Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.
Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.
Цивилизационный подход вполне согласуется с современными предмтавлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе деятельности человека и общества. Более того, цивилизационный подход позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, сам переход к цивилизации может быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования культуры.
Ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества дает учение об общественно-экономической формации. Единство исторического процесса выражено в последовательной смене формаций. Оно проявляется также в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с необходимостью воспроизводят все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но поскольку теоретическое, идеальное и конкретно-историческое расходятся, развитие стран и народов отличается значительным многообразием. Обнаруживаются локальные особенности и разновидности формационного развития стран и регионов, например азиатский способ производства. Есть своя специфика перехода от одной формации к другой – одни страны шли эволюционным, а другие революционным путем. Не каждый народ, кроме того, проходит в своем развитии все формации. Отсюда следует что естественно-исторический процесс не только объективен, но и неравномерен. Какие-то группы стран отстают в социальном прогрессе, а какие-то идут вперед, однако всегда есть возможность преодолеть отставание при наличии определенных условий – благодаря усвоению опыта более передовых народов.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
Человек – высшая ступень живых
организмов на земле, субъект общественно-историческ
Вопрос о природе человека один из основных в истории философии. В древней китайской, индийской и греческой философии человек мыслился как часть космоса, единого сверхвременного «порядка» бытия (природы), как малый мир – микрокосм (Демокрит), отображение и символ Вселенной – макрокосма, понимаемого как живой одухотворенный организм. В христианстве библейское представление о человеке как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати. В средневековой философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности, несводимой к какой-либо субстанции – телесной, душевной, духовной. Эпоха Возрождения проникнута пафосом идеи автономии человека, его безграничных творческих возможностей. Представление Декарта о мышлении как единственно достоверной основе человеческого существования легло в основу европейского рационализма, который именно в разуме усматривает сущность человека. И.Кант разграничивает антропологию в физиологическом и прагматическом отношении: первая исследует то что делает из человека природа, а вторая – то что он делает из себя сам, человек принадлежит, таким образом, двум мирам – природной необходимости и нравственной свободе: «разум дает также законы, которых имеют характер императивов, т.е. объективных законов свободы, и указывают, что должно случаться, хотя, быть может, никогда и не случается; этим они отличаются от законов природы, в которых речь идет лишь о том, что случается; поэтому законы свободы называются также практическими законами»12. В немецкой философии конца XIII начала XIX веков происходит возвращение к пониманию человека как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения (Гердер, Гете, романтизм). В иррационалистических концепциях человека XIX – XX веков доминирующими становятся внемыслительные способности и силы – чувство, воля и т.д. (Ницше, Кьеркегор). К.Маркс определял человека как совокупность общественных отношений. Идеи философии жизни - Дильтей, и феноменологии Гуссерля, а затем деятельность Хайдеггера послужили исходной основой для возникновения философской антропологии как особого течения в немецкой философии XX века. Натуралистический подход к человеку характерен для фрейдизма и естествоиспытателей XX века на Западе.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
Общественной истории человека предшествовала естественная: зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации. Возникновение труда знаменовало превращение обезьяны в человека. Человек не только приспосабливался к окружающей среде, наряду с остальными животными, но и изменял эту среду в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создавал мир культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам он формируется культурой.
Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека – высший уровень организации материи. Человек кристаллизирует в себе все, что накоплено человечеством через приобщение к культурной традиции и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные задатки формируются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослым. У человека проявление биологических закономерностей жизни носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, его образ мыслей и чувств завися от объективных исторических условий, особенностей социальной группы, интересы которой он выражает, сознательно или бессознательно. Этого, правда, нельзя сказать о способностях к творческой деятельности, которые формируются обществом, но на основе природных задатков.
5.3 Личность, ее свобода и ответственность.
Перед каждым вступающим в мир человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена деятельность предшествующих поколений. Человека окружает мир, в котором каждый предмет заряжен социальной функцией, целью, смыслом. Достижения человеческой культуры не даны в готовом виде, а только заданы. Освоение социальных форм деятельности – главное условие индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы частью своих личных способностей и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения, обучения. В процессе приобщения к культуре человек вырабатывает механизмы самоконтроля. Чем более интенсивно развивается человечество, тем сложнее оказывается формирование человека как личности. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления формируют поведение и разум человека. Человек всесторонне включен в общение с обществом, даже когда остается наедине с собой. Осознанием человека себя как такового всегда опосредовано его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с те несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта исторического процесса. Становление личности связано с процессом общественной дифференциации, выделением отдельного индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей.
Таким образом, с момента появления на свет ребенок уже является человеком и индивидом, но еще не является личностью, для этого ему предстоит пройти сложный путь биологического, психического и социального созревания. Личность – это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и организованности, трудовой и общественно политической активности. Человек может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления различных целей, но и выступает прежде всего как самоцель. Свобода личности понятие многоплановое. Прежде всего это экономическая свобода – свобода от эксплуатации, свобода принятия экономических решений, экономического действия. Крайне важна свобода политическая, т.е. такой выбор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не только является средством, но и обладает самоценностью. Еще одна грань свободы – духовная – свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды. Особое место здесь занимает «свобода совести» - свобода исповедовать или не исповедовать любую религию. Гносеологическая свобода – способность человека масштабней и успешней действовать в результате познания закономерностей природного и окружающего мира.
Никакая свобода не может быть абсолютной, ее относительный характер находит отражение в ответственности личности перед другими личностями и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше ответственность за пользование этими свободами.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Традиционно философы исходили из существования абстрактного идеала «человеческой природы», в достижении которого виделся смысл жизни, отсюда вытекали представления о возможности преобразования мира на основе духовных изменений. В современной Западной философии смысл жизни усматривается либо в достижении индивидуального благополучия, либо провозглашается бессмысленность, абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее объективной направленности, либо отрицается возможность научно достоверного ответа на этот вопрос. Согласно марксистской философии, существование человека определяется социальными условиями, он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Мера личностного и общественного, изменяющаяся на разных этапах истории, определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но объединяет цели и смысл жизни человека и общества, которые могут противоречить друг другу, а могут совпадать. Развитие общество связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией личности и ее единением с обществом, его целями и смыслом его существования. Таким образом, смысл жизни состоит в созидательной деятельности, в ходе которой формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности обладает ценностью и смыслом.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Перечень вопросов к зачету
1 Аристотель. «Метафизика». Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. С. 12.
2 Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. С. 288.
3 Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. С. 437.