Конспект лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:37, курс лекций

Описание

Религия и философия, имея определенное родство, вместе с тем избрали разные пути раскрытия тайн сущего. Основу религиозного воззрения на мир составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия же отразила нарастающую потребность в понимании мира и человека с позиций "светского" знания, "естественного" разума. Если религия есть массовое сознание, то философия - элитарно-профессиональное. Помимо духовных, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами:

Работа состоит из  1 файл

Конспект по философии.docx

— 389.57 Кб (Скачать документ)

Другой ведущей темой стала  тема человека, его судьбы и смысла жизни. Усиленное внимание к проблеме человека определило нравственно-практическую направленность русской философии. Особенностью русского философского мышления был не просто глубокий интерес к  вопросам морали, а доминирование  моральной установки при анализе  многих других проблем.

Самобытная русская философия  в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана  с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного  опыта России. И не просто религиозным, а именно православным миросозерцанием. В настоящее время бесценный  духовный опыт, добытый русской философией, выступает как необходимая основа духовного возрождения и построения нравственного, гуманистического мира.

Сложный и противоречивый характер культуры восточных славян определил  особенности философской мысли: 1) морально-этическая концепция; 2) религиозность – формируется с момента крещения Руси (гл. задача – обоснование Бога, проблема соотношения знания и веры); 3) универсализм – философские мысли не только для славян, для всех народов; 4) любовь к идеалу святости – «софийность»; 5) общинность; 6) патриотизм – «русская идея».

Основные этапы развития философской  мысли:

1 Предистория древнерусской философии – "дописьменный период". Отличается господством языческого мировоззрения и пантеизмом натуралистического отношения к миру. В недрах древнеславянской культуры складывается самобытная мифология, в которой проступают элементы философского отношения к миру.

2 Конец 10 - 17в. - период собственного  развития древнерусской философской  мысли. 

История развивается по определенному Богом плану к приобщению людей к благодати (к коммунизму). Идея равенства всех народов (кроме евреев). Главная мысль – доктрина национальной терпимости, национальной независимости и исторического оптимизма.

2) 13-14 вв. – монголо-татарское иго,  раздробленность Руси.

Новые идеи философии: сплотить русский народ, идея духовного единства для победы, усложнение философской проблематики, формирование критического отношения к действительности. Серафион Владимирский, Александр Невский, Михаил Черниговский и др.

3) 15 в . – век духовного подъема  народа.

Обращение к духовному миру чел-ка, внутренней духовной жизни. Исихазм (от греч. "исихия" - безмолвие) – религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной ("умной") молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека. Исихасты отрицали возможность познания божественной сущности. Но они различали "сущность" и "энергию", которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познать бога через творение.

4) 16 в. – вершина развития  русской культуры и философии. Проблемы человека, души, психологии. Два борющихся направления в философии: нестяжательство и иосифлянство. Нестяжательство - отказ от монастырской земельной собственности, требование секуляризации монастырской земли, требование превратить монашество в своеобразную средневековую интеллигенцию. Представление о человеке как "образе и подобии" бога, властелине тварного мира, наследнике бога на земле, призванным своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума. Идея свободной личности, независимой от государства и не связанной с никакой хозяйственной деятельностью. Основная цель иосифлян– закрепить союз государства и церкви на длительное время на Руси, за использование крестьян для работы на монастырских землях. Политизация монашеской жизни, резкое осуждение еретиков с требованиями их жесткой казни.

5) 17 в. – смутное время на  Руси.

Две противоположные тенденции: 1) процесс профессионализации русской философии, контролируемый государством – формирование первых учебных заведений на Руси. 2) развивается неконтролируемая верхами демократическая культура низов, народное книжное творчество, старообрядчество. Крупнейшее событие 17 в. – раскол русской православной церкви.

6)Конец 18 - начало 19 в. –  вторая крупная историческая эпоха становления русской культуры. 18 в. можно рассматривать как форму русской ренессанской философии, период «русского Возрождения». Возникла традиция русской университетской ф-фии, более свободной в сравнении с духовно-академической.

М.В.Ломоносов создал основы "корпускулярной философии". В ней он видел возможность примирения научного и религиозного объяснений мира. Противоположный путь в философии представлен выпускником Киевской академии Г.С.Сковородой, целиком сосредоточившимся на проблеме смысла и цели челов. бытия в мире. Основная задача человека - достичь максимального выявления своей сущности в соответствии с принципом "сродства", соответствия определенному делу и образу жизни.

В сфере ценностей - идеал человека, определяемый либо с помощью некоторых  форм коллективности("государство", "народ", "община", "церковь"), либо посредством личностных атрибутов("разумность", "нравственное чувство", "природа  человека"). Таким образом, русская  философия предстает как многообразие философских доктрин, систем, школ и традиций, организованных вокруг двух полюсов - "философии тотальности"(целостности, коллективности) и "философии индивидуальности". И в этом - специфическая особенность русской философии 19 столетия.

В русской религиозной философии выделяют 4 периода: 1) середина 19 века - этот период связан с именами Хомякова и Киреевского – славянофильство; 2) последняя четверть 19 века -в центре-Соловьев-идея всеединства;3) конец 19 - начало 20 века - Шестов, Бердяев, Лосский, Флоренский; 4) после 1917 года. В конце 19 - нач. 20 века интеллектуализму Соловьева противостояла антиинтеллектуалистская тенденция, суть которой заключается в религиозности, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом.

