Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

В самом общем виде постмодернизм выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности. Со смешанными чувствами тревоги, сожаления, растерянности и боли человечество приходит к пониманию того, что ему придется отказаться от мечты о светлом будущем. Не только светлое, но будущее вообще становится все более проблематичным. Все прежние цели и задачи сводятся теперь к одной - к проблеме выживания. Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами, он как бы оказался в невесомости или сомнамбулическом состоянии, из которого никак не может выйти. В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм  соответствует обществу потребления  и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми  и неопределенными. В нем нет  четко выраженной социально-классовой  структуры. Уровень потребления - главным  образом материального - выступает  основным критерием деления на социальные слои. Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий.

Мировоззрение постмодерного  человека лишено достаточно прочной  опоры, потому что все формы идеологии  выглядят размытыми и неопределенными. Такое положение во многом объясняется  тем, что постмодернистское мировоззрение  лишено вполне устойчивого внутреннего  ядра.

В целом мироощущение постмодерного  человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в  том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей  судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Он вполне понимает, что слишком  многое в его жизни зависит  от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал  с нуля и всего достиг сам. Видимо, поэтому получили такое широкое  распространение всякого рода лотереи.

Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим  и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.

Отмеченные черты и  особенности постмодернизма находят  свое проявление и в духовной культуре - религии, науке, искусстве и философии.

Отношение постмодернизма к  религии не всегда выглядит последовательным и определенным. Иногда в нем звучат обвинения в адрес христианства за его соучастие в утверждении  веры в разум и прогресс. Некоторые  постмодернисты призывают к отказу от христианства и возврату к дохристианским верованиям или же к отказу от веры вообще. Однако в целом преобладает  положительный взгляд на религию. Постмодернизм  всячески стремится восстановить прежнее, традиционное положение религии, возвысить  ее роль и авторитет, возродить религиозные  корни культуры, вернуть Бога как  высшую ценность.

Что касается науки, то она  подвергается со стороны постмодернизма серьезной критике. Наука подвергается критике за то, что абсолютизирует рациональные методы познания, игнорирует другие методы и способы - интуицию и воображение. Она стремится  к познанию общего и существенного, оставляя в стороне особенности  единичного и случайного. Все это  обрекает науку на упрощенное и неадекватное знание о мире.

Постмодернистская философия  противопоставляет себя прежде всего  Гегелю, видя в нем высшую точку  западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Непосредственными  предшественниками постмодернистской  философии являются Ф. Ницше и  М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный  способ мышления Гегеля, противопоставив  ему мышление в форме небольших  фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной  переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии, сделав это с позиций  крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. Хайдеггер  продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в  рассудок, "исчисляющее мышление", высшей формой и воплощением которого стала техника. Последняя не оставляет  места для гуманизма. На горизонте  гуманизма, как полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в  котором "множатся вызванные техникой пустыни".

Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, как  и Ж. Деррида, представляют постструктурализм  в философии постмодернизма. Жан  Франсуа Лиотар (1924-1998) также говорит  о своем антигегельянстве. Одной  из основных тем в его работах  является критика всей прежней философии  как философии истории, прогресса, освобождения и гуманизма.

Мишель Фуко (1926-1984) в своих  исследованиях опирается прежде всего на Ф. Ницше. Власть в теории Фуко перестает быть "собственностью" того или иного класса, которую  можно "захватить" или "передать". Она не локализуется в одном только государственном аппарате, но распространяется по всему "социальному полю", пронизывает  все общество, охватывая как угнетаемых, так и угнетающих. Такая власть становится анонимной, неопределенной и неуловимой. Подводя некоторые  итоги, можно сказать, что основные черты и особенности постмодернистской  философии сводятся к следующим.

Постмодернизм в философии  находится в русле тенденции, возникшей в результате "лингвистического поворота" (Дж. Р. Сёрль), осуществленного  западной философией в первой половине XX столетия. Поэтому постмодернистская  философия существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском  и герменевтическом. Наибольшее влияние  она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.

В методологическом плане  постмодернистская философия опирается  на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется "множественность  порядков", между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

Постмодернистская философия  отказывается от категории бытия. Прежнее  бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может  быть познано.

Не менее скептически  смотрит он на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм и гуманизм.

Постмодернистская философия  выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

Постмодернизм в философии  сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации  философской мысли. В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

Постмодернизм представляет собой переходное состояние и  переходную эпоху. Он неплохо справился  с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее некоторые  его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.

 

  1. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

 На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы - таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и; аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей.

Мировоззрение Ф.Скорины (1490-1551) складывалось на основе синтеза  христианских, античных и гуманистических  идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентации - на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности.

Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия. С.Будный использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру, распространение светских знаний. Он утверждал гуманистические принципы, склонялся к трактовке бога как космической первопричины.

Сименон Полоцкий (1629-1680) пропагандировал светское образование, выступал за развитие славянской культуры, отстаивал самостоятельность  славянских народов.

Центральным понятием, которое белорусский просветитель Казимир Лыщинский (17 в.) поставил на место бога, было понятие «природа».

Кастусь Калиновский и Франциск Богушевич (19 в.) пропагандировали идею восстания против царизма и установления демократической республики, в которой должны были утвердиться принципы социальной справедливости.

Владимир  Самойла (Сулима) - в 19-20 вв. выступал за объединение религии и культуры, считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, христианства и культуры, а зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием.

 

  1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии.

 Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:

  • Хl в. – первая половина XVlll в. – постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, А. Рублев, Феофан Грек и др.);
  • вторая половина XVlll в. – первая четверть XlX в. – распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли;
  • вторая четверть XlX в. – начало XX в. – становление и развитие самобытной русской философии;
  • после 1922 г. – философия русского зарубежья.

При характеристике особенностей развития философии России необходимо прежде всего учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими  были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах  Германии свои философские системы  свободно излагали И. Кант, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель и другие мыслители, в  России преподавание философии находилось под строжайшим государственным  контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто  политическим мотивам. Отношение государственной  власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Шаринского-Шихматова  «Польза философии не доказана, а  вред возможен».

Вплоть до второй половины XlX в. философская  проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия  двоякого рода.

С одной стороны, становление русской  философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые  ставила сама российская действительность. С другой стороны – эти же условия  привели к такому ненормальному  для самой философии состоянию, когда при восприятии философских  учений политические установки приобретали  доминирующее значение и сами эти  учения оценивались прежде всего  с точки зрения их «прогрессивности»  или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения  социальных проблем. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской  глубиной, но отвечали злобе дня, имели  широкую известность. Другие же, составившие  впоследствии классику русской философии, не находили отклика у современников  и были известны лишь узкому кругу  людей.

При характеристике особенностей русской  философии нужно учитывать также  культурно-исторический фон, на котором  она формировалась. В России в  ходе ее истории произошло как  бы переплетение двух различных типов  культур и соответственно типов  философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным  мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание  двух различных типов мышления проходит через всю историю русской  философии. С содержательной стороны  русская философия также имеет  свои особенности. В ней представлены в той или иной степени все  основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия истории и  т. д. Однако есть и ведущие для  нее темы. Одной из них, определившей саму специфику русской философии, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С  этой темы началось становление русской  философии, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"