Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:18, реферат
Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и
философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic
der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.
"Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни
книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в
Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в
трансцендентальную феноменологию".
скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы
убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом
описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы
проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и
снