Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Отличительной чертой Просвещения  было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного  прогресса, поскольку последний  мыслился как продукт развития науки.

 

  1. Критическая философия И.Канта.

 Наиболее последовательно  и продуманно обоснование теории познания проводит родоначальник немецкого идеализма Иммануил Кант (1724-1804). Тем самым Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам.

Кант анализирует структуру  субъекта, чтобы решить вопрос, что  такое истинное знание. У Канта  возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов  знания, исходя из самого субъекта и  его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня - эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические  особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное  начало в человеке. Предметом теоретической  философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов  человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.

     Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-математического естествознания Нового времени. Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. Кант заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие; они представляют собой как бы два разных ствола в человеческом знании. Чувственное представление всегда несет в себе начало случайности. Рассмотрение пространства и времени не как форм бытия вещей самих по себе, а как априорных форм чувственности познающего субъекта позволяет Канту дать обоснование объективной значимости идеальных конструкций - прежде всего конструкций математики.

Кант определяет рассудок как деятельность, отличая ее тем  самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия. Идеи у Канта - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того.

Диалектическое противоречие, по Канту, свидетельствует о неправомерном  применении нашей познавательной способности. Диалектика характеризуется, таким  образом, отрицательно: диалектическая иллюзия имеет место там, где  с помощью конечного человеческого  рассудка пытаются конструировать не мир опыта, а мир вещей самих  по себе. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, Кант проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром "вещей в себе" (то есть вещей, как они существуют сами по себе). В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое. Тут нет места субстанциям в их традиционном понимании, то есть тому, что существует само через себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту. Между "вещами в себе" и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без "вещей в себе" не может быть и явлений. Кант не в состоянии тут избавиться от противоречия: он применяет незаконно одну из категорий рассудка - причинность - по отношению к "вещам в себе".

Мир "вещей в себе", или, иначе говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо  он полностью закрыт для чувственности. Но разуму теоретическому, то есть науке, по Канту, он недоступен. Однако это  не значит, что мир этот вообще никак  не свидетельствует о себе человеку: он, по Канту, открывается практическому  разуму, или разумной воле. Практическим разум здесь называется потому, что  его функция - руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Воля позволяет  человеку определять свои действия всеобщими  предметами (целями разума), а потому Кант и называет ее разумом практическим. Существо, способное действовать  в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное  существо.

Свобода, по Канту, есть независимость  от определяющих причин чувственно воспринимаемого  мира. Если в мире эмпирическом, природном  всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может "начинать ряд", исходя из понятия разума, вовсе  не будучи обусловленным природной  необходимостью. Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами - будь то природная необходимость или даже божественная воля, - а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, то есть исключительно внутренним законом разума.

Итак, человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное  существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление  не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину  в чем-то другом (другом явлении). Принцип  мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для  чего-то другого. Именно потому, что  оно есть цель, оно и может выступать  в качестве свободно действующей  причины, то есть свободной воли. Умопостигаемый мир Кант, таким образом, мыслит как  совокупность "разумных существ  как вещей самих по себе", как  мир целевых причин, самосущих  автономных монад. Человек как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее, есть, по Канту, вещь сама по себе.

"Знание" умопостигаемого  мира, открывающегося практическому  разуму, - это, по Канту, особого  рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее  наши поступки. Это значит: не  превращай другое разумное существо  только в средство для реализации  своих частных целей. Поскольку  исполнение нравственного долга  требует преодоления чувственных  склонностей, постольку, согласно  Канту, принцип удовольствия противоположен  принципу морали, а значит, нужно  с самого начала отказаться  от иллюзии, что, следуя категорическому  императиву, человек может быть  счастлив. Добродетель и счастье  - две вещи несовместимые, считает  немецкий философ. Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума. Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.

 

  1. Диалектическая философия Г.Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831), не принявший Шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, пытался показать, что происхождение  многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого  рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия - акт, на который никогда не решался  Фихте. Гегель требует переосмыслить  природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое  субъективное образование, тогда как  в действительности "абсолютное понятие" есть абсолютное тождество субъекта и объекта - то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.

Гегель, как видим, отождествляет "чистое понятие" ("Понятие" с большой  буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество  противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам  диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит  единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы, так и человеческого  мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание  этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются  между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте  полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой  же мере преодоление, в какой и  сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем  единстве. Каждое понятие, а стало  быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания  и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и  так до тех пор, пока не будет получен  высший синтез. Вот пример такого диалектического  цикла, приведенный Гегелем: "Почка  исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она  опровергается цветком; точно так  же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы  не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как  несовместимые. Однако их текучая природа  делает их в то же время моментами  органического единства, в котором  они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как  и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" .

В основе диалектики Гегеля лежит  идеалистическое представление  о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, диалектика понятий  определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, "отчужденная", "овнешненная" форма подлинной  диалектики, присущей только "жизни  понятия", или, иначе говоря, жизни  Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога. Но и  сам Бог мыслится Гегелем при  этом не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс  самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения  в диалектическом процессе - через  развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено  необходимости. Только у Гегеля весь вселенский диалектический процесс  в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного  духа, в которой сняты и разрешены  все противоречия и "погашены" все противоположности.

Своеобразным введением в гегелевскую  философскую систему является "Феноменология  духа" (1807), одна из наиболее сложных  и наиболее содержательных работ  немецкого мыслителя. В ней Гегель дает как бы философскую выжимку и философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам, так же как и многие его современники, получившие классическое гимназическое и университетское образование. Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

В "Логике" Гегель ставит своей  задачей показать самодвижение понятия. Задача субъекта - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, достигнув которого "Логика" завершается.

Весь процесс самодвижения понятия  осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет  высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его  развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля, ориентированный  на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с  требованием системы, которая обязательно  должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего  человечества, поскольку в ней  обретена абсолютная истина; тем самым  и история как бы приобретала  свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной  Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

 

  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"