии – систематизация конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук (30-40 гг. XIX в.).

Второй формой позитивизма был  эмпириокритицизм (махизм), возникший  на рубеже XIX-XX вв. Его основатели Э.Мах (1838-1916) и Р.Авенариус (1843-1896) в основу объяснения мира положили «опыт», который  понимали как совокупность ощущений, а сами ощущения называли «элементами  мира». Сводили философию к теории познания. Махисты настаивали на нейтральности  «позитивной» философии в отношении  материализма и идеализма.

Третья форма позитивизма –  неопозитивизм (20-60 гг. ХХ в.). Его основной вариант – аналитическая философия. Наиболее известны концепции Б.Рассела, Л.Витгенштейна, философов «Венского  кружка» (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат  и др.). Неопозитивисты поставили  и исследовали проблему роли логико-математических методов и искусственных языков в процессе познания и при решении  философских вопросов. Философские  высказывания квалифицировались как  бессмысленные, лишенные познавательного  значения. За философией сохранялась  единственная функция – функция  анализа языка и понятий науки. Неопозитивисты выстраивают три уровня анализа: 1) предметы действительности; 2) языковые формы; 3)'ИХ смысл* - логический метаязык. Смысловое исследование языка ведет к общей картине языка и от нее к построению своеобразной картины мира. В качестве побочного исследуется также путь "от мира к языку". Начинает осознаваться значение таких звеньев, как поведение, деятельность людей, сознание и познание. Вводится схема анализа и объяснения: факт -нервная система - язык - нервная система - действие.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"