Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций

Описание

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.

Содержание

Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.

Работа состоит из  1 файл

Лекции1.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

Однако такой подход связан с  неоправданной переоценкой социальной роли науки, видением только ее положительных  сторон и функций, а также с  ошибочным представлением о науке  как универсальном духовном факторе человеческой жизни. Вышеупомянутые аргументы против философии обусловлены незнанием ее специфики, с тем, что философию нельзя свести лишь к решению познавательных задач.

Следует отметить, что философия  имеет свой предмет – это всеобщее. Ни одна форма научного знания не исследует, что есть всеобщее -  в мироздании, человеческой жизни, познавательной деятельности. Кроме того, философия выдвигает и разрабатывает принципы, которые становятся регулятивами для представителей конкретных наук, которые занимаются выявлением частных свойств и связей конкретных вещей, в этом смысле конкретное научное познание без философии функционировать и существовать не может. Поскольку философия – это знание о всеобщем, то она выступает как мировоззрение, причем мировоззрение философия делает объектом своего познания, а человек, в том числе и ученый, без мировоззрения жить не может. Но и это еще не все. Философия – единственная форма познания, которая разрабатывает методы научного познания, и как знание о всеобщем, превращается в стратегию научного исследования, более того, становится самосознанием науки, определяет ее место и перспективы. Философия – общее основание человеческой культуры, и любое философское понятие – универсалия культуры.

Философия, таким образом, единственная из всех наук, которая изучает всеобщее, рассматривает мир, в том числе мир человека и мир социума, как единое целое, поэтому она является формой не только индивидуального самосознания, но и  коллективного сознания, а, соответственно, самосознанием всего человечества. Философия самым непосредственным образом связана с жизнью человека и общества. Выступая как обобщенное отображение всего человеческого опыта, она проявляет себя как мудрость.

 

1.4 Основные философские  направления.

 

   На протяжении веков темы философских рассуждений менялись в ходе развития человеческого  общества.  Природу  сделали  предметом   изучения   греческие философы. Их интересовали   космогонические   и   космологические    вопросы: возникновение и  строение  мира,  Земли,  Солнца,  звезд.  (Дж. Бруно  «О бесконечной  Вселенной  и  мирах»,  «О  природе  вещей»,  Гегель  «Философия природы»). Суть древнегреческого мышления - сведение к  первооснове.  Взгляды философов были неодинаковы. Но  при  всей  неоднозначности  и  видоизменений позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты  человеческих  знаний воедино. Тем  самым  проблема  первоначала  смыкалась  с  другой  проблемой: единство и многообразие  мира  выражало  характерную  для  философской  мысли задачу синтеза человеческих  знаний.  Постепенно  в  сферу  философии  вошли вопросы общественной жизни людей, ее политически - правового устройства.  (Платон «Государство», Аристотель «Политика», Т.Гоббс «О гражданине»,  Гегель «Философия права»). Подобно натурфилософам провозвестникам естествознания, социально-философская мысль подготовила  почву  для  позитивных,  конкретных социально-политических   знаний   и   дисциплин.   Уточнение   специфической проблематики философской науки привело в ходе ее  развития  к  вычленению  в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко отличных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии. В то же время из-за недостатка конкретных  знаний  философия  пыталась  заменить  недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем  самым в особую, стоящую над всеми  другими  науками,  «науку  наук».  В  отношении природы  такая  философия  выступила  как  натурфилософия,  истории  -   как философия истории (смысла истории, ее закономерностями) Основным  вопросом философии как особой науки является проблема  отношения  мышления  к  бытию, сознания  к  материи.  С  этим  связана  и  поляризация  философии  на   два противоположных направления  -  на  материализм  и  идеализм:  промежуточное положение между ними занимает дуализм.

Различают материализм как стихийную  уверенность всех людей в объективном  существовании внешнего мира и материализм  как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая, таким образом, познаваемость природы. Представители – Левкипп, Демокрит, Дж. Бруно, Т.Гоббс, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, и др. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, мистифицирует его, как и процесс познания, и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Скептицизм  - философская концепция, подвергающая сомнению существование объективной действительности. Агностицизм – философская концепция, отвергающая полностью или частично возможность познания мира. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения. Телеология – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Представители – Платон, Августин, Фома Аквинский. Шеллинг, Гегель.

Дуализм – философское учение, которое, в противоположность монизму, считает, что материальная и духовная субстанции являются равноправными началами. Представители – Декарт, Спиноза.

Помимо указанных направлений история философии знала множество других, таких, например, как эмпиризм, рационализм. Эмпиризм (от  греч. empeiria-опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знания  обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм (лат.  rationalis  - разумный) настаивает на том, что всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания  -  не могут быть выведены из опыта и его обобщений;  они могут  быть  почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущий  уму  от  рождения

 

 

2. Исторические типы  философии.

2.1 Античная философия.

 

Античной философией  называют совокупность философских учений,  существовавших в древней Греции в VII – VI вв. до н.э. и древнем Риме со II  в. до н.э. по VI  в. н.э.  Античная философия - единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и тому подобных знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли их плена мифологических представлений о мире и человеке. Уже в V в. до н.э. возникли философские космогонические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI в. и даже в V философия и знания о природе еще не были отделены друг от друга. При отсутствии способов экспериментальной проверки число возникавших гипотез было велико. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Многообразие это и уровень разработки сделали античную философию школой античного мышления для последующих времен. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования античная философия отличалась от древневосточных философских систем и являлась  первой попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии можно выделить четыре основных этапа: досократовский, классический, эллинистический и  римский.

Досократовский  охватывает период от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V-IV вв. до н.э. Философы этого времени называются досократиками. Знаменательный рубеж в развитии  античного философского мышления представляет собой философское движение в период жизни Сократа, который, однако, нельзя связывать исключительно с его личностью. Потребность в новом типе знания и философствования была продиктована изменением общественных отношений, что вызвало появление нового типа мыслителей – софистов, которые обращают внимание на проблематику политической жизни гражданина греческого полиса.

Классический период начинается со второй половины V в. и кончается в IV в. до н.э., характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля, является вершиной развития греческой рабовладельческой демократии. Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена в Афинах.

С установлением гегемонии Македонии и с упадком, как экономическим, так и политическим, греческих городов, связан третий этап в развитии Античной философии (конец IV – II  вв. до н.э.) – эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире.

Начало четвертого, заключительного этапа в развитии Античной философии (I в. до н.э. -  V - VI вв. н.э.) приходится на период, когда решающей силой античного мира становится Рим. Во многом он связан с греческой культурой, а в философии является скорее хранителем наследия греческой философской мысли, чем ее продолжателем, однако именно тогда формируются начала христианской философии.

Античная философия, таким образом, в целом была философией рабовладельческого общества, и ей были свойственны  обоснование рабства, духовный аристократизм, а также отсутствие экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность.

 

2.1.1 Древнегреческая натурфилософия.

 

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (VI в. до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - «физиками», от греч. physis – природа, а в историю философии этот период  вошел как натурфилософия.

Греческая мифология была религией природы и одним из важнейших  ее вопросов был вопрос о  происхождении  мира. Миф повествовал о том, кто  родил все сущее, а философия  спрашивала, из чего оно произошло. Ранние мыслители ищут первоначало. У Фалеса это вода, у Анаксимена -воздух, у Анаксимандра – апейрон (беспредельное), у Гераклита   (ок. 541-483г. до н.э.) - огонь. Само же первоначало представляет собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому огонь и вода - это своего рода метафоры. Уже у первых "физиков" философия  мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. Аристотель писал об этом: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, - это они считают элементом и это – началом вещей»1

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное  первоначало представляется собой в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно диалектика представлена у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среда. Однако диалектика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней нет почти логической проработки понятий.

