Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.
Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.
Отказ от традиций
метафизики, который произошел в
XVIII веке, разрушил основу
единства всей системы знания.
В результате произошло
мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Своеобразным введением в гегелевскую систему является «Феноменология духа» (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого
индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. В философии Гегеля существует противоречие между методом и системой.
Всякое развитие протекает,
согласно Гегелю, по определенной
схеме: утверждение, или
В «Науке логики» (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея». Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
Таким образом, немецкая
классическая философия
2.6 Марксистская философия:
Марксистская философия появилась в первой половине XIX века. Ее создателями были К.Маркс и Ф.Энгельс. Возникновению марксистской философии способствовали несколько предпосылок: развитие промышленного рабочего класса, (историческая миссия - ликвидация эксплуатации человека человеком), великие открытия в науке XIX века (все явления взаимосвязаны, находятся в непрерывном развитии), развитие предшествующих философских учений (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха). Возникновение диалектического материализма имело большое значение для истории философии. Впервые сознательный философский материализм соединился с научно разработанной диалектикой. Новое философское учение давало материалистический ответ на основной вопрос философии, требовало рассматривать все события и процессы природы, общества и мышления в развитии, движении, взаимосвязи. Впервые материализм был распространен на понимание жизни общества и исторического процесса. Мир признавался познаваемым, а главным критерием правильного познания считалась практика, но объяснением мира дело не ограничивалось, задачей объявлялось его изменение, доказательства строились на основе научных достижений.
2.7 Современная Западная
Западная философия на пути от XIX века к XX развивалась в нескольких направлениях: ницшеанство, неокритицизм - Марбургская и Баденская школы, немецкий историцизм, прагматизм – Ч.Пирс, У.Джемс. Ведущими направлениями XX века стали феноменология (Э.Гуссерль), экзистенциализм (Карл Ясперс, Ж.П.Сартр, Габриэль Марсель), герменевтика (Ганс Георг Гадамер, Поль Рикёр), философия языка (Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн), спиритуализм (А.Бергсон), персонализм (Мунье), неосхоластика (Жак Моритен), неомарксизм – Франкфуртская школа, фрейдизм, психоанализ, структурализм (Клод Леви-Стросс, Мишель Фуко, Жак Лакан). В XX веке серьезное внимание стало уделяться проблемам науки и эпистемологии, возник критический рационализм Карла Поппера, затем появилась «Структура научных революций» Томаса Куна, «Методология программ научного исследования» Имре Лакатоса. К главным направлениям современной американской философии принадлежат концептуальный прагматизм Кларенса Ирвинга Льюиса, семиотика Чарльза Морриса, идеалистический прагматизм Николаса Решера.
Основная проблематика философии Ницше включает смерть бога, генеалогию морали, нигилизм – вечное возвращение, концепцию сверхчеловека. Неокритицизм в лице Германа Когена выступал с проблемой критики как методологии науки, в лице Эрнста Кассирера – с проблемой символических форм. Вильгельм Дильтей, как представитель немецкого историцизма обосновывал науки о духе и историчность человеческого мира, Вильгельм Виндельбанд проводил отличие между науками номотетическими и идеографическими, Георг Зиммель отстаивал релятивизм фактов, Освальд Шпенглер констатировал «Закат Европы». Прагматизм делится на логический прагматизм Пирса (процедура фиксации верований, прагматическое правило) и радикальный эмпиризм Джемса (прагматизм – только метод, многообразие религиозного опыта и плюралистический универсум). Инструментализм Дьюи сосредотачивал внимание на том, что опыт не сводится ни к сознанию, ник познанию, вводил теории ценности, демократии, исследования. К представителям феноменологии относятся Эдмунд Гуссерль – ее основатель, Макс Шелер, Николай Гартман. Основная проблематика Гуссерля – полемика с психологизмом, эйдетическая интуиция, интенциональность сознания, феноменологическая редукция, кризис европейских наук и жизненный