Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций
Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:
Философский постмодернизм
в наши дни культивируется в двух
вариантах – умеренном и
Существует вполне определенная
преемственность между
Структуралисты интересовались в первую очередь закономерностями естественных языков и аналогичных им образований. Фуко – процессом возникновения, становления и трансформации дискурсивных (языковых) практик. Деррида – динамикой создания новых дискурсов, которую он видит в деконструкции. Лиотар эту же динамику характеризует как паралогику, ядром которой является интуиция теории игр и теории катастроф.
Философствование
Феноменология - одно из важнейших
направлений в философии XX века,
как определенная методология философского
исследования оказавшее влияние
на другие течения (прежде всего экзистенциализм)
и гуманитарные науки. Основатель этого
направления - немецкий философ Эдмунд
Гуссерль (1859-1938). Феноменология с
самого начала формировалась не как
замкнутая философская школа, а
как широкое философское
Феноменологическая установка
нацелена не на восприятие известных
и выявление еще неизвестных
свойств, функций предмета, но на сам
процесс сознания как процесс
формирования определенного спектра
значений, усматриваемых в предмете,
его свойствах и функциях. При
этом неважно, существует ли предмет
реально или же он иллюзия, галлюцинация,
мираж. Феноменологический метод - это
выявление и описание поля непосредственной
смысловой сопряженности
Феноменология - это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к "практическим последствиям" (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).
Гуссерль под феноменом понимает возникающие в сознании смыслы предметов. Такова исходная установка, на которой строится философская система. Гуссерль стремится внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий. Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя из этого факта. Следовательно, на время анализа нужно «заключить в скобки» как внешний мир, так и различного рода некритически принимаемые в качестве истинных воззрения типа натурализма и субъективизма. Феноменолог временно воздерживается от суждений о внешнем мире, осуществляя так называемую феноменологическую редукцию, т.е. сведения поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы. Сознание всегда направлено на предмет. Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Сама деятельность по конструированию синтетического многообразия автоматически приводит к научным понятиям. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно на основе феноменологических рецептов.
Недостаток феноменологии – узкое понимание проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания; эклектичность – недостаточно четкое разделение чувственных и рациональных форм познания.
Экзистенциализм (лат. existetia — существование),
или философия существования,—
одно из наиболее влиятельных и распространенных
направлений современной
Как духовное течение экзистенциализм
просуществовал с 20-х по 70-е годы
ХХ века и был представлен
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Основная установка экзистенциализма - человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. "Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.
Учение экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Наибольший отклик идеи "философии существования" нашли в кругах творческой интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. С уходом из жизни основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.
Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания.
В ХХ в. в основном культивируются
две формы философской
Обе формы философской герменевтики считают важнейшей особенностью понимания так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Понимание начала текста предполагает понимание всего текста, понимание середины или конца текста в значительной степени определяется его началом.
Важнейшим герменевтическим приемом считается налаживание продуктивного диалога между собеседниками. Герменевтик сознания стремится за счет диалога проникнуть в психику собеседника. Герменевтик бытия видит в диалоге путь постижения сути дела.
Герменевтику часто определяют
как философию понимания тексто
Обе ветви новейшей герменевтики приходят к выводу о герменевтическом содержании любой науки.
Герменевтиков сознания интересует не сознание как таковое, а сопереживание, диалог личностей, своеобразие, уникальность этого диалога, единичное. Герменевтиков бытия – область деяний и языковой практики, отход от идеалов науки и переход к идеалам искусства.
Под герменевтикой (от греческого слова hermeneutike - искусство разъяснения, толкования) в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов. Своими корнями она уходит в древнегреческую философию, где практиковалось искусство толкования различного рода иносказаний, высказываний, содержащих многозначные символы. Прибегали к герменевтике и христианские теологи для толкования Библии. Особое значение приобретает герменевтика в теологии протестантизма, где она рассматривается как средство выявления "истинного" смысла Священного Писания.
Как научный метод герменевтика
формируется с развитием
Существенное влияние на развитие философской герменевтики оказала разработка Э. Гуссерлем идей феноменологии. От феноменологии Гуссерля отталкивался также М. Хайдеггер.
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. Наиболее ярко он выразил себя в искусстве. Существует он и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.
Первые признаки постмодернизма
возникли в конце 50-х годов XX века
в итальянской архитектуре и
американской литературе. В целом 70-е
годы стали временем самоутверждения
постмодернизма. В 80-е годы постмодернизм
распространяется по всему миру, достигает
впечатляющего успеха, даже настоящего
триумфа. Благодаря средствам массовой
информации он становится интеллектуальной
модой, неким фирменным знаком времени,
своеобразным пропуском в круг избранных
и посвященных. Следует, однако, отметить,
что далеко не все признают наличие
постсовременности и