Античная
философия
- Социокультурные
условия формирования
античной философии,
основные этапы
ее развития.
- Античная
натурфилософия.
- Философия
античности классического
периода.
- Эллинистически-римская
философия.
Социокультурные
факторы формирования
античной философии
- Античная
философия формируется в Древней
Греции в период (7-6 вв. до н.э.).
Основные причины:
- Социально-экономические:
отделение ремесла от сельского хозяйства;
развитие торговли и товарно-денежных
отношений; быстрый рост городов; развитие
мореходства и колонизация новых земель
- это способствовало ускорению накопления
позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности
(математика, астрономия, медицина и т.д.);
- Социально-политические:
формирование самостоятельных государств-полисов;
установление демократической политической
системы в ряде полисов; приоритет права
перед обычаем – это способствовало развитию
свободной политической дискуссии, основанной
на рационально-логической аргументации.
- Культурные:
расширение связей и контактов с другими
народами, открытие ранее незнакомых
грекам традиций – это способствовало
формированию взглядов об относительности
их собственных религиозно-мифологических
представлений.
Этапы
развития античной
философии
- Натурфилософский
период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.).
– Ориентация на рационально-логическое
постижение природы, обращение к поиску
некоего природного первоначала, с которым
связывают происхождение и существование
мира.
- Классический
период (вторая половина 5–4 в. до н.э.).
– Ориентация на создание комплексных
философских систем, включающих в себя
целостный анализ природы, человека и
общества.
- Эллинистически-римский
период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация
на проблемы этики, обоснования смысла
человеческой жизни.
Античная
натурфилософия. Основные
принципы.
- Космоцентризм
- Космический
эстетизм
- Принцип
тождества микрокосма и макрокосма
- Ориентация
на поиск мирового первоначала, архэ
Космоцентризм
- Понятие
«космос» означает мировой порядок,
мироздание, упорядоченную и гармоничную
структуру мира.
- Принципом
существования космоса выступает Логос
как разумный космический закон, проявляющийся
во всех сферах природной и человеческой
жизни. Благодаря действию Логоса в мире
устанавливаются порядок и гармония; каждый
предмет, явление или процесс занимают
определенное место.
- Космос
вечен, несотворим и неуничтожим.
- Существование
космоса во времени представляется как
циклический процесс.
Космический
эстетизм
- Космос,
существующий благодаря Логосу,
является эталоном красоты, величия
и могущества. В результате космос
выступает эстетическим объектом,
способным вызывать чувство эстетического
удовольствия.
- Человек,
обладающий разумом как частицей Логоса,
должен стремиться к умозрительному познанию
мира с целью постижения космической гармонии
и организации собственной жизни в соответствии
с нею.
- Главным
провозглашается не практическое, а познавательное
и ценностное отношение к миру.
Принцип
тождества микрокосма
и макрокосма
- Утверждение,
согласно которому то, что имеется
в космосе, имеется и в человеке.
А то, что есть в человеке, имеется
и в космосе. Макрокосм (космос) и
микрокосм (человек) – в сущности
одно и то же.
Ориентация
на поиск мирового
первоначала, архэ
- Архэ
– первоначало, первопричина, основание
всех существующих предметов, явлений
и процессов.
- Архэ вечно.
В то же время все существующее в мире
возникает из архэ (в том числе и боги)
и существует временно. Создание и существование
мира – результат развития архэ.
Ориентация
на поиск мирового
первоначала, архэ
- Школы
античной натурфилософии:
- ионийские
школы:
- милетская
школа
- эфесская
школа
- италийская
(элейская) школа
- атомистическая
школа
Ионийские
школы
- Отличительная
черта – в качестве архэ
рассматривается определенное природное
вещество
- Милетская
школа:
- Фалес:
первоначало мира – вода.
- Анаксимандр:
первоначало мира – апейрон (неограниченная
природность).
- Анаксимен:
первоначало мира – воздух.
- Эфесская
школа:
- Гераклит:
первоначало мира – огонь. Огонь рассматривается
также как принцип существования мира,
символизирующий постоянную изменчивость,
и в то же время обеспечивающий единство
мира.
Италийская
(эфесская школа)
- Отличительная
черта – происходит переход
от наглядно-образного к абстрактно-теоретическому
пониманию архэ.
- Основные
представители: Парменид, Зенон Элейский,
Эмпедокл, Анаксагор.
- Парменид:
впервые сформулировано понятие «бытие».
Последнее рассматривалось как единое,
неподвижное, целостное и неделимое. Бытие
постигается только мыслью. Мыслить –
это значит найти что-то устойчивое в предмете
(единое, неподвижное, неделимое). Таким
образом, бытие и чистое мышление совпадают.
