Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)
  1. Космоцентризм античного философского мышления;проблема первоначала.

Античная философия в своем  развитии прошла периоды становления (VI - V вв. до н.э.), расцвета (V в. до н.э.) и  упадка (III в. до н.э. - V в-, н.э.).

  Античная философия складывалась  в условиях утверждения зрелых  рабовладельческих отношений и  установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

На первом этапе философия выступала  преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентрической, поднимала проблему первооснов бытия. Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего ("архэ") проходит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, которое скрыто за чувственно воспринимаемым многообразием явлений. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некоего телесного элемента или материальной стихии. Для Фалеса (625-547 до н. э.) это вода, для Анаксимена (VI в. до н. э.) — воздух, для Анаксимандра (VI в. до н. э.) - "апейрон", среднее между ними и потому неопределенное состояние вещества. Мир вос принимался в его рождении, становлении и развитии, а космической гармонии должна соответствовать гармония человеческой жизни. Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бессмертен. Бытие Вселенной, по Гераклиту (ок. 544-483 до н. э.), осуществляется на 'основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей ("все течет") выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок. Гераклит, развив наивные диалектические представления своих предшественников, положил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство ("гармония") и борьба противоположностей (день - ночь, изобилие — голод и т. д.), пронизывающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпе-докл (ок. 490-430 до н. э.) высказал плодотворную догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

Человек рассматривался по аналогии с природным космосом. Сократ (470-399 до н. э.) избрал принципом своих размышлений  суждение "Познай самого себя". Основой  деятельности человека названы всеобщие понятия, что отличает человека от действия стихийных природных сил. Методом  обнаружения понятий Сократ считал процедуру подведения собеседника к правильному ответу путем наводящих вопросов, обнаружения противоречий в мыслях оппонента.

На втором этапе (классическом) произошел  переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т.е. в философии возникла субъективно-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной филофофии были Сократ, Платон и Аристотель. В поисках причины движения сущего Левкипп и Демокрит выдвинули гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона. Идеи, по его мнению, существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи, существа лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Античная философия была синтезирована Аристотелем. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части.      |

На третьем этапе интерес  философии все больше сосредоточивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной!и противоречивой социальной жизни (Эпикур, Лукреций Кар и др.).

В античной философии имелись в  зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились все основные философские проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.

 

  1. Концепция атомизма и этико-социальные воззрения Демокрита.

  Наиболее четко материализм выразился в мировоззрении Демокрита (460-370 до н. э.). В поисках причины движения сущего философ выдвинул гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. (Впрочем, впервые в древнегреческой философии идею об атомах как мельчайших неделимых материальных элементах, из которых состоят все предметы, выдвинул Левкипп.) Из атомов рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля. На место мифологического порождения у Демокрита становилась материальная причина. Все процессы в природе есть продукт противоречия между атомами и пустотой как условие возможности их движения. Проводя этот детерминистический принцип, Демокрит давал материалистическое объяснение происхождения Космоса из спонтанного вихревого движения атомов (впоследствии к этой гипотезе возвратился Декарт). С позиций атомистики Демокрит объяснял психические явления, сводя душу и все умственные процессы к движению особых атомов, отличающихся тонкостью, легкостью и проникающей способностью. Демокрит пришел к допущению двоякого рода качеств познаваемых объектов: действительных, присущих самим объектам (их физико-математические параметры), и качеств мнимых, зависящих от  нашей способности чувственного восприятия (цвет, вкус, запах и т. д.). В философии истории Демокрит отрицал доктрину "золотого века" (деградации общества от некоего идеального первобытного состояния), одним из первых выступил с идеей общественного прогресса. В этике философ ограничивал принцип наслаждения и отстаивал идеал здорового, умеренного и миролюбивого расположения духа. В политике Демокрит был сторонником демократии, считал политику важнейшим искусством.

 

  1. Классический этап античной философии (Платон, Сократ, Аристотель).

На классическом произошел переход  от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т.е. в философии возникла субъективно-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной филофофии были Сократ, Платон и Аристотель.  Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов ("Софист", "Парменид", "Государство" и др.), основателя школы-академии (по имени мифического героя Академа). В учении о мире философ противопоставил предшествующей материалистической космологии произвольную умозрительную конструкцию. Он допускал изолированное существование вневременного и внепространственного мира идей (бестелесных сущностей, увенчанных идеей Блага), сообразно с которыми вселенский художник-создатель (Демиург-Творец) из неразумной и хаотической стихии материального мира формирует и благоустраивает космос, как и каждую отдельную вещь в нем. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплощениям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. В социологии Платон выступил против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного общества с жесткой социальной стратификацией. Античная философия была синтезирована Аристотелем (384-322 до н. э.). Основные его труды: "Метафизика", "О душе", "Органон", "Этика", "Политика", Поэтика", "Физика", "О возникновении и уничтожении", "О небе". Аристотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категориального аппарата науки и философии. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций материалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг, но истина дороже"). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека определял через деятельность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег.

