Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций

Описание

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.

Содержание

Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.

Работа состоит из  1 файл

Лекции1.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)
  1. Философия, ее истоки, смысл, предмет.
    1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
    2. Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
    3. Философия и наука.
    4. Основные философские направления.

 

2. Исторические типы  философии.

2.1. Античная философия.

2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.

2.1.2. Проблема человека в античной  философии.

2.1.3. Учение Платона об идеях  и государстве.

2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.

2.2. Философия европейского средневековья:  специфика, проблемы, этапы развития.

2.3. Философия эпохи Возрождения:  гуманизм и пантеизм.

2.4. Особенности развития философии  в Новое время. Эмпиризм и  рационализм.

2.5 Немецкая классическая философия:  идеалистическая диалектика и  метафизический         материализм.

2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.

2.7. Современная Западная философия:  основные проблемы и направления  развития.

2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы,  крупнейшие представители.

 

3. Онто-гносеологическая проблематика философии.

3.1. Понятие бытия и изменение  представлений о бытии в истории  философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.

3.2. Сознание, его происхождение, сущность.

3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.

3.4. Сущность познания. Субъект и  объект познания.

3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.

 

4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.

4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.

4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.

4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.

4.5. Единство и многообразие человеческой истории.

 

5. Философское осмысление человеческого бытия.

5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.

5.2. Соотношение природного и социального в человеке.

5.3. Личность, ее свобода и ответственность.

5.4. Смысл жизни как философская проблема.

 

Философия, ее истоки, смысл, предмет.

 

    1. Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к  миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека  это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества. Мировоззрение, формируясь как следствие предшествующих социальных связей и практического опыта индивида, превращается во внутреннюю причину, которая детерминирует социальное поведение, определяет его идеалы и нормы. При этом мировоззрение личности всегда специфично и отражает индивидуальные особенности ее деятельности. Поскольку мировоззрение – система взглядов, обеспечивающих познание мира в целом, а также определение места в нем человека, формирование определенных жизненных позиций и ориентаций, то  основной  его вопрос – вопрос об отношении человека к миру. Сущность этого отношения отражает       субъект-объектная схема, где субъект – самодостаточное «Я» (конкретный индивид, общественный институт), а объект – то, что вызывает повышенный интерес и противостоит субъекту (любое явление мира, другое «Я»).

Мировоззрение, как система субъект-объектных отношений между человеком и миром, имеет сложную структуру, которая включает: 1) потребности; 2) интересы; 3)знания; 4)ценности; 5) идеи; 6) идеалы;           7) убеждения; 8) доверие; 9) сомнение.

Потребность – то, в чем есть нужда, бывают витальные и социальные потребности. Витальные обусловлены необходимостью обмена вещества между человеком и средой, а социальные – уровнем развития общества, культурой конкретного данного индивида (потребности общения, поклонения, познания, творчества). Специфика этих потребностей в том, что они имеют характер расширенного воспроизводства, удовлетворение одних рождает другие. Формой выражения потребностей является интерес.

Интерес – осознанная потребность, которая задает направленность и  стимулирует активность субъекта. Интересы могут различаться: 1) по степени общности (индивидуальные, корпоративные), 2) по направленности (экономические, политические, познавательные, 3) по характеру субъекта социальной активности (индивидуальные, государственные).

Знание – познавательно значимая информация. В системе отношений субъект-объект выделяют два уровня: знание объекта и знание субъекта. Знание объекта обусловлено интересом субъекта, может быть полным и неполным, отражать объект на специфическом или феноменальном уровне. Так или иначе, оно обуславливает необходимость самопознания.

Ценности, от общечеловеческих, до индивидуальных (нравственные, философские, религиозные)  - это требования, обращенные к воле, это цели, стоящие пред человеком, значимость тех или иных факторов для личности. Об объекте говорят, что он обладает ценностью, когда к нему проявляют интерес.

Идея – это знание, пропущенное  через ценности, она связывает  субъект и объект как непосредственный источник активности.

Идеал формируется на основе идеи,  обозначает прообраз совершенства как высшую цель субъекта осуществить исходную потребность, определяет меру разума для субъекта.

Убеждение – взгляды, активно принимаемые  людьми, соответствующие всему складу их сознания.

Доверие – важное условие превращения  взглядов в убеждения. Диапазон веры широк: от рациональной до религиозной.

Сомнение – неотъемлемый элемент  мировоззренческого сознания. Любое  мировоззрение содержит знания, выражающие критичность, без которых невозможен рациональный образ мира.

Таким образом, мировоззрение –  это сложное единство знаний и ценностей, эмоций, разумного обоснования и веры, а философ является не только носителем и создателем мировоззрения, но и его исследователем, который ставит мировоззрение перед критическим судом разума.

