Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:07, курс лекций

Описание

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нем, которая во многом определяет отношение человека к миру, другим людям, самому себе, а также формирует его личностные структуры. Оно возникает в результате практического взаимодействия человека с окружающей действительностью, то есть с природой и обществом. Мировоззрение – фундаментальное социальное качество. Для нормального человека это внутренний закон жизни, складывающийся из познания действительности, самопознания, самооценки, и совокупного опыта человечества.

Содержание

Философия, ее истоки, смысл, предмет.
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
Возникновение философии и специфика философского мировоззрения.
1. Основные философские направления.
2. Исторические типы философии.
2.1. Античная философия.
2.1.1. Древнегреческая натурфилософия.
2.1.2. Проблема человека в античной философии.
2.1.3. Учение Платона об идеях и государстве.
2.1.4. Философские взгляды Аристотеля.
2.2. Философия европейского средневековья: специфика, проблемы, этапы развития.
2.3. Философия эпохи Возрождения: гуманизм и пантеизм.
2.4. Особенности развития философии в Новое время. Эмпиризм и рационализм.
2.5 Немецкая классическая философия: идеалистическая диалектика и метафизический материализм.
2.6. Марксистская философия: материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории.
2.7. Современная Западная философия: основные проблемы и направления развития.
2.7. Русская философия XIX- начала XX века: специфика, проблемы, формы, крупнейшие представители.
3. Онто-гносеологическая проблематика философии.
3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальности. Бытие как материя.
3.2. Сознание, его происхождение, сущность.
3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.
3.4. Сущность познания. Субъект и объект познания.
3.5. Структура познания: чувственное и рациональное в познании. Познание и практика. 3.6. Проблема истины в гносеологии.
4. Общество и его структура. Общество в историческом измерении.
4.1. Философское понятие общества. Общество как целостная система.
4.2. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
4.3. Периодизация исторического процесса (разные подходы). Формационный срез человеческой истории.
4.4. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к истории общества.
4.5. Единство и многообразие человеческой истории.
5. Философское осмысление человеческого бытия.
5.1. Изменение представлений о природе человека в истории философии.
5.2. Соотношение природного и социального в человеке.
5.3. Личность, ее свобода и ответственность.
5.4. Смысл жизни как философская проблема.

Работа состоит из  1 файл

Лекции1.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

3. Онто-гносеологическая проблематика философии.

3.1. Понятие бытия и изменение представлений о бытии в истории философии. Объективная и субъективная реальность. Бытие как материя.

 

Понятие бытия и изменение  представлений о бытии в истории  философии. «Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека»6. Философское понимание бытия и его соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии.

Первую философскую концепцию  бытия выдвинули досократики, для  которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым  и совершенным космосом. Плато противопоставил чувственное бытие чистым идеям – миру истинного бытия. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление бытия и строит учение о различных уровнях бытия. Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное бытие, и «неистинное», сотворенное, различая при этом действительное бытие – акт, и возможное бытие – потенция, сущность и существование, смысл и символ. Отход от этих позиций начинается в эпоху Возрождения, когда получил всеобщее признание «культ материального» бытия природы. Эта трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного развитием науки, техники, материального производства, подготовила концепции бытия XVII-XVIII вв. в них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматическим законам.  В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики XVII-XVIII вв. В этот период господствуют натуралистическо-объективистские концепции бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе. Для концепций бытия в Новое время характерен субстанциальный подход. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах XVII-XVIII в. Для европейской философии этого периода бытие – это предметно-сущее, противостоящее знанию. В Новоевропейской философии под бытием понимается гносеологически анализ сознания и самосознания. Исходный тезис метафизики Декарта – «мыслю, следовательно существую» В немецком классическом идеализме бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений (Кант). Для Фихте подлинное бытие – свободная, чистая деятельность абсолютного «Я». «Всякая деятельность определенной свободы дает определенное знание…Я знающее есть одновременно освобожденный от непосредственной причинности принцип»7. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие – в свободе человека. Гегель рассматривает бытие как ступень в восхождении духа к самому себе. Западная философия XIX – XX веков понимает бытие исходя из анализа сознания. В неокантианстве бытие раскладывается на мир сущего и мир ценностей. Учение Хайдеггера о бытии – попытка истолкования человеческого существования во всей полноте его бытия, фундамент которого он вначале усматривает в актах речи, а затем  в языке.

