Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Философский постмодернизм  в наши дни культивируется в двух вариантах – умеренном и авангардистско-анархическом. Умеренный постмодернизм является вполне оправданной реакцией на реалии конца ХХ в., на возрастание многообразия. Авангардистско-анархический постмодернизм  отрицает все и вся, в нем преобладает  эпатаж. Такая философия приветствуется немногими профессиональными философами.

Существует вполне определенная преемственность между структурализмом, постструктурализмом и постмодернизмом.

Структуралисты интересовались в первую очередь закономерностями естественных языков и аналогичных  им образований. Фуко – процессом  возникновения, становления и трансформации  дискурсивных (языковых) практик. Деррида  – динамикой создания новых дискурсов, которую он видит в деконструкции. Лиотар эту же динамику характеризует  как паралогику, ядром которой  является интуиция теории игр и теории катастроф.

Философствование осуществляется в языке. Язык – среда философии. Знания о всех известных человеку явлениях вырабатываются в языковой практике.

 

  1. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления.

Феноменология - одно из важнейших  направлений в философии XX века, как определенная методология философского исследования оказавшее влияние  на другие течения (прежде всего экзистенциализм) и гуманитарные науки. Основатель этого  направления - немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Феноменология с  самого начала формировалась не как  замкнутая философская школа, а  как широкое философское движение, в котором уже в ранний период возникают тенденции, несводимые к  философии Гуссерля. Феноменология  получила широкое распространение  в Европе и Америке, а также  в Австралии, Японии и некоторых  других странах Азии. Исходный пункт феноменологии как философского учения - возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания. Существенная черта феноменологического метода - отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

Феноменологическая установка  нацелена не на восприятие известных  и выявление еще неизвестных  свойств, функций предмета, но на сам  процесс сознания как процесс  формирования определенного спектра  значений, усматриваемых в предмете, его свойствах и функциях. При  этом неважно, существует ли предмет  реально или же он иллюзия, галлюцинация, мираж. Феноменологический метод - это  выявление и описание поля непосредственной смысловой сопряженности сознания и предмета, поля, горизонты которого не содержат в себе скрытых, не проявленных  в качестве значений сущностей.

Феноменология - это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к "практическим последствиям" (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).

Гуссерль под феноменом  понимает возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская  система. Гуссерль стремится внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя из этого факта. Следовательно, на время анализа нужно «заключить в скобки» как внешний мир, так и различного рода некритически принимаемые в качестве истинных воззрения типа натурализма и субъективизма. Феноменолог временно воздерживается от суждений о внешнем мире, осуществляя так называемую феноменологическую редукцию, т.е. сведения поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы. Сознание всегда направлено на предмет. Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Сама деятельность по конструированию синтетического многообразия автоматически приводит к научным понятиям. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно на основе феноменологических рецептов.

Недостаток феноменологии  – узкое понимание проблемы практики, которая сводится к сопоставлению  феноменов сознания; эклектичность  – недостаточно четкое разделение чувственных и рациональных форм познания.

Экзистенциализм (лат. existetia — существование), или философия существования,—  одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии. Появился он в период между двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть Старого и Нового Света. Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и формирования новых. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаяность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм- одно из самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи.

Как духовное течение экзистенциализм  просуществовал с 20-х по 70-е годы ХХ века и был представлен многочисленными  учениями и школами. Родоначальниками этого философского направления  являются Мартин Хайдеггер, Ясперс, Жан  Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю. Наибольшее влияние оказали на экзистенциалистов  работы Кьеркегора и Ницше. Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению  своих идей в собственно-литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская  методология - так, все они в большей  или меньшей степени опираются  на феноменологию Э.Гуссерля. Различают  религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и  атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые  приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса  цивилизации, кризиса разума и кризиса  гуманности. Он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает  бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный  мир" личности. Жизненный мир - это  не фрагмент предметного материального  мира, а мир духовности, субъективности. Основная установка экзистенциализма - человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.

Учение экзистенциализма носит  ярко выраженный нравственно-этический  характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции  — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние  экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями  современной философии.

 

  1. Философская герменевтика как универсальная методология современного гуманитарного познания.

Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания.

В ХХ в. в основном культивируются две формы философской герменевтики: герменевтика сознания (Шлейермахер Дильтей) и герменевтика бытия (Гадамер). Согласно герменевтике сознания, понимание есть вживание в психологический мир другого, форма сопереживания. Согласно герменевтике бытия, понимание есть смысл человеческого опыта, реализующегося в делах и языке индивидуумов.

Обе формы философской  герменевтики считают важнейшей  особенностью понимания так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Понимание начала текста предполагает понимание всего текста, понимание середины или конца текста в значительной степени определяется его началом.

Важнейшим герменевтическим приемом считается налаживание  продуктивного диалога между  собеседниками. Герменевтик сознания стремится за счет диалога проникнуть в психику собеседника. Герменевтик  бытия видит в диалоге путь постижения сути дела.

Герменевтику часто определяют как философию понимания текстов. Такое определение является односторонним. Пониманию доступно все исконно человеческое, т.е. вовлеченное в жизнь человека (камень, статуя и т.д.).

Обе ветви новейшей герменевтики приходят к выводу о герменевтическом содержании любой науки.

Герменевтиков сознания интересует не сознание как таковое, а сопереживание, диалог личностей, своеобразие, уникальность этого диалога, единичное. Герменевтиков  бытия – область деяний и языковой практики, отход от идеалов науки  и переход к идеалам искусства.

Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike - искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Своими корнями она уходит в древнегреческую  философию, где практиковалось искусство  толкования различного рода иносказаний, высказываний, содержащих многозначные символы. Прибегали к герменевтике и христианские теологи для толкования Библии. Особое значение приобретает  герменевтика в теологии протестантизма, где она рассматривается как  средство выявления "истинного" смысла Священного Писания.

 

Как научный метод герменевтика формируется с развитием филологии  и других гуманитарных наук. В ходе долгой истории этих наук в них  складываются особые методы постижения их предмета, к которым можно отнести  исторический, психологический, феноменологический, логико-семантический, герменевтический, структуралистский и некоторые  другие. Герменевтика нужна там, где существует непонимание. Понимание и правильное истолкование понятого - таков в общем плане герменевтический метод получения гуманитарного знания. Современная герменевтика, как она сложилась в XX веке, включает не только конкретно-научный метод исследования, применяемый в гуманитарном познании. Это и особое направление в философии.

Существенное влияние  на развитие философской герменевтики оказала разработка Э. Гуссерлем  идей феноменологии. От феноменологии Гуссерля отталкивался также М. Хайдеггер.

 

  1. Философия постмодернизма.

   Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. Наиболее ярко он выразил себя в искусстве. Существует он и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.

Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х годов XX века в итальянской архитектуре и  американской литературе. В целом 70-е  годы стали временем самоутверждения  постмодернизма. В 80-е годы постмодернизм  распространяется по всему миру, достигает  впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных  и посвященных. Следует, однако, отметить, что далеко не все признают наличие  постсовременности и постмодернизма. Одни сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает как трансисторическое явление, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя она является переходной.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"