Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций

Описание

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.

Содержание

Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.

Работа состоит из  1 файл

Лекции1.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

Рациональное познание, таким образом, наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных  ее закономерных связей, последнее выражается в системе абстракций. Исходя из древней философской традиции принято выделять два уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, здесь оперирование абстракциями происходит в пределах заданной схемы. Логика рассудка – формальная логика, его основные функции – расчленение и исчисление. Разум – это диалектическое мышление, высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, рефлексия, мышление здесь постигает сущность вещей, их законы и противоречия.

Познание и практика. Практика – чувственная материальная деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, природы и общества, лежит в основе всех видов общественной и духовной деятельности, в том числе и познания.

Живое созерцание, абстрактное мышление, практическая проверка полученных знаний образуют основные ступени процесса познания. Практика – специфически человеческий вид деятельности. Практика, таким образом, источник и основа развития познания, критерий истинности полученных знаний.

3.6. Проблема истины в гносеологии.

Истина – верное, правильное отражение  действительности в мысли, критерием  которого в конечном счете является практика. Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает ее объективность. Абсолютная и относительная истина – категории, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие отношения между: тем что уже познано и тем что будет познано, а также тем, что в составе нашего знания может быть изменено, а что – нет. Абсолютная истина понимается как полное и исчерпывающее знание о действительности и как элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Относительная истина, если она научна, содержит крупицы абсолютной истины, из суммы относительных истин складывается абсолютная. Абстрактной истины не бывает, истина всегда конкретна. Конкретность истины – свойство, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени. Критерий истины – средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения. Критерием истины является общественная практика (материальное производство, революционная деятельность масс по переустройству общества и т.д.).

 

 

4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.

4.1 Философское понятие общества. Общество как целостная система.

Философское понятие  общества. Общество, в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле – определенный этап человеческой истории (общественно-экономической формации, межформационные и внутриформационные исторические ступени, например докапиталистическое общество). Или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм), например французское общество.

Общество как целостная  система. «Социальная система есть упорядоченная самоуправляемая целостность множества разнообразных человеческих отношений, носителем которых является индивид и те социальные системы, в которые он включен»8. Из этого определения следует, что существует значительное многообразие социальных систем, больших и малых. Общество в целом как система приобретает сверхсложный и иерархический характер. В нем можно выделить различные уровни, связанные между собой. Поскольку  социальная система целостна, главное в системах – это их интегративное качество, не свойственное образующим их компонентам. Человек – универсальный компонент социальных систем. Он включен в каждую из них, начиная с общества в целом, и кончая семьей. Социальные системы относятся к разряду самоуправляемых. Эта черта характеризует только высокоорганизованные, целостные системы, как и природные и естественно-исторические. Общественный организм есть множество сложных структур, каждая из которых представляет не просто совокупность, набор определенных компонентов, но их целостность. Несмотря на то что структуры системы различаются между собой не только количественно, но и принципиально, до сих пор отсутствует сколь-нибудь стройная типология социальных систем. Общество принадлежит к так называемым открытым системам, испытывает на себе воздействие природного и социального окружения, относится к разряду особых, адаптивно-адаптирующихся систем, то есть оно не только способно адаптироваться к окружающей среде, но и адаптировать ее соответственно своим потребностям. Для сверхсложных, самоуправляемых систем, к которым относится общество, характерна многофункциональность. Но все функции, реализуемые социальной системой, могут быть сведены к двум основным: 1) сохранение системы, ее устойчивое состояние гомеостаза, 2) совершенствование системы, ее оптимизация.

 

5.3 Основные сферы жизни  общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Системообразующим компонентом социума  может быть только сфера материально-практической деятельности людей – складывающиеся в ходе взаимодействия общественные отношения. Эта сфера не только исторически первая, она же – прародительница всех остальных сфер – социальной, политической, духовной. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность. Ключевым для изучения экономической жизни общества является анализ материального производства, ибо общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Материальное производство включает в себя производительные силы, выражающие отношение общества к природе, степень овладения ею и производственные (экономические) отношения, выражающие общественные взаимосвязи и взаимодействия людей в процессе производства. Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника и предметы труда) элементов. Еще одна составляющая материального способа производства – производственные отношения – экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственно производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Человеческое общество – не механическая сумма индивидов, а социальная система. В рамках этой системы формируются  и функционируют различные общности и группы, большие и малые – роды, племена, классы, нации, семьи и коллективы. Классы являются наиболее важным элементом социальной структуры во всех послепервобытных обществах, так как непосредственно определяют способ производства и тесно связаны с ним, а также влияют на развитие всех других социальных групп и общностей.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих  в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Все структуры общества имеют  двоякое происхождение – этническое и демографическое, связанные с биологической природой человека, поселенческая, классовая и профессионально-образовательная, сложившиеся в результате перехода к частной собственности и классам.  Этническая структура включает род, народность, нации. Род – кровно-родственное объединение, народность – объединение на основе общей территории, нации – объединение на основе общности экономической жизни, территории и языка, общих культурных психологических черт народа.  Главная общность демографической структуры – народонаселение, непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Поселенческая структура порождена, в отличие от социальной и экономической структур, причинами сугубо социальными и является пространственной структурой организации общества, а конкретнее, представляет собой отношения  людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же, либо к разным типам поселения (город, деревня).

