Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.
Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.
Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии природы, общества и человеческого мышления.
Мы знаем, что материя несотворима и неуничтожима. Отсюда следует, что любое материальное образование не может возникнуть из ничего, но и не может превратиться в абсолютно ничто, совершенно исчезнуть. Новое качество возникает всегда на основе старого, путем преобразования тех элементов, из которых состояло это старое качество.
Отрицание это такое отношение между двумя ступенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее старого качественного состояния и возникновению нового качества этой вещи. Диалектическое отрицание, таким образом, содержит в себе два взаимосвязанных аспекта: негативный, направленный на уничтожение старого качественного состояния вещи и позитивный, направленный на удержание, сохранение отдельных элементов, сторон, свойств вещи, служащих базой для нового ее качественного состояния.
Наличие деструктивного и конструктивного аспектов диалектического отрицания обуславливает то, что оно выступает одновременно как момент связи в развитии (сохранение отдельных элементов старого в новом) и как момент самоотрицания вещи, т.е. как следствие тех процессов, которые присущи самому объекту, результат развития его внутренних противоречий.
В процессе развития происходит не только отрицание предмета, но и отрицание самого отрицания, уничтожение самого процесса уничтожения, что ведет к утверждению нового качества. Отрицание отрицания есть утверждение нового качественного состояния вещи. Отрицание и отрицание отрицания две стороны одного и того же процесса, которые осуществляются одновременно. Именно поэтому развитие представляет собой единство прерывного и непрерывного, качественное изменение вещи совершается скачкообразно. Все это создает определенную преемственность между новым и старым и общую направленность процесса развития. Повторений не бывает, так как синтез положительных элементов "старого" происходит на более высокой качественно новой ступени. Поэтому и получается, что развитие идет по спирали, каждый виток которой как бы повторяет в своих основных чертах предыдущую ступень развития.
Сейчас можно встретить
Каждая вещь, каждое явление представляет собой внутренне противоречивое образование - единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих сторон. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание - эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Единство взаимоисключающих и взаимопредполагающих друг друга сторон, свойств, тенденций в вещах и явлениях называется противоположностью. Взаимопредполагающее и взаимоотрицающие друг друга стороны, свойства, тенденции, образующие противоположности, называются противоположными или просто противоположностями. Взаимное исключение, взаимное отрицание предполагающих друг друга сторон, свойств, тенденций называется противоречием. Взаимодействие, столкновение противоположностей, в процессе которого происходит их взаимное отрицание, называется развитием противоречия или борьбой противоположностей. Эта борьба выступает источником, причиной движения, изменения, развития вещей и явлений действительности.
Наряду с понятием «противоположность» употребляются категории «тождество» и «различие» для раскрытия ступени развития противоречия, изменяющегося вместе с изменением вещей и явлений.
В процессе развития взаимодействий вещей друг с другом каждая вещь относится определенным образом к другим вещам и к самой себе. Отношение вещи к самой себе называется тождеством. Отношение тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств, тенденций вещей и явлений. В следствие взаимодействия данной вещи с другими вещами в ней постоянно происходят изменения, отличающие эту вещь от ее прежнего состояния, т.е. абсолютного тождества, абсолютного совпадения свойств и сторон данной вещи нет и не может быть.. Тождество всегда содержит в себе различие. Различие - это такое отношение вещи к самой себе и к другим вещам, в котором выражается несходство, неодинаковость, свойств и тенденций в вещах и явлениях или между вещами и явлениями. Различие в тождестве выступает изначально как несущественное, как незначительное изменение в состояние вещи, возникшее благодаря ее отношению к самой себе и к другим вещам. Количественные накопление положительных изменений вещи приводит к качественному скачку - эти изменения начинают затрагивать сущность вещи, а несущественное различие превращается в существенное различие или в противоположность. Противоположность, как отмечалось, характеризуется тем, что взаимные отрицающие и взаимные предполагающие друг друга свойства, стороны и тенденции вещи относительно обособлены, но еще взаимосвязаны. Развитие противоположности приводит к взаимному отрицанию ее свойств, сторон и тенденций, т.е. к противоречию.
Если посмотреть на тождество, то оказывается, что противоречие содержалось в нем в скрытом виде как единство тождества и различия. Само это единство возникло только в процессе взаимодействия вещи с другими вещами, а также взаимодействия ее внутренних свойств, сторон. Скрытое в тождество противоречие обостряется на ступени различия и получает еще большее напряжение на ступени противоположности, развитие которой (борьба противоположностей) приводит противоречие к его "чистой" форме, к самоотрицанию вещи - она та самая и одновременно уже иная. Наступает фаза разрешения противоречия - вещь уничтожается, а на базе ее возникает качественно новая вещь.
Рассматривая взаимодействие противоположностей, необходимо выделить такой аспект этого взаимодействия, как относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей. Относительный характер единства противоположностей состоит в том, что оно имеет место, пока существует данный предмет, данная качественное состояние. Борьба же носит абсолютный характер, протекает всегда, при всяких качественных состояниях предметов и явлений.
