Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:59, курс лекций

Описание

Философия 17-18 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового времени.
2. Направление эмпиризма в философии нового времени.
3. Направление рационализма в философии Нового времени.
4. Философия Просвещения.

Работа состоит из  19 файлов

Античная философия.ppt

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Античная  философия 

  • Социокультурные  условия формирования  античной философии, основные этапы  ее развития.
  • Античная натурфилософия.
  • Философия античности классического периода.
  • Эллинистически-римская философия.

Социокультурные  факторы формирования  античной философии 

  • Античная  философия формируется в Древней  Греции в период (7-6 вв. до н.э.). Основные причины:
  • Социально-экономические: отделение ремесла от сельского хозяйства; развитие торговли и товарно-денежных отношений; быстрый рост городов; развитие мореходства и колонизация новых земель - это способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности (математика, астрономия, медицина и т.д.);
  • Социально-политические: формирование самостоятельных государств-полисов; установление демократической политической системы в ряде полисов; приоритет права перед обычаем – это способствовало развитию свободной политической дискуссии, основанной на рационально-логической аргументации.
  • Культурные: расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее незнакомых грекам традиций – это способствовало формированию взглядов об относительности их собственных религиозно-мифологических представлений.

Этапы  развития античной  философии 

  • Натурфилософский  период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.). – Ориентация на рационально-логическое постижение природы, обращение к поиску некоего природного первоначала, с которым связывают происхождение и существование мира.
  • Классический период (вторая половина 5–4 в. до н.э.). – Ориентация на создание комплексных философских систем, включающих в себя целостный анализ природы, человека и общества.
  • Эллинистически-римский период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация на проблемы этики, обоснования смысла человеческой жизни.

Античная  натурфилософия. Основные  принципы. 

  • Космоцентризм
  • Космический эстетизм
  • Принцип тождества микрокосма и макрокосма
  • Ориентация на поиск мирового первоначала, архэ

Космоцентризм 

  • Понятие  «космос» означает мировой порядок, мироздание, упорядоченную и гармоничную структуру мира.
  • Принципом существования космоса выступает Логос как разумный космический закон, проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются порядок и гармония; каждый предмет, явление или процесс занимают определенное место.
  • Космос вечен, несотворим и неуничтожим.
  • Существование космоса во времени представляется как циклический процесс.

Космический  эстетизм 

  • Космос, существующий благодаря Логосу, является эталоном красоты, величия  и могущества. В результате космос  выступает эстетическим объектом, способным вызывать чувство эстетического  удовольствия.
  • Человек, обладающий разумом как частицей Логоса, должен стремиться к умозрительному познанию мира с целью постижения космической гармонии и организации собственной жизни в соответствии с нею.
  • Главным провозглашается не практическое, а познавательное и ценностное отношение к миру.

Принцип  тождества микрокосма  и макрокосма 

  • Утверждение, согласно которому то, что имеется  в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется  и в космосе. Макрокосм (космос) и  микрокосм (человек) – в сущности  одно и то же.

Ориентация  на поиск мирового  первоначала, архэ 

  • Архэ – первоначало, первопричина, основание всех существующих предметов, явлений и процессов.
  • Архэ вечно. В то же время все существующее в мире возникает из архэ (в том числе и боги) и существует временно. Создание и существование мира – результат развития архэ.

Ориентация  на поиск мирового  первоначала, архэ 

  • Школы  античной натурфилософии:
  • ионийские школы:
  • милетская школа
  • эфесская школа
  • италийская (элейская) школа
  • атомистическая школа

Ионийские  школы 

  • Отличительная  черта – в качестве архэ  рассматривается определенное природное  вещество
  • Милетская школа:
  • Фалес: первоначало мира – вода.
  • Анаксимандр: первоначало мира – апейрон (неограниченная природность).
  • Анаксимен: первоначало мира – воздух.
  • Эфесская школа:
  • Гераклит: первоначало мира – огонь. Огонь рассматривается также как принцип существования мира, символизирующий постоянную изменчивость, и в то же время обеспечивающий единство мира.

Италийская (эфесская школа) 

  • Отличительная  черта – происходит переход  от наглядно-образного к абстрактно-теоретическому  пониманию архэ.
  • Основные представители: Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор.
  • Парменид: впервые сформулировано понятие «бытие». Последнее рассматривалось как единое, неподвижное, целостное и неделимое. Бытие постигается только мыслью. Мыслить – это значит найти что-то устойчивое в предмете (единое, неподвижное, неделимое). Таким образом, бытие и чистое мышление совпадают.

