Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.
Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.
Против софистов с их релятивизмом, выступил Сократ (469 – 399 до н.э.). Он, в частности, полагал, что софисты потакают мнениям толпы: «Каждое из этих частных лиц, взимающих плату (большинство называет их софистами и считает, будто их искусство направлено против него), преподает не что иное как те же самые взгляды большинства и мнения, выражаемые на собраниях, и называет это мудростью». 2Наряду со своими основными проблемами, софисты занимались еще физикой, астрономией, математикой, а Сократ отверг всю натурфилософию как «для человека излишнюю» и поставил в центр своих философских интересов проблему субъекта – человека. Об учении Сократа можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля, поскольку сам он ничего не писал. Он жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики. Его учение: строение мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой «Познай самого себя». «Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить»3. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определений этических понятий: доблести, справедливости и др. Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям получил название «сократовской иронии». Этика Сократа рационалистична: по Сократу, дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
Платон (428 – 427 / 348-347 до н.э.) древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше тридцати философских диалогов («Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и др.). Он широко использовал учения Сократа, Пифагорейцев, Парменида и Гераклита. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и отождествлял с бытием. «Идеям» Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии Платона - учение о «мировой душе», психологии – учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела и о перевоплощении. Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познание служит воспоминание бессмертной души человека о мире идей, созерцаемых ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах возможно не знание, а только вероятное «мнение». Между идеями и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные чувственному познанию. Метод познания – «диалектика», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс нисхождения касается только «видов» («идей»), но не чувственных единичных вещей. В учениях об обществе Платон изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы»): государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан – «ремесленники». Что касается размеров идеального государства, то согласно Платону, его «можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более этого»4.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ, энциклопедический ученый, основоположник науки логики. Родился в Стагире, во Фракии; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), однако полностью преодолеть платоновский идеализм не мог. В 335 г. до н.э. основал в Афинах собственную школу (Ликей). В философии различал: теоретическую часть – учение о бытии, его частях, причинах и началах, практическую – о человеческой деятельности; поэтическую – о творчестве. Предмет науки - общее, постигаемое умом. Но существует оно только в чувственно воспринимаемом единичном и познается только через него. Условие познания общего – индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины: материю, или пассивную возможность становления; форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, начало движения и цель. Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от материи к форме и обратно. Но материя есть только пассивное начало, вся активность в форме, к которой сводится начало движения и цель. Конечный источник всякого движения – бог. Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических формах Аристотель видел, вместе с тем, формы бытия. В учении о познании Аристотель отличал знание достоверное от вероятного. Однако через язык оба эти вида знания связаны между собой. Опыт не есть последняя инстанция в проверке «мнения», высшие посылки науки непосредственно усматриваются в качестве истинных не чувствами, а умом. Последняя цель науки, по Аристотелю, определение предмета. Аристотель указывал также категории, т.е. высшие роды, к которым сводятся остальные роды истинно сущего. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему. В этике Аристотель высшей деятельностью признал созерцательную деятельность разума. Моральный образец у Аристотеля – бог, или совершеннейший философ. В учении об обществе Аристотель доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе. Наивысшие формы власти – те, при которых исключена возможность своекорыстного использования власти, служащей всему обществу.
2.2 Философия европейского
средневековья: специфика,
Средневековая философия – философия феодального общества, развивавшаяся в период от крушения Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV – XV вв.) падение античного общества сопровождалось упадком философии, философское наследие было утрачено и оставалось неизвестным до второй половины XII в. ученым Западной Европы. Господствующей идеологией в Европе стала религиозная – христианская (римский католицизм и византийское православие). Школа и просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основании всех представлений о природе, мире и человеке. Развитие школ, светских и духовных, а с середины XII в. и основание первых университетов в Италии, Англии, Чехии и Франции, поставили перед философией задачу помочь церкви в философском объяснении и обосновании догматов веры. Философия стала «служанкой богословия». Роль эту она уже исполняла в деятельности апологетов – защитников христианства, затем в сочинениях «отцов церкви». Крупнейший из них – Августин ввел в систему учения христианской философии ряд идей неоплатонизма («О граде божием» христианская концепция всемирной истории). Другим – для Запада – источником влияния неоплатонизма, приспособленного к задачам христианской идеологии, стали восточные неоплатоники, в их числе так называемый Лже-Дионисий Ареопагит (V в.). Важную роль в формировании средневековой философии сыграл Иоанн Скотт Эриугена. При объяснении догм веры перед философами возникали сложные вопросы – об отношении единичного к общему и о реальности общего. В зависимости от их решения школьная философия (схоластика) выработала ряд точек зрения, основными среди которых стали учения реализма и номинализма. Против крайностей обоих выступал в XII в. Абеляр. Переведенные на латынь в середине XII в. сочинения Аристотеля были встречены церковью вначале враждебно, но вскоре признаны в качестве философской основы христианства. Учителя схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля, приспосабливая его учение к своим религиозным философским понятиям, догматически усваивая устаревшие части мировоззрения Аристотеля (геоцентрическую систему, принципы его физики), отвергая все поиски нового в науке. Главными систематизаторами схоластики в XIII в. были: Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт. Наиболее высоко церковь оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: причислила его к кругу своих святых, а во второй половине XIX в. объявило его учение своей официальной философской доктриной (неотомизм).
В XIII в., одновременно со систематизаторам схоластики появляются некоторые видные философы, крупнейшим из которых был Р.Бэкон. В его учении звучит протест против социальных основ феодального общества. В XIII в. развиваются города, ремесла, торговля, появляются торговые пути, усиливаются связи с востоком, что приводит к некоторому подъему философии, и в частности, номинализма, крупнейшим теоретиком которого стал Оккам (бытие бога не может быть доказано с помощью разума оно основано исключительно на вере), а затем его последователи в парижской школе оккамизма. Идейная борьба в средневековой философии была не только борьбой внутри схоластики, самой схоластике противостояла мистика, ставившая авторитет церкви и ее учений ниже, чем свидетельство личного чувства и субъективного сознания. В духовной жизни феодального общества мистика нередко становилась формой оппозиции официальному и обязательному вероучению. Но в мистике было и реакционное крыло. (Бернар Клевосский, Бонавентура). В XIII в. возникло сильное антисхоластическое движение, основанное на учении Ибн-Рушда о смертности личной души и об общем для всех разуме. Эти идеи развивал в Парижском университете Сигер Брабантский. Уже в начале XII в. в целях подавления еретических, антицерковных выступлений, и для борьбы против новых философских идей были утверждены монашеские ордена доминиканцев и францисканцев. Именно ими в XIII в. был осуществлен проект папы Григория IX «исправить» в интересах каталитической идеологии учение Аристотеля. Несмотря на относительный подъем средневековой философии в XIII в., результаты ее более чем тысячелетнего развития оказались скудными как для философии, так и для науки, т.к. наиболее крупные мыслители искали не столько истину, сколько способы обоснования веры. Только возникновение нового капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей Западного общества из плена средневековой философии.
Таким образом, философская мысль средних веков своими корнями уходит в единобожие (монотеизм). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство, и именно с ними связано развитие европейской философии средних веков. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учении о познании. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично.
Личный характер христианского бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: бог имеет свободную волю.
В средневековой философии
К основным понятиям, характеризующим
средневековую философию,
Схоластика ( греч. scholasticos - школьный ) - средневековая "школьная философия", представители которой- схоласты- стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля). Большой место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях.
Неоплатонизм - реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III-VI в.). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация "мировой души", над которой возвышается «дух», а еще выше - «первосущность», или «единое». Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатонизму, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.
Номинализм (лат. nomen - имя) - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
2.3 Философия эпохи
Возрождения: гуманизм и
Начиная с XV века происходит целый
ряд изменений в социально-
Социально-экономические
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда и вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живопись и ваяние, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Альберти.
Обратимся к рассуждению одного из гуманистов XV века Джованни Пико (1463-1494) , в его знаменитой "Речи о достоинстве человека". Сотворив человека и «поставив его в центре мира», бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению».
У Пико мы слышим отзвук учения о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решать свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь – не просто природное существо, но творец самого себя.
В эпоху Возрождения всякая деятельность - будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта - воспринимается иначе, чем в античности и средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности ( по греч. созерцание - теория). В средние века труд рассматривался как своего рода искупление за грехи. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, и она во многом сродни созерцанию: это молитва, благослужебный ритуал. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои пертикулярно-земные нужды; он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, самого себя. И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой, практически-технической деятельностью, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь не только «искусник», «техник», теперь он творец. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. В мире науки такой подход мы находим у Кеплера, Галилея, Наваньери.
Человек стремится освободиться от своего трансцендентального корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в новом свете - теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскрешении человека во плоти привело к той «реабилитации» человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающаяся прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становятся в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников - Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировоззрение Ренессанса получает свое наивысшее выражение.