Атомистическая
школа
- Основные
представители: Левкипп, Демокрит
- Первоначало
мира – атомы и пустота. Атомы представляют
собой мельчайшие материальные частицы,
которые различаются между собой формой,
порядком, положением, величиной и тяжестью.
Атомы едины, неделимы и неизменны. Движение
происходит в результате столкновения
между атомами в пустоте. В результате
столкновений между атомами возникают
все предметы, явления и процессы.
Философия
античности классического
периода
- Период
расцвета античной философии. Происходит
построение глобальных философских
систем, включающих анализ природы,
человека и общества.
- Центр
философской мысли - Афины
- Основные
представители:
- Софисты
(Протагор, Гиппий, Горгий)
- Сократ
- Платон
- Аристотель
Софисты
- Софисты
– древнегреческие учителя ведения
дискуссии, спора.
- Основные
представители: Протагор,
Горгий, Гиппий.
- Основные
идеи:
- Учение
о принципиальной непознаваемости мира:
«Ничего не существует», «Если что-то и
существует, то его нельзя познать», «Если
это и можно познать, то нельзя передать
и объяснить другому» (Протагор);
- Учение
об относительности истины: «Человек есть
мера всех вещей, существующих в том, что
они существуют, несуществующих в том,
что они не существуют» (Протагор);
- Идея о
том, что основанием всех форм культуры
(религия, мораль, право, государство) является
условное соглашение между людьми.
Сократ
(470-399 до н.э.)
- Учение
Сократа возникает одновременно
с деятельностью софистов. Общее
в учениях Сократа и софистов
– критика традиционных стереотипов
и предубеждений. Отличие философии
Сократа – направленность на
поиск истины в сфере человеческого
существования путем углубленного
самопознания.
- Сократ
разработал диалектический
метод. Диалектикой он называл искусство
ведения беседы, диалога с целью достижения
подлинной истины.
- Этический
рационализм: Самопознание раскрывает
моральные ценности: справедливость, умеренность,
мужество. Знание истины и нравственность
– понятия совпадающие. Зная, что хорошо
и что плохо, никто не сможет поступать
плохо.
Платон
(427-347 до н.э.)
Учение об идеях:
- Всякий
существующий предмет, явление или
процесс имеет свою идею. Идея
вещи есть указание на совокупность
ее существенных свойств, на их
назначение и смысл.
- Совокупность
идей образуют мир
идей. Идеи вечные и неизменные, образуют
иерархическую лестницу. На ее вершине
находится идея Блага, самая общая идея.
- Идеи –
источник существования всех вещей предметного
мира. Они – причина космического порядка
и гармонии.
- Вторым
источником существования вещей является
материя как бесформенная масса вещества.
Это чистая возможность существования
вещей.
- В результате
соприкосновения материи с идеями возникают
вещи. Вещи – несовершенные копии идей,
кажущееся бытие.
Платон.
Учение о познании
- Выделяются
чувственное знание (мнение) и интеллектуальное
знание.
- Чувственное
знание возникает в результате воздействия
вещей внешнего мира на органы чувств
человека, что становится толчком к воспоминанию
душой виденного в мире идей. Но поскольку
вещи видимого мира – это лишь несовершенные
копии идей, то чувственное знание также
является несовершенным, частичным и неполным.
- Истина
достигается при помощи абстрактно-логического
понятийного мышления. В результате интеллектуальное
знание опирается на познание идей. Основным
методом достижения истинного знания
выступает диалектика как искусство анализа
и синтеза понятий.
Платон.
Учение о человеке
- Человек
– единство души и тела. Душа
– идея человека.
- Душа
состоит из трех иерархически
упорядоченных частей:
-
разум (ориентация на интеллектуальное
познание идеального мира);
-
воля (ориентация на достижение поставленных
целей);
-
чувственность (ориентация на удовлетворение
материальных потребностей).
- Душа человека
находится в противоречивом состоянии
между ориентациями на идеальный и на
материальный мир. Данная противоречивость
по-разному проявляется у различных людей,
поскольку у них разное соотношение различных
частей души.
Платон.
Учение о государстве.
- Идеальное
государство - это общество, состоящее
из трех сословий:
- правители (функция управления);
- воины (функция обороны);
- производители (функция производительного
труда).
Эти сословия соответствуют трем частям
души (разуму, воле, чувственности), а также
трем из четырех добродетелей, в них преобладающих
(мудрость, храбрость, умеренность).
Главная добродетель,
характеризующая идеальное государство,
– справедливость. Она заключается
в том, что каждое сословие
выполняет ту функцию, к которой
оно предопределено естественным
образом, в результате чего в
обществе устанавливаются гармония
и порядок.