Основной философский  интерес Сократа сосредоточивается  на вопросе о том, что такое  человек, что такое человеческое сознание. В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных  отношениях, иногда даже вступающие с  ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее  должно быть судьей над первым. Но это  знание человек может обрести  только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда  собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое  все признают истинным. Целью критической  работы ума Сократ считал получение  понятия, основанного на строгом  определении предмета. Так, он пытался  определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит  лучшее государственное устройство и т.д.

 

  1. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

  Средневековая философия формировалась в условиях сословно-монархической структуры феодального общества и господства богословия. Религиозные установки диктовали соответствующее отношение к античному духовному наследству: преимущественно использовались в преобразованном виде идеалистические философские системы, дополненные и усиленные религиозной тематикой. Специфика средневековой философии определяется следующими основными принципами: теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением.

Согласно принципу теоцентризма, исходной точкой философского анализа признавалось духовное, бесконечное, абсолютное и неизменное бытие Бога (см. 4.1). Принцип креационизма требовал рассматривать все явления как сотворенные Богом из ничего. Согласно принципу провиденциализма, природные явления и человеческие судьбы определяются (в смысле движущих сил и в смысле цели) таинственным провидением, Богом. Подобный взгляд на сущее приводит к фатализму, некой заданности всех процессов. Вместе с тем принцип провиденциализма направил внимание мыслителей к проблеме единства бытия и мышления (возможно ли познать движение предопределенных событий и как выразить это в словах?). Принцип откровения утверждает, что Бога можно познать только сверхъестественным путем в акте мистического озарения. Такой подход вредил развертыванию научного познания, но одновременно стимулировал развитие герменевтики, искусства истолкования текстов. Если идея творения лежит в основе средневековой онтологии, то идея откровения служит фундаментом гносеологии.

В средневековой европейской философии  выделяются этапы патристики и схоластики. Для патристики характерно интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль. На этапе схоластики осуществлялась систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием наследия Аристотеля.

У истоков средневековой философии  стоит Августин Блаженный (354-430), наиболее яркий представитель патристики. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке личности с ее моралью, ценностями, уникальностью, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки.

В противовес господствующей в средние  века идее сотворения мира из ничего, по волеизъявлению Бога, шотландский монах И. С. Эриугена (810-877) утверждал, что Бог не творит мир по своей воле, а спонтанно прорастает, изливается в него по внутренней необходимости своего естества. Ибн Сина (Авиценна - 980-1037) проводил мысль о том, что материальный мир возник самопроизвольно путем "истечения" из Бога. Философ исследовал законы и формы логического мышления, роль разума и органов чувств в познании.

Арабский философ Ибн Рушд  обосновывал единство формы и  материи, вечность, несотворимость и  неуничтожимость материи, время  рассматривал как результат движения материи. Он высказал мысль о необходимости различия философских и богословских истин. Средневековая гносеология развивалась в русле споров о природе общих понятий (универсалий), где столкнулись два направления - реализм и номинализм.

По утверждению реалистов, понятия существуют реально, образуя мир сущностей, первичных по отношению к человеческому мышлению и единичным предметам. Общее, таким образом, существует до конкретной вещи, вне ее, служит ее порождающей причиной. Номинализм в материалистическом варианте возрождал аристотелевскую ориентацию на мир единичных объектов. Умеренный номинализм в Х1-Х1У вв. представлен схоластами П. Абеляром, Д. Скотом и У. Оккамом. Эта разновидность номинализма отрицала самостоятельное, вне природы и человека, существование общего, но и не сводила его к эмпирической данности термина.

Средневековый философ - прежде всего  наставник, стремившийся доступными средствами передать ученику свое понимание предмета. Философия принимала, таким образом, форму школьной философии, схоластики. Схоластика - отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность односторонне-дедуктивных рассуждений (о соотношении первопричины и души, знаний и веры, добра и зла и т. д. Схоластика накопила опыт формально-логического оперирования понятиями, который перерос узкие рамки религиозно-фантастического содержания. Скот и Оккам выдвинули принцип индивидуализации, что пробуждало сомнение в истинах богословия, подготавливая появление скептицизма Возрождения и нового времени, способствовало становлению светского рационализма и опытной науки. Роджер Бэкон (1214-1294 высказал мысль о том, что универсалии существуют в отдельном и через отдельное, т. е. подошел диалектически к пониманию взаимосвязи единичного и общего. В целом средневековая философия расширила свое проблемное поле, углубив понимание единства бытия и мышления, способствовала развитию искусства толкования текстов, формальной логики, сформулировала понятие "внутреннего" человека (через рассмотрение совокупности экзистенциональных элементов индивидуального бытия людей), изучала и усовершенствовала систему познавательной деятельности человека.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"