Для большинства древнегреческих  философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и понятий у Платона, формы и материи у Аристотеля. В конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного с одной стороны и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека.

При отсутствии способов экспериментальной  проверки гипотез, число возникших  гипотез было велико. Эти гипотезы носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер.

И второй важный момент: древнегреческие  мыслители, как материалисты, так  и идеалисты, при всем их различии между собой были, если так можно  выразиться, космистами. Их взор был  направлен прежде всего на разгадку тайн природы, космоса в целом, который они по большей части - за исключением атомистов - мыслили как живое. Космоцентризм долгое время задавал магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека - под углом неразрывной связи его с природой.

 

2.1.2. Проблема человека  в античной философии. Софисты.  Сократ.

Первое, о чем размышляли греческие  философы, была природа, physis. Поэтому  начальный период греческой философии, приблизительно с 600 по 450 гг. до н.э., называется натурфилософским. Но около 450 г. до н.э. произошло изменение предмета философских размышлений, одновременно со становлением афинской демократии, основанной на полисной системе городов-государств. Это изменение было вызвано как внутренней динамикой развития ранней греческой философии, так и политическими обстоятельствами. Предшествующая философская традиция содержала в себе много теорий, которые противоречили друг другу, но претендовали на истинность, поэтому многие изучавшие философию постепенно становились скептиками. Один философ утверждает, что первоначалом является вода (Фалес), второй (Анаксимандр) – апейрон (беспредельное), третий (Гераклит) – огонь. Несовместимые друг с другом утверждения об одном и том же получены с помощью мышления, следовательно, надо разобраться в том, что такое мышление. В результате центр философского внимания переносится с природы на человеческое мышление, ставится вопрос об условиях получения достоверного знания.

 Таким образом произошел  переход от натурфилософии к  скептической критике знания и теории познания, от онтологии (учение о бытии) к эпистемологии (учение о знании). Человек начал рефлексировать, то есть исследовать себя и свое собственное мышление.

Итак, около 450 г. до н.э. человек поставил себя самого в центр своих интересов. В греческой философии начался так называемый антропоцентрический период (греч. аntropos - человек). Наряду с эпистемологическим поворотом имеется другое основание обращения философии к человеку - политические изменения в греческом обществе.  В V в. до н.э. центром Греческой культуры становятся Афины. Основой политического строительства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом, что позволяло широкому кругу граждан участвовать в жизни полиса, а это требовало владения рядом знаний, причем особое значение имели знание риторики и определенные философские знания. Все это привело к появлению первых профессиональных учителей по общему образованию, которые учили за деньги не только политике, риторике судопроизводству, но и другим областям знаний, которыми нужно было владеть, чтобы считаться «мудрым». Уча мудрости, эти люди сами должны быть мудрыми, отсюда и их название софисты (софос - мудрый).

Софисты не составляли единой школы. Общее в их взглядах – отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм. Основная группа софистов  - «старшие» (по хронологии) выступала на стороне рабовладельцев. Для них характерно материалистическое понимание природы. Представители этой группы – Протагор («Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». «Материя текуча, основные причины (логоса всех вещей) находятся в материи»), Гиппий, Продик, Антифон – первые античные просветители-энциклопедисты. В центре их внимания – вопросы познания. Некоторые софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания (Горгий: «нечто не существует, если бы нечто и существовало, то оно было бы непознаваемо, если бы нечто и было бы познаваемо, то познанное невыразимо»). Софисты, принадлежавшие к аристократическому лагерю – Критий, Гипподдам – тяготели к философскому идеализму. Софисты прибегали в споре к приемам, получившим впоследствии название софистики, особенно ярко проявилось это у «поздних» софистов, превратившихся, по словам Аристотеля в учителей «мнимой мудрости». Софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных выводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешне формальной правильностью. Характерными приемами софистики являются: вырывание событий из их связи с другими, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи к событиям другой и т.д.

Информация о работе Лекции по "Философии"