мир. Шелер выступал против кантианского формализма, выдвигая свою концепцию социологии знания. Мартин Хайдеггер является переходной фигурой от феноменологии к экзистенциализму. Круг филсофских интересов Хайдеггера сводился к здесь-бытию и экзистенциальной аналитике, бытию-в-мире и бытию-с-другими, бытию-к-смерти, экзистенции подлинной и неподлинной, мужеству перед лицом страха, проблеме времени. Экзистенциализм представлен Ясперсом, Сартром, Марселем. Ясперс в своем философском поиске сосредотачивался на проблеме науки и философии, ориентации в мире, крушении экзистенции и шифрах трансценденции, ему принадлежит разработка теории «осевого времени». Сартр полагал, что экзистенциализм – это гуманизм и выступал с критикой диалектического разума, марсель проповедовал христианский неосократизм. Основатель герменевтики - Ганс Георг Гадамер ввел понятие герменевтического круга, теорию интерпретации и историю эффектов. Поль Рикёр – продолжатель идей Гадамера писал о человеческой небезгрешности и символике зла, рассуждал о конфликте интерпретаций и возвращался к личности. Бертран Рассел, как представитель философии языка отказывался от идеализма и критиковал аналитическую философию, а Витгенштейн в «Логико-философском трактате» выступал против метафизики, а в «Философских исследованиях» развивал теорию языковых игр. Философское направление спиритуализма появилось благодаря деятельности Анри Бергсона, который рассматривал проблемы инстинкта, разума и интуиции, пространственного времени и времени как длительности, жизненный порыв и творческую эволюцию. Особое внимание в философии XX века нужно уделить структурвлизму. Выделяют антропологический структурвлизм Леви-Стросса, который занимался структурой мифа, элементарными структурами родства, и структурализм Фуко, изучавший структурализм в истории, а также структурализм Жака Лакана, исследовавшего структурализм в психоанализе.
2.8 Русская философия
XIX – начала XX века: специфика, проблемы,
формы, крупнейшие
Русская философия – совокупность идей, образов, концепций, присутствовавших во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения, до сего дня. Определений русской философии может быть столь много, сколько существует дефиниций философии вообще, каждый из них выделяет определенный аспект феномена, именуемого русской философией.
Начало XIX века осветила «Александровская весна» - кратковременный период либеральных проектов, душой которых был М.М.Сперанский. Наряду со сторонниками эволюционного преобразования в России появились радикалы, объединявшиеся в тайные общества и жаждавшие ломки всей политической, экономической, правовой структуры, его лидерами были П.И.Пестель, Н.М.Муравьев. В условиях идейной поляризации возникают охранительные течения. Глава Российской Академии наук А.С.Шишков публикует «Рассуждения о любви к отечеству», где осуждает «вредные западные умствования» и настаивает на закрытии кафедр философии в университетах, что и произошло в царствование Николая I. Вырабатывается известная триада: «православие, самодержавие, народность». Монарх, как Божий помазанник стоит над сословиями, является гарантом единства и процветания общества.
Гроза 1812 года пробудила национальное самосознание во всех сферах творчества, в том числе и в философии. Возникло «славянофильство», крайности которого уравновешивались «западничеством». В противовес немецкой философии, базировавшейся на протестантском и отчасти католическом духе, славянофилы стремились создать философию, историософию и антропологию православной интерпретации. Киреевский, в работе «О необходимости новых начал для философии» предвосхитил выработку концепции цельного знания и всеединства. Хомяков выступал за соборность как свободное единение в лоне православной церкви. С позиций религиозного персонализма, принцип которого – субстанциональная связь с Богом, обличал Западный индивидуализм Самарин. Философом, спровоцировавшим полемику славянофилов и западников выступал П.Я.Чаадаев. В противовес казенной оптимистической идеологии он поведал о темном прошлом, бессмысленном настоящем и неясном будущем страны, которая рискует безнадежно отстать от динамичной Европы. Горячие поклонники немецкой философии, объединявшиеся в кружки любомудров и Станкевича, увлекались гегельянством, кантианством, шеллингианством. Среди западников формируется радикальное крыло – В.Г. Белинский, А.