Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
В самом общем виде постмодернизм выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности. Со смешанными чувствами тревоги, сожаления, растерянности и боли человечество приходит к пониманию того, что ему придется отказаться от мечты о светлом будущем. Не только светлое, но будущее вообще становится все более проблематичным. Все прежние цели и задачи сводятся теперь к одной - к проблеме выживания. Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами, он как бы оказался в невесомости или сомнамбулическом состоянии, из которого никак не может выйти. В каждой конкретной области жизни и культуры постмодернизм проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления - главным образом материального - выступает основным критерием деления на социальные слои. Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий.
Мировоззрение постмодерного
человека лишено достаточно прочной
опоры, потому что все формы идеологии
выглядят размытыми и неопределенными.
Такое положение во многом объясняется
тем, что постмодернистское
В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Он вполне понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам. Видимо, поэтому получили такое широкое распространение всякого рода лотереи.
Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Важную черту постмодерна составляет театрализация. Она также охватывает многие области жизни. В некотором смысле политика становится религией постмодерного человека.
Отмеченные черты и особенности постмодернизма находят свое проявление и в духовной культуре - религии, науке, искусстве и философии.
Отношение постмодернизма к религии не всегда выглядит последовательным и определенным. Иногда в нем звучат обвинения в адрес христианства за его соучастие в утверждении веры в разум и прогресс. Некоторые постмодернисты призывают к отказу от христианства и возврату к дохристианским верованиям или же к отказу от веры вообще. Однако в целом преобладает положительный взгляд на религию. Постмодернизм всячески стремится восстановить прежнее, традиционное положение религии, возвысить ее роль и авторитет, возродить религиозные корни культуры, вернуть Бога как высшую ценность.
Что касается науки, то она подвергается со стороны постмодернизма серьезной критике. Наука подвергается критике за то, что абсолютизирует рациональные методы познания, игнорирует другие методы и способы - интуицию и воображение. Она стремится к познанию общего и существенного, оставляя в стороне особенности единичного и случайного. Все это обрекает науку на упрощенное и неадекватное знание о мире.
Постмодернистская философия
противопоставляет себя прежде всего
Гегелю, видя в нем высшую точку
западного рационализма и логоцентризма.
В этом смысле ее можно определить
как антигегельянство. Непосредственными
предшественниками
Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, как и Ж. Деррида, представляют постструктурализм в философии постмодернизма. Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) также говорит о своем антигегельянстве. Одной из основных тем в его работах является критика всей прежней философии как философии истории, прогресса, освобождения и гуманизма.
Мишель Фуко (1926-1984) в своих
исследованиях опирается прежде
всего на Ф. Ницше. Власть в теории
Фуко перестает быть "собственностью"
того или иного класса, которую
можно "захватить" или "передать".
Она не локализуется в одном только
государственном аппарате, но распространяется
по всему "социальному полю", пронизывает
все общество, охватывая как угнетаемых,
так и угнетающих. Такая власть
становится анонимной, неопределенной
и неуловимой. Подводя некоторые
итоги, можно сказать, что основные
черты и особенности
Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате "лингвистического поворота" (Дж. Р. Сёрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Поэтому постмодернистская философия существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском и герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.
В методологическом плане
постмодернистская философия
Постмодернистская философия отказывается от категории бытия. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.
Не менее скептически
смотрит он на человека как субъекта
деятельности и познания, отрицает
прежний антропоцентризм и
Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.
Постмодернизм в философии
сближает ее с наукой и литературой,
усиливает тенденцию к
Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.
На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы - таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и; аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей.
Мировоззрение Ф.Скорины (1490-1551) складывалось на основе синтеза христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентации - на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности.
Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия. С.Будный использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру, распространение светских знаний. Он утверждал гуманистические принципы, склонялся к трактовке бога как космической первопричины.
Сименон Полоцкий (1629-1680) пропагандировал светское образование, выступал за развитие славянской культуры, отстаивал самостоятельность славянских народов.
Центральным
понятием, которое белорусский
Кастусь Калиновский и Франциск Богушевич (19 в.) пропагандировали идею восстания против царизма и установления демократической республики, в которой должны были утвердиться принципы социальной справедливости.
Владимир Самойла (Сулима) - в 19-20 вв. выступал за объединение религии и культуры, считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, христианства и культуры, а зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием.
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы:
При характеристике особенностей развития
философии России необходимо прежде
всего учитывать условия ее существования,
которые по сравнению с
Вплоть до второй половины XlX в. философская
проблематика осваивалась в России
преимущественно в философско-
С одной стороны, становление русской
философии происходило в ходе
поисков ответов на те вопросы, которые
ставила сама российская действительность.
С другой стороны – эти же условия
привели к такому ненормальному
для самой философии состоянию,
когда при восприятии философских
учений политические установки приобретали
доминирующее значение и сами эти
учения оценивались прежде всего
с точки зрения их «прогрессивности»
или «реакционности», «полезности»
или «бесполезности» для
При характеристике особенностей русской
философии нужно учитывать