Сартр, противопоставляя бытие в  себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. В неопозитивизме радикальная  критика прежней методологии  перерастает в отрицание самой проблемы бытия. В марксистской философии проблема бытия анализируется в нескольких направлениях, подчеркивается многоуровневый характер бытия. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нем совокупную, чувственную деятельность индивидов, социальных групп, классов, бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности людей. В проблеме взаимосвязи природного и социального первенство признается за природой.

Объективная и субъективная реальность. Бытие как материя. Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими возможными, вероятными и т.п. формами бытия. В истории философии реальность отличали от действительности, т.е. реальность большей частью трактовалась как бытие чего-либо существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего сущего и несущественного данной вещи. В марксистской философии реальность получает трактование либо как понятие, тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего сущего (Материя, Сущность, Существование).

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им. Охватывает бесконечное множество  реально существующих объектов, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Существует в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, способна к неугасающему саморазвитию. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность материи характеризует материально единство мира. Нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма, в противоположность всем идеалистическим концепциям, в которых в качестве всех явлений в мире понимается божественная воля. Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется естественно-научными теориями о строении и законах движения материи, раскрывающими структуры объективной реальности. Но было бы неправильно осуществлять философскую категорию «материя» с конкретными физическими и химическими представлениями о материи.

 

3.2. Сознание, его происхождение и сущность.

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности, способ его отношения  к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется, как таковой, в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий Поэтому каждое свое действие человек оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, сознанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, являясь частью сознания, обладают определенным значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия, общественная психология, представляют собой сознание общества в целом. Вне живой, чувственно-волевой активной деятельности всей сферы психического, мышления не существует. С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание».

 

3.3. Понятие движения и развития. Диалектика и ее альтернативы. Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Понятие движения и развития. Диалектика - это учение о развитии  (от греч. dialegomal -  веду  беседу,  рассуждаю)  в  его  наиболее  полном  и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся реальности.  Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе  с метафизическим  методом мышления, метафизикой (meta physika - то что идет после физики [природа]).  Впервые термин   "Метафизика"  в   смысле   "антидиалектика" (односторонность, абсолютизация) ввел  Гегель,  имея  в виду,  что прежняя метафизика  (Аристотеля,  Декарта...)   строилась   антидиалектический.

Диалектика, как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и  познания есть основанный на этом учении метод творчески познающегося мышления. Само слово диалектика впервые применил Сократ, обозначивший им искусство  вести эффективный спор, диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений.

В определении диалектика охвачены два основных принципа: принцип всеобщей, универсальной связи и принцип  развития. Принцип - это основное, исходное, краеугольное положение какого-либо учения, по Марксу «не природа, а человечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

Более точное и разностороннее отражение  мира, его связей, взаимодействий требует  ответа на ряд вопросов, которые в самой формулировке принципов не раскрываются. Почему происходит развитие, ее источник, направленность...? Решение этих вопросов требует разработки помимо принципов целой системы законов диалектики.

Такая система законов диалектики в наиболее полной форме была разработана Гегелем. ( Особенно полно изложено в «Науке логики», 1812-1816 г.). Но у Гегеля диалектика стояла «на голове», носила идеалистический характер. 

Наиболее общий характер законов  диалектики означает, что они действуют и в природе, и в человеческой истории и в мышлении. К основным законам диалектики относят закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Любой закон есть не что иное, как связь, причем объективная, всеобщая, внутренняя, существенная, необходимая и в силу всего этого устойчиво повторяющая.