«Политика есть сфера отношений  между классами, нациями и другими  большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общество, а также отношения между государствами на международной арене»9. Политика есть специфическая и важная сфера общественных отношений, на базе которого выступает политическая подсистема данного общества. Последняя включает в себя политические институты (государство, партия и т.д.), политические нормы – конституция, законы и подзаконные акты и политическое сознание (взгляды, идеи, теории). Исторически политическое бытие человечества делится на две стадии: дополитической и политической организации, рубеж между ними – возникновение государства, древнейшего и центрального политического учреждения.

Самая возвышенная система жизнедеятельности  общества и человека – духовная. Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных, кончая утонченными и синтетическими, развертывается производство идей – уникальных творений человеческого духа, происходит и их потребление. Будучи порождением общественной практики, духовная сфера исторически завершает собой формирование социума как такового. Ведь именно выделение умственного труда было завершающим актом в процессе умственного разделения труда.

 

4.3. Периодизация исторического процесса: разные подходы. Формационный анализ человеческой истории.

Периодизация исторического  процесса. К выводу о необходимости и возможности определения конкретных ступеней развития общества мыслители приходили с древних времен. «Платон вычленял такие этапы как естественное, природное, дообщественное и разумное – идеальное общество будущего»10. В XVII веке в исторической науке была принята схема периодизации по четырем Империям: Восточной,  Греческой, Римской, Германской. Итальянские историки-гуманисты XV-XVII веков выделяли античную, средневековую и новую всемирно-исторические эпохи. Сен-Симон углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной экономической системой: античную – с рабством, средневековую – с феодализмом, и новую – с промышленной системой, основанной на наемном труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эдемизма (райской первобытности), а поскольку социалисты-утописты страстно верили в переход человечества к высшей гармонической ступени  - социализму, то в их трудах выступала пятичленная схема исторического процесса.

Формационный анализ человеческой истории. Теория общественно-экономических формаций была разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые смогли выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений материальные, а внутри них производственные, экономические, в качестве основных. Во-первых, оказалось, что в каждом конкретном обществе производственные отношения не только образуют целостную систему, но и являются базисом, фундаментом для остальных общественных отношений и социума в целом. Во-вторых, обнаружилось, что производственные отношения в истории человечества существовали только в нескольких основных типах – первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем каждый последующий развивался из предыдущего. Поэтому все конкретные общества, несмотря на очевидные различия между собой (например афинское, римское, вавилонское, египетское) относятся к одной и той же ступени исторического развития (рабовладельческой), если они в качестве своей экономической основы имеют один и тот же тип производственных отношений. В результате все наблюдавшееся в истории множество социальных систем было сведено к нескольким основным типам, получившим название общественно-экономической формации. В итоге можно сказать, что общественно-экономическая формация – это общество на определенной ступени исторического  развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

 

 

4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.

На сегодняшний день существует более ста определений культуры, но в целом можно выделить три  подхода к ее пониманию: описательный  - культура – совокупность предметов  и ценностей, из которых складывается результат деятельности человека; оценочный – культура – то что соответствует ее эталону; деятельностный - культура – внебиологический, специфически человеческий способ деятельности. Согласно марксистской концепции, культура (лат. сultura  -  возделывание, обрабатывание) есть совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Термин «цивилизация» (от лат civilis – гражданский, государственный) не имеет однозначного толкования, и употребляется в четырех смыслах: как синоним культуры (А.Тойнби), как стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер), как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Морган, Энгельс, Тоффлер), как уровень развития этноса (античная цивилизация, цивилизация инков и т.д.).

Цивилизация есть социальная организация  общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных  общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. М.К. Мамардашвили, например, подчеркивал, что «цивилизация предполагает формальные механизмы упорядоченного, правового поведения, а не основанные на чьей-то милости, идее или доброй воле. Это и есть условие социального, гражданского мышления»11.

В фундаменте цивилизации в целом  и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический  базис, в связи с этим можно  говорить о трех волнах развития цивилизации  – земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной, в  то время как в основе формации лежит экономический базис – совокупность производственных отношений.

Цивилизационный подход к истории общества. Смысл цивилизационного подхода – построить типологию общественных систем, исходящую их определенных, качественно различающихся между собой технико-технологических базиса. Общая тенденция развития цивилизаций – наращивание интеграционных тенденций в обществе. Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным членением общества. При цивилизационном подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества.

Информация о работе Лекции по "Философии"