Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

 

  1. Философия эпохи Ренессанса.

  Свое название "Ренессанс", "Возрождение" данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом освобождения от религии и церковных институтов, происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. В эпоху Ренессанса в центре внимания оказался человек. Философское мышление этого периода стало антропоцентрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка). В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, представляет не то или иное объединение, а самого себя. По мере того как человек осознавал себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывался и неограниченным господином над природой.

Эпоха Возрождения создала тип  культурного индивидуализма, ориентированного на духовную культуру, духовные ценности. Цель человеческой жизни усматривалась в творчестве, познании, служении людям, обществу. Утверждался примат личных достоинств и личного благородства над происхождением. Стихийный индивидуализм таит в себе не только позитив, но и негатив. А. Ф. Лосев в своей книге "Эстетика Возрождения" описал примеры коварства, жестокости, авантюризма, самодурства и т. п., которыми прославилась эпоха Возрождения.

Философские воззрения Николая  Кузанского (1401-1464, основные сочинения: "Об ученом незнании", "О происхождении") одной стороной обращены к средневековой схоластике, а другой - к будущей философской классике XVII в. Он высказал идеи о совпадении максимума и минимума, о принципе относительности, развиваемые в рамках пантеизма. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего и наибольшего, единого и множественного. Идея о совмещении беспредельного и единого - противоположностей - сделала Николая Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики, способствовала разрушению картины космоса Платона, Аристотеля и Архимеда и подготовила коперниковскую революцию в астрономии. В эпоху Возрождения схоластический рационализм уступает место свободным от внешнего авторитета формам познания, логика формалистической доказательности вытесняется самоочевидностью непредубежденной интуиции. Философия природы Джордано Бруно (1548-1600) и Бернардино Телезио (1509-1588) опиралась на великое открытие теоретического естествознания того времени  -  гелиоцентрическую   систему   мира  Николая  Коперника (1473-1543) в противовес геоцентрической системе Птолемея. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Телезио  считал источником движения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой материи противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная возможность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничтожение одного есть возникновение другого. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум. Предпринимаются первые попытки обоснования идеи гражданского общества во взглядах Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), в социалистических утопия Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). Движущей силой истории, считал Макиавелли, выступает материальный интерес, а самым могущественным интересом является частная собственность. Т. Мор корень зла видел в частной собственности. Главной хозяйственной ячейкой он считал патриархальную семью, проводил идеи о преимуществах централизованной организации производства и распределения, о выборности должностных лиц. Основой идеального общества Т. Кампанеллы является всеобщий труд и отсутствие частной собственности. Большое значение мыслитель придавал научным техническим открытиям как базе изменения общественных отношений.

В философии Возрождения вместе с тем сохранялась традиционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, натурализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христианской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536),где он высмеял фанатизм, насилие, лицемерие, невежество, национальную ограниченность и религиозную рознь.

В целом философия эпохи Возрождения положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентациям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.

 

  1. Философия Нового времени.

  Духовный потенциал этой  эпохи опирается на процессы  развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И. Кеплера (законов обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел) и И. Ньютона (закона тяготения). Под влиянием успехов механико-математического естествознания в философии складывается механистическо-метафизическая картина природы. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и механическая модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в ее вечное вращение. Понимание мира как однородно-механического ведет к преимущественно количественному изучению вещей.

Родоначальником английского материализма нового времени и методологии  опытной науки является Фрэнсис  Бэкон- (1561-1628). Он не сводил материю  к однородным единицам, утверждал, что  в материи имеются внутренние природные силы, законы действия, составляющие источники свойств тел, признавая, таким образом, многокачественность  материи, ее неразрывную связь с  движением. Рене Декарт  полагал, что  в основе мира лежат независимые  друг от друга субстанции: духовная, мыслящая и материальная (телесная), протяженная, делимая до бесконечности. Нематериальная субстанция имеет в  себе идеи, которые присущи ей изначально (врожденные), а не приобретены в  опыте. Материальную субстанцию Декарт отождествил с природой, из которой  он, как и Галилей, изгнал аристотелевское  понятие цели. Связующим звеном между названными двумя субстанциями оказывается Бог, который вносит в природу движение. Истина выступает у Декарта как модель для создания соответствующей этой истине бытия. Отождествив материю с протяжением, он понимал ее геометрически. Декарт пытался рассматривать космос как систему, постепенно развивающуюся во времени благодаря своим собственным законам. Основной формой движения космической материи, обусловливающей строение мира, он полагал вихревое движение частиц.

Томас Гоббс (1588-1679) в соответствии с номинализмом утверждал, что существуют только отдельные конкретные тела, посредством свойств (акциденций) которых объясняется сознание людей. Вслед за Декартом он отождествил движение с механическим перемещением, полагая, что тела состоят из корпускул, делимых до бесконечности и несовместимых с пустотой. Заслуга этого философа состоит в том, что он сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обязанностях человека как гражданина.