Однако система принципов и  законов, взятых в их единстве, также  недостаточна для раскрытия того богатства и разнообразия наиболее общих отношений, связей, процессов, которые существуют в материальном мире. Поэтому диалектика использует для раскрытия своего предмета не только принципы и законы, но и философские категории.

Категориями обозначают наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной отрасли знания. Философские категории - это понятия, отражающие всеобщую, универсальную связь предметов и процессов действительности. В отличие от других наук, философские категории - это универсальные понятия, содержание которых отражает связь как природных, так и общественных явлений; в том числе и связи в человеческом мышлении.

С одной стороны диалектика - это  учение, т.е. то, что создается, разрабатывается  людьми, с другой стороны, мы говорим  о диалектике самой природы или диалектике взятой самой по себе человеческой истории. В связи с этим необходимо различать диалектику объективную и диалектику субъективную. Диалектика объективная - это диалектика самого развивающегося мира. Диалектика субъективная - это диалектика мышления. Но субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из единственного возможного источника - материального мира, она тождественна объективной диалектике.

Диалектика это не только учение о развитии и метод познания, она  также и способ действия, метод  изменения мира. Решая в общем  виде вопрос о том, что и как  делать, мы исходя из своего мировоззрения, опираемся на диалектику.

 

Диалектика и ее альтернативы. Давая и общую характеристику диалектике, следует рассмотреть и ее альтернативы - метафизику и релятивизм. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности  (ввел Андроник Родосский ( I век до н.э.), назвавший так группу трактатов « о бытие самом по себе»). В своем классическом проявлении метафизика отрицала взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник движения явлений действительности, скачки в развитии сводила к количественным изменениям. Особой разновидностью метафизики является догматизм, который отрицает прежде всего принцип развития. Положения, бывшими истинами в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, якобы сохранившие свою истинность на все времена. Другой альтернативой диалектики является релятивизм. Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Гераклит из Эфеса: "В одну и ту же реку не вступить дважды"; Кратил из Афин "В одну и ту же реку нельзя вступить и единожды". В положении Кратила момент устойчивости события отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Особой формой выражения релятивизма является Софистика.

Софистика - это сознательное использование  для обоснования и доказательства тех или иных положений таких  доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. При этом софистика пользуется действительно присущей понятиям гибкостью, но применяет эту гибкость субъективно. Основным примером софистики являются так называемые софизмы: «Кто лжет, говорит то, что нет. Но того чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать».

Особой формой выражения метафизики является эклектика.

Эклектика - это соединение различных, зачастую противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Она  прикрывается стремлением к использованию принципа всеобщей связи, к многостороннему охвату предмета. Однако на деле не выясняет подлинной взаимосвязи признаков предмета; многосторонность эклетики оказывается простой видимостью, ибо эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего.

    Философские тетради,  Ленин, 16 элементов диалектики.

  1. Объективность рассмотрения (теория познания - диалектична);
  2. Вся совокупность многообразных отношений этой вещи к другим;
  3. Развитие этой вещи  (respective (соответственно)  явления),  ее

     собственное движение, ее собственная жизнь;

  1. Внутренние противоречия тенденции этой вещи;
  2. Вещь, как сумма и единство противоположностей;
  3. Борьба respective развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений. Они находятся в борьбе;
  4. Соединение анализа и синтеза;
  5. Отношение  каждой  вещи  не  только  многоразлично,   но   всеобще, универсально;
  6. Не   только   единство   противоположностей,   но   переход   каждого определенного, качества в каждое другое;
  7. Бесконечный процесс раскрытия новых сторон;
  8. Бесконечный  процесс  углубления  познания  человеком  вещи,  явлений, процессов от менее глубокой к более глубокой;
  9. От сосуществования к каузальности (причинности),  от  одной формы связи к другой более глубокой;
  10. Повторение высшей стадий известных черт, свойств низшей;
  11. Возврат якобы к старому (ничего не повторяется);
  12. Борьба содержания с формой и  обратно,  сбрасывание  формы,  переделка содержания;
  13. Переход количества в качество и обратно.

 

Основные закономерности развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно  качественных изменений, закон отрицания  отрицания. Закон   взаимного   перехода   количественных   и качественных  изменений  характеризует  внутренний  "механизм"  движения   и развития вещей, показывает, с чего начинаются эти изменения и чем  они  рано или поздно заканчиваются. Содержание и сущность  закона  взаимного  перехода количественных  и   качественных   изменений   раскрывается   через   анализ взаимосвязи его основных категорий: «качество», «количество», «мера». Каждый предмет, каждая вещь  представляет  собой  органическое  единство  различных элементов, взаимосвязей, взаимодействий, черт, особенностей, которое  делает вещь именно такой, какова она есть и одновременно отличной  от  всех  других вещей, называется  определенностью  или  качеством.  Вещь  благодаря  своему качеству существует как целое, противостоящая многим вещам. Часть и целое  - суть первые определения количества. Количество - это граница качества данной вещи, за пределами которой существуют другие качества имеющие свои  границы. Кроме пространственно-временных характеристик в понятие границы в  философии включаются признание качественной взаимосвязи  и  качественной  отделенности вещей друг от друга. Органическое единство качества и количества, предел,  в рамках которого предметы и явления остаются сами собой,  не  изменяя  своего качества, называют мерой. В этом органическом единстве качества и количества ведущее место принадлежит   качеству   как   стороне   более   устойчивой, сохраняющейся в вещах и явлениях  действительности.  Мера  -  эта такое соотношение качества и количества, при котором количественные  изменения не приводят к качественным. Границы качеств тех элементов,  которые  составляют вещь, подвижны, релятивны, так как эти  элементы  постоянно  взаимодействуют друг  с  другом.  Количественные   изменения,   происходящие   в   вещи   до определенного предела, не нарушают органического единства элементов, связей и свойств, т.е. не нарушают ее  качественной  определенности,  но  рано  или поздно величина  их  возрастает  до  такой  степени,  что  это  органическое единство нарушается, и вещь переходит в новое качественное состояние.  Новое качественное состояние вещи предполагает и  новые  количественные  градации, новую  меру,  нарушение  которой,  в  свою  очередь,  приводит   к   другому качественному состоянию. Количественные изменение  вещи  переходят  в  изменение  ее  качества,  а качественные  изменения  переходят  в  количественные  изменения.   В   этом заключается  закон  взаимного   перехода   качественных   и   количественных изменений. Процесс развития осуществляется в двух основных  формах:  в  виде количественных и в виде качественных изменений вещи. Он  представляет  собой единство  непрерывности  (количественного  изменения)  и  прерывности  (качественного  изменения).  Прерывистость  непрерывности  знаменует  собой скачок, т.е. переход от старого к новому. Новое  качество,  создает условия для дальнейших  качественных  изменений,  для нового  определенного этапа постепенного  изменения и развития,  который в   конечном   итоге   вновь прерывается, происходит очередной скачок, появляется новое качество.  Говоря о  скачке  как  всеобщей  форме  перехода  от  одного  качества  к  другому, необходимо помнить, что по своему характеру скачки бывают разные.  Специфика скачка определяется особенностями развивающегося  предмета  или  явления,  а также условиями его существования и развития. Из всего многообразия  скачков которые имеют место в природе и в обществе, можно выделить два основных вида скачков: 1) скачки, в ходе которых сравнительно быстро  и  резко  происходит превращение одного качества в другое; 2) скачки, которые представляют  собой форму  постепенного  качественного  перехода,  когда  предметы   и   явления изменяются не сразу,  а  отдельными  своими  сторонами,  путем  постепенного накопления качественных и количественных их изменений.

Информация о работе Лекции по "Философии"