Из многообразия противоречий можно выделить: внешние и внутренние, основные и неосновные. Противоречие выражающие взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называются внутренними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями называют внешними. Одно и то же противоречие в одной системе может выступать как внутреннее, а в другой как внешнее.
Противоречия, выражающие сущность вещи, определяющие ее состояние и закономерности изменения от момента возникновения вплоть до уничтожения, называется основным противоречием данной вещи. Те противоречия, которые не выражают сущность вещи, называются неосновными. Основные противоречия всегда являются внутренними противоречиями вещи, неосновные противоречия могут быть как внутренними, так и внешними.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
Сущность познания. Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру.
Содержание нашего знания зависит от содержания самой действительности, а мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения. Познание не просто "форма созерцание", а активное отношение человека к миру. Человечество познает не ради знания самого по себе, а ради осознанного преобразования действительности.
Простое познание совершается как переход от улавливания внешних, лежащихся на поверхности свойств, и отношений, фиксируемых в явлении, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих общее и дающих понимание сущности. Первое мы получаем на уровне чувственного познание, второе - на уровне рационального познания.
Чувственное познание возникает раньше рационального и оказывается более эффективным на начальных этапах общественной практики и жизни человека. По мере же усложнения практических задач, встающих перед человеком и обществом, возникает необходимость в переходе от усвоения внешних связей, фиксирующих следствие, к постижению внутренних, причинных, что дает рациональное знание.
Познание, таким образом - это процесс формирования и накопления знаний, который осуществляется на основе практики и выступает как способ духовного освоения действительности.
Сущность познания отражают следующие принципы:
1) принцип отражения – источник
познания есть объективный мир,
Субъект и объект познания. Субъект познания способен целенаправленно преобразовывать мир и направлять свою деятельность и сознание. Субъект не существует без объекта, и наоборот. Объект – это реальный продукт бытия, а субъект – источник познавательной активности. Объектом может быть часть материи, стороны общественной жизни, не являющиеся объективной реальностью.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика.
Чувственное познание является первой и необходимой ступенью познания, но оно не дает возможности понять внутреннюю сущность предметов, явлений, вскрыть закономерности, ими управляющие. Эту задачу успешно решает, поднимаясь на следующую ступень познания - рациональное, высшим видом которого является абстрактное мышление.
Процесс обобщение составляет содержание мышления, которое протекает в трех основных формах: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки реальных вещей, явлений.
Суждение - это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связь с другими предметами.
Задачу получения более
Различают два вида познания: обыденное (стихийное - эмпирическое) и научное. Стихийно-эмпирическое познание не имеет специальных средств познания, но имеются материальные средства такого познания.
Эмпирический и теоретические уровни научного познания - это два способа духовного освоения человеком окружающего мира.
Эмпирический уровень
Эмпирическое познание, с одной стороны опирается на предшествующее теоретическое знание, которое определяет направления исследования. А с другой стороны, в ходе эмпирических исследований возникают такие факты, которые не укладываются в рамках существующих теорий и даже противоречивших им.
Объективно возни кающиеся "проблемные ситуации" требуют своего разрешения, перехода от эмпирии к теории. А такой переход есть по существу, диалектический скачок, есть восхождение от явления к сущности.
Теоретический уровень исследования характеризуется более высокой степенью обобщения и идеализации, «отлетом» мысли от чувственной реальности, отражением внутренних связей и закономерности объектов.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания "имеют" специальные методы исследования. На эмпирическом уровне широко применяется наблюдения, измерение, эксперимент, описание, а на теоретическом - метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод аксиоматизации, формализации и другие. Ряд методов (анализ, дедукция, индукция, моделирование...) работают на том и другом уровнях.
Таким образом, чувственное познание в образно-символичекой форме отражает внешние стороны вещи. На основе этого создается база, совокупность чувственных образов, с которыми работает мышление. Образное познание имеет три формы: 1) ощущение – элементарный чувственный образ, отображающий отдельные стороны предметов материального мира; 2) восприятие формируется на основе ощущения и является целостным образом предмета; 3) представление, в отличие от ощущения и восприятия, которые непосредственно связаны с объектом, складывается без непосредственного воздействия предмета на органы чувств, создает обобщенные образы предметов, является источником воображения и памяти. Воображение – это способность создавать представления, никогда не воспринимавшиеся в действительности. Память – способность сохранять и забывать информацию.
К способам перехода от чувственного уровня познания к абстрактному относятся абстрагирование (выделение какого-либо одного свойства из множества), идеализация (образование идеализированных объектов, не существующих в действительности), обобщение (распространение признаков одних предметов на другие). Абстрактное мышление позволяет проникнуть в сущность объекта, узнать законы его развития и функционирования. Однако мышление не останавливается на уровне абстракции, а путем анализа, синтеза, устанавливает соответствие полученного вывода конкретным фактам, и так осуществляется самодвижение процесса познания.