Бенедикт Спиноза излагал учение о материальной субстанции, которая совмещает в себе два атрибута -протяженность и мышление. Две субстанции Декарта (духовная и материальная) были преобразованы в нерасторжимое единство материальной субстанции, которую он назвал Богом. В то же время отрицалась атрибутивность движения.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) развил плюралистическую концепцию объективного идеализма в учении о монадах (в "Монадологии"). Монад бесконечно много (минералы, животные, человек, Бог, они расположены по возрастающей степени сознательности). Лейбниц выдвинул принцип живой силы как проявление самодеятельности множества монад и отождествил их с нематериальной сущностью - душой каждой вещи. Монады бесконечны, активны и деятельны. В этом проявилась диалектика учения Лейбница.

Наивысшего расцвета материализм  в XVIII в. достиг во Франции. Жюльен Ламетри (1709—1751) дал изложение системы  механистического материализма. Организм человека рассматривался как самостоятельно заводящаяся машина, аналогичная часовому механизму. Ламетри полагал, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией, высказал мысли о единстве происхождения растительного и животного мира. Дени Дидро и Поль Гольбах применили принципы материализма к осмыслению не только природы, но и общества. Они развили ряд диалектических идей: единства материи и движения, качественной разнородности всего существующего.

Основоположниками методологии научного познания в философии нового времени были Ф. Бэкон и Р. Декарт. Назначение методологии они видели в совершенствовании методов познания природы и увеличении власти человека над нею.

Субъективный идеалист Джордж Беркли (1685-1753) считал невозможным общее  понятие материи, утверждал, что  вещи — это комбинации, суммы  ощущений.

 

  1. Философская мысль эпохи Просвящения.

В философии эпохи Просвещения  социальная тематика конкретизировалась в проблематике человека. В социологических теориях Д. Локка и Б. Спинозы феодальная государственно-правовая система рассматривалась как посягательство на изначальные права и свободы личности. Ключевым общесоциологическим понятием для Поля Гольбаха и Клода Гельвеция было понятие "человеческая природа". Общество и все его учреждения и отношения - производные человеческой природы. В частности, социальная философия ориентировалась на познание интересов и целей человека, соответствующих его природе, тем самым претендовала быть "теорией поведения" человека.

XVIII век в истории мысли  не случайно называют эпохой  Просвещения: научное знание, ранее  бывшее достоянием узкого круга  ученых, теперь распространяется  вширь, выходя за пределы университетов  и лабораторий в светские салоны  Парижа и Лондона, становясь  предметом обсуждения среди литераторов,  популярно излагающих последние  достижения науки и философии.  Уверенность в мощи человеческого  разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия  для экономического и социального  благоденствия, - вот пафос эпохи  Просвещения.

    Эти умонастроения  формировались еще в XVII веке: Ф.  Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс были  предтечами Просвещения. Критика  средневековой схоластики, апелляция  к разуму вместо авторитета  и традиции, начатые ими, были  продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней "ночи средневековья". Однако есть здесь и новые акценты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. При этом просветители апеллируют к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков и от метафизических сверхопытных "гипотез".

Оптимизм Просвещения  был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение  поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения  стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Именно появление на исторической сцене  буржуазии с ее мирскими, практическими  интересами объясняет тот пафос, с каким просветители воевали  против метафизики.

В Англии философия Просвещения  нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение  философы шотландской школы, возглавляемой  Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали  Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант. Первой философской величиной  среди плеяды английских просветителей  был Джон Локк (1632-1704), чья философия, по убеждению современников, стояла на тех же принципах, что и научная  программа великого физика. Дж. Локк разработал принципы естественного  права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности  набирающего силу буржуазного класса. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три  основных права: на жизнь, свободу и  собственность. Благодаря прежде всего  Вольтеру, а затем и другим французским  просветителям философия Локка  и механика Ньютона получают широкое  распространение на континенте.

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как  отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга. Любая из религий, не высветленная разумом и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем суеверие. И в то же время в каждой из религий заключена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви к ближнему.

Главная коллизия, которую  пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости "частного человека", то есть индивида, который  руководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и "человека вообще" - носителя разума и справедливости. Начиная с Гоббса и кончая Кантом, философы нелицеприятно  заявляют, что собранные вместе, частные, эгоистические индивиды могут  только вести между собой "войну  всех против всех". Что же касается разумного и правового начала, то его носителем является "человек  вообще", идеальный представитель  рода, впоследствии получивший у Канта  имя "трансцендентального субъекта". В XVIII веке, таким образом, вновь возрождается та тенденция в решении проблемы индивидуального и всеобщего, природного и социального, которая была характерна еще для античных софистов.

Таким образом, Просвещение  представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности  в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII века и в его конце, до Великой французской революции  и после нее.

Характерна эволюция просветительского  миропонимания, выразившаяся в отношении  к человеку. В полемике с христианским догматом об изначальной греховности  человеческой природы, согласно которому именно человек есть источник зла  в мире, французские материалисты утверждали, что человек по своей  природе добр. Поскольку нет ничего дурного в стремлении человека к  самосохранению, полагали они, то нельзя осуждать и все те чувственные  склонности, которые суть выражения этого стремления: любить удовольствие и избегать страдания - такова природная сущность человека, а все природное по определению - хорошо. Такова мировоззренческая подоплека сенсуализма просветителей.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"