 

  1. Онтология как философское учение о бытии; категории бытия в истории философии.

    Термин "онтология" введен немецким философом Христианом Вольфом (1679-1754), игравшим ведущую роль в немецком Возрождении. Вольф понимал под онтологией ни что иное, как метафизику бытия, полагая при этом, что онтология является основой метафизики вообще.    Термин "метафизика" зачастую используется как синонимичный термину "философия". При этом метафизика в современном смысле этого понятия есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Причем, метафизическое проблемы есть во всех сферах человеческого познания.    В современном смысле слова, онтология - учение о бытии как таковом.

 Онтология (от греч. Оntos - сущность  и logos - учение) учение о бытии  как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими,  продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Для определения источника  жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть,      существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия. Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств. Для ранних греческих философов поиски бытия – это поиски первовещества, из которой вроде бы сделаны все без исключения вещи. Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной      реальностью которого были Боги и традиция. Бытие может открыться человеку только в мышлении, только в мысли. Философы, однако, по-разному оценивали познание бытия: одни полагали, что бытие, познание бытия дает человеку возможность открыть подлинный мир сущностей как таковых; другие утверждали, что "бытие" - это пустое умозрительное понятие, за которым ничего не стоит.  Протипоставив обманчивую видимость       чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.  Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с       религиозным представлением все творит и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими  ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки.

  Проблема бытия - исходная  в философских размышлениях. Окружающий мир, природный и социальный, заставляет людей задумываться над непроясненными данностями сущего.

Рассмотрим   основные  направления  постижения  бытия  в предфилософии  и в истории движения философской  мысли.

1. Подчиненность человека непонятным  ему природным и социальным  силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание предопределили теистическое толкование всего существующего. Религии удваивают мир, указывают человеку на превосходящие его силы, а эмпирическая реальность предстает как проекция Бога или богов. Современное естествознание, однако, свидетельствует о внутренней активности, самодвижении материи.

2. К теистическому толкованию  сущего примыкает пантеистическое. В ряде учений бог, осуществив первотолчок, оказывается излишним в дальнейшем меняющемся бытии.

3. В сознании человека земной  мир, а не потусторонний, всегда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, практическом поведении человек исходит из наличности естественного мира, где необходимы материальные блага, здоровая природа, политические институты и многое другое, выступающие условиями существования человека.

4. В древней философии представление  о реальности существовало в  виде первоэлементов - воды, огня, металла,  дерева, земли, воздуха, света  и пр.

5. Впервые термин "бытие" в  философию ввел Парменид (У-ГУ вв. до н. э.). Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе - космическом Разуме, через который раскрывается содержание мира для человека. Формировалось общее, абстрактное понимание категории единого бытия как основы мира (Ксенофан, Зенон). Зенон (336—264 до н. э.) бытие представлял как непрерывное, неизменное, присутствующее в любом мельчайшем элементе действительности.

6. Оперирование понятиями, помимо  достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности  опыта и открывался путь к  учению о запредельных и недоступных  для чувственного познания сущностях.  Деление всего сущего на две  сферы распространилось и на человека, в котором различались бессмертная душа и смертное, тленное тело.

7. Одним из выражений абстрактного  понимания бытия является субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи. Кант рассматривал субстанцию как то постоянное, в отношении с которым можно определить все временные явления.

8. Один из подходов к пониманию  бытия назовем комплексно-расширительным диалектическим. Комплексность выражается в признании совокупности характеристик бытия. Философами бытие осмысливалось в связке с такими категориями, как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление, рассматривалось бытие через возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Древние философы, рассматривая вопрос о соотношении существования и уничтожения, утверждали, что все сущее в мире рождается из бытия, а бытие - из небытия.

9. Широкое распространение получила  антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. В античный и древневосточный  периоды упорядочение хаоса и  организация мироздания приписывались  "первочеловеку". В средние  века развивалось представление  о человеке как "образе и  подобии" Бога, его наместнике  на Земле, властелине тварного  мира, призванном своим трудом поддерживать гармонию и порядок универсума.

Отметим формы антропологического понимания бытия: бытие как жизнь (в том числе человека) и потребности ее возрастания (философия жизни); ценности (человека) - предельное основание мира (философия ценностей); единственная бытийственная реальность есть человеческие ощущения (эмпириокритицизм); человек включен не только в экологию, историческое бытие, но и в космос (философия космизма); человек - подлинное и предельное бытие, проявляющий себя через свободу, личностный выбор (экзистенциализм).

Современная философия подчеркивает значение антропного принципа, согласно которому имеется поразительное  соответствие физиологического устройства человека мировым физическим константам, лежащим в основе мироздания.

10. В учении о сущем присутствовало  противопоставление двух начал: атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона, формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара, частиц и античастиц с точки зрения современной науки. Религия разделяет мир на посюсторонний и потусторонний.

11. Е. Дюринг (1833-1921) в своем "Курсе  философии" единство универсума объяснял "объединяющей способностью мышления" формировать "неделимое понятие о мире".

12. В совокупную реальность бытия  входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное. Природа, человек, общество, идеи и т. д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия).

13. К. Маркс и Ф. Энгельс  доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовая трактовка бытия). При этом практика рассматривалась как глубинная основа и характеристика человеческого мира.

Информация о работе Конспект лекций по "Философии"