Герцен, Н.П.Огарев, умеренный центр - Т.М.Грановский, П.В.Аненков, либералы – В.П.Боткин, К.Д.Кавелин; вырабатывается широкий спектр концепций – от «русского социализма» до прогрессистских теорий развития. Возникает «государственная школа» в лице Б.Н.Чичерина, С.М. Соловьева, Б.О. Ключевского. Во второй половине XIX века складывается несколько пропагандирующих себя философских и социальных течений: анархизм (М.М.Бакунин, П.А.Кропоткин), народничество (бунтарское, просветительное, заговорщическое), позитивизм (П.Л. Лавров, Е.В. Де-Роберти, В.В. Лесевич), материализм (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев), неокантианство (А.И. Введенский, Г.И.Челпанов, И.И. Лапшин), марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов), во взаимной полемике поднимали общий тонус философского мышления, создавали необходимое для его живого развития многообразие идей. Обособленно развивалась философия в духовных академиях (Ф.А.Голубинский, Ф.Ф. Сидонский, В.Н. Карпов). Среди литераторов возвышались Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Я. Данилевский. Основы русского космизма заложил Н.Ф. Федоров. Вершиной философского духа был Вл. Соловьев, первый оригинальный русский философ общеевропейского масштаба. Он критикует славянофильские традиции, позитивизм, выдвигая концепцию цельного знания, национальную правду мечтает соединить со вселенской истиной, мистику с точным знанием, католицизм с православием, призывает преодолеть соблазн Запада и Востока. Соловьев создал учения о Богочеловечестве, всеединстве, оправдании добра.
Первоначально XX век принес дальнейший подъем отечественной мысли на фоне общего развития культуры. В начале века создана развитая инфраструктура в виде религиозных философских обществ, журналов, объединений. Представители символистов, А.Белый, В.Иванов с одинаковым успехом творили в эстетике, философии, литературе. Доминирующая тенденция – эволюция от марксизма к идеализму и далее, к православию как духовной первооснове отечественного самосознания. Персоналисты или панпсихисты (А.А. Козлов и Л.М.Лопатин) создали концепцию о субъективном восприятии пространственно-временного континуума и субстанциальности познающий мир личности. Философию права обосновал П.И.Новгородцев. Религиозный смысл философии отстаивал И.А.Ильин, считавшийся идеологом белого движения. Предэкзистенциальная философия Л.Шестова через трагедию бытия и ужаса стремилась к духовной свободе индивида. Л.С.Франк посвятил жизнь созданию «живого знания», соединяющего теоретическую мощь европейской мысли и обращенную к человеку «философию жизни». Учение об интуитивизме бытия развил Н.О. Лосский, его сын – В.Н. Лосский стал видным богословом. Концепцию личности, тесно связанной с Абсолютом, развил Л.П.Карсавин. Христианский неоплатонизм присутствует в философии В.Ф.Эрна.
Русская мысль первой половины XX века настолько разнообразна и богата, что невозможно перечислить все имена, но три самых значительных заслуживают обращения к ним. Н.А. Бердяев - популярный на Западе апологет «философии свободы», создавший ряд работ по персонализму, эсхатологической метафизике, смыслу творчества, вдохновленный пафосом оправдания человека, в 1946 г. опубликовал в Париже книгу «Русская идея». От марксистского экономизма к православной церкви претерпел эволюцию С.Н. Булгаков. Его разнообразное творчество принадлежит к апогею русской мысли XX века. «Свет невечерний» открылся в евангельской истине, взыскание «Града Божия» привело его к Отчему порогу, его софиология и философия вызывали противоречивое отношение в русской философии. Разнообразно творчество О.П.Флоренского. Православной теодицее посвящен его «Столп и утверждение истины». В духе христианского неоплатонизма он стремится к всеобщему охвату бытия и выявлению в нем духовной первоосновы. Истина открывается в божественной любви.
В советский период произошел еще один раскол, отделивший старые традиции от коммунистического титанизма, мечтавшего о новом обществе, человеке и даже природе. Русская философия, однако, не исчезла, хотя ее стремились либо уничтожить, либо интегрировать в марксистскую идеологию, оно разделилось на три направления: 1) содержащееся в рамках официальной науки (Творчество А.Ф. Лосева); 2) диссидентское (А.А. Зиновьев); 3) эмигрантское, попавшее на Запад, обогатившее европейскую мысль и спасшее репутацию отечественной.