К историческим типам мировоззрения относятся миф, религия, философия, и художественное мировоззрение.

Мифология (от греч. mifos - предание, logos - слово, понятие, учение) - форма  общественного сознания,  характерная  для ранних стадий общественного  сознания, способ понимания мира, присущий ранним стадиям общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человека - объединил в  себе культуру, зачатки различных  верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

В поисках ответов на мировоззренческие  вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути.

Религия (лат. religio - благочестие, набожность, святость) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов.

Религиозные  представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Ее родственность с философией состоит в том, что обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Философски мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей.

В отличие от религиозного мировоззрения  с его преимущественным вниманием  к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла  на первый план интеллектуальные аспекты  мировоззрения, отразив нараставшую  в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Художественное мировоззрение – это система образов, отражающих мироздание. Выделяют субъективное художественное мировоззрение, когда объект служит для раскрытия состояния субъекта, изображаемое подменяется производимым им субъективным впечатлением, и объективное художественное мировоззрение, которое может быть охарактеризовано как натуралистически-реалистическое.

 

    1. Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.

 Термин «философия» (греч. phileo - любовь, sofia - мудрость), по некоторым историческим свидетельствам, ввел Пифагор (580-500г. до н.э.), употребив его по отношению к людям, стремящимся к высшей мудрости и правильному образу жизни. 

Возникновение философии, с ее критичностью и рациональностью, было обусловлено тем, что назрела необходимость замены мифологического мировоззрения, которое не могло выполнять объединяющую функцию, необходимую обществу. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный, гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание, что мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить и использовать, это стремление, поиск, путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, должен пройти сам. Таким образом, философия - это форма  духовной деятельности, направленная на  постановку,  анализ  и  решение  поставленных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что именно с его появлением, в отличие   от мифологического мироощущения,  в духовной  культуре  человека   закрепилось рефлективное  (греч.  reflexio  -  размышляю),  а не   непосредственное эмпирическое отношение к миру, к себе  и к своему  мышлению,  именно  она создала тот интеллектуальный  настрой и стиль мышления,  который как бы зафиксировал особое положение человека в мире и поэтому его ответственность перед собой и перед миром.

  В современных культурах философия мыслится  одной из  форм  общественного сознания,  выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре в целом и имеющей свои  особенности и в отношении типа  мышления.  Философия  направлена  на  то,  чтобы  освободить человеческое мышление  от  тех  разнообразных  ловушек,  которые  гнездятся внутри этого мышления, призвана способствовать адекватному восприятию мира. В  современных  условиях эти задачи связаны  прежде  всего  с  выработкой  сознания,  предполагающего ответственность перед лицом глобальных проблем, от которых зависит выживание человечества,  развития  нового  мышления   в   отношениях   между   людьми, определением приоритетов целей и направлений  в  решении  социально-значимых проблем.

Таким образом, философия унаследовала от мифа основной вопрос: «отношение»  человек-мир, но если мировоззрение  – это совокупность взглядов, принципов, определяющих самое общее видение  мира, то философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, высшая организация мысли, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Специфика философского мировоззрения, следовательно, состоит не столько в предмете, сколько в способе  осмысления. Другое отличие от иных форм мировоззрения – степень интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Сторонами, создающими поле напряжения философской мысли выступают мир внешний по отношению к человеческому сознанию, и мир внутренний, то есть субъективная духовная жизнь. Все философские вопросы затрагивают одну общую проблему соотношения объективного и субъективного, мира и человека, бытия и сознания. Для философского мышления характерно не раздельное рассмотрение мира и человека, а их постоянное соотнесение, все усилия направлены не осмысление отношения человека к миру.

 

1.3 Философия и наука.

Философия в своем развитии прошла несколько этапов в определенном взаимоотношении с конкретными науками. Первый этап – совокупное знание древних. Здесь философия выполняла и свою собственную роль, и роль частно-научного познания (например, в трудах Аристотеля, среди прочего, содержится классификация животных и растений). Второй этап – специализация знаний, формирование новых конкретных наук (14-18 века). Третий этап – формирование теоретических разделов ряда наук.

Представители конкретных наук выдвигают  против философии следующие аргументы:

  1. Философия не имеет ни одной предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук.
  2. У философии нет экспериментальных средств, и вообще надежных опытных данных, фактов.
  3. В философии все расплывчато, неконкретно, чересчур всеобще.
  4. Нет четких способов отличить истинное от ложного.
  5. Воздействие философии на решение конкретных практических задач незаметно.

Информация о работе Лекции по "Философии"