Атомистическая  школа 

  • Основные  представители: Левкипп, Демокрит
  • Первоначало мира – атомы и пустота. Атомы представляют собой мельчайшие материальные частицы, которые различаются между собой формой, порядком, положением, величиной и тяжестью. Атомы едины, неделимы и неизменны. Движение происходит в результате столкновения между атомами в пустоте. В результате столкновений между атомами возникают все предметы, явления и процессы.

Философия  античности классического  периода 

  • Период  расцвета античной философии. Происходит  построение глобальных философских  систем, включающих анализ природы, человека и общества.
  • Центр философской мысли - Афины
  • Основные представители:
  • Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)
  • Сократ
  • Платон
  • Аристотель

Софисты 

  • Софисты  – древнегреческие учителя ведения  дискуссии, спора.
  • Основные представители: Протагор, Горгий, Гиппий.
  • Основные идеи:
  • Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);
  • Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);
  • Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.

Сократ (470-399 до н.э.) 

  • Учение  Сократа возникает одновременно  с деятельностью софистов. Общее  в учениях Сократа и софистов  – критика традиционных стереотипов  и предубеждений. Отличие философии  Сократа – направленность на  поиск истины в сфере человеческого  существования путем углубленного  самопознания.
  • Сократ разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
  • Этический рационализм: Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Платон (427-347 до н.э.)  
Учение об идеях
:
 
 

  • Всякий  существующий предмет, явление или  процесс имеет свою идею. Идея  вещи есть указание на совокупность  ее существенных свойств, на их  назначение и смысл.
  • Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.
  • Идеи – источник существования всех вещей предметного мира. Они – причина космического порядка и гармонии.
  • Вторым источником существования вещей является  материя как бесформенная масса вещества. Это чистая возможность существования вещей.
  • В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.

Платон.  
Учение о познании
 

  • Выделяются  чувственное знание (мнение) и интеллектуальное знание.
  • Чувственное знание возникает в результате воздействия вещей внешнего мира на органы чувств человека, что становится толчком к воспоминанию душой виденного в мире идей. Но поскольку вещи видимого мира – это лишь несовершенные копии идей, то чувственное знание также является несовершенным, частичным и неполным.
  • Истина достигается при помощи абстрактно-логического понятийного мышления. В результате интеллектуальное знание опирается на познание идей. Основным методом достижения истинного знания выступает диалектика как искусство анализа и синтеза понятий.

Платон. 
Учение о человеке
 

  • Человек  – единство души и тела. Душа  – идея человека.
 
  • Душа  состоит из трех иерархически  упорядоченных частей:
  • разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира);
  • воля (ориентация на достижение поставленных целей);
  • чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).
  • Душа человека находится в противоречивом состоянии между ориентациями на идеальный и на материальный мир. Данная противоречивость по-разному проявляется у различных людей, поскольку у них разное соотношение различных частей души.

Платон.  
Учение о государстве.
 

  • Идеальное  государство - это общество, состоящее  из трех сословий:

      - правители (функция управления);

      - воины (функция обороны);

      - производители (функция производительного труда).

      Эти сословия соответствуют трем частям души (разуму, воле, чувственности), а также трем из четырех добродетелей, в них преобладающих (мудрость, храбрость, умеренность).  

Главная добродетель, характеризующая идеальное государство, – справедливость. Она заключается  в том, что каждое сословие  выполняет ту функцию, к которой  оно предопределено естественным  образом, в результате чего в  обществе устанавливаются гармония  и порядок. 

Диалектика.ppt

— 107.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Метафизика и онтология.ppt

— 130.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Наука и ее социокультурный статус.ppt

— 113.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Неклассическая философия.ppt

— 109.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Немецкая классическая философия.ppt

— 105.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Общество как объект философского анализа.ppt

— 110.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Познание как предмет философского анализа.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Проблема человека в философии и науке.ppt

— 103.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Современная глобальная ситуация.ppt

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Средневековая философия.ppt

— 101.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Возрождения.ppt

— 98.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия как феномен культуры.ppt

— 90.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия Нового времени и Просвещения.ppt

— 102.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия политики и права.ppt

— 106.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия природы.ppt

— 99.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философия сознания.ppt

— 97.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философская мысль Беларуси.ppt

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Философские аспекты культуры.ppt

— 107.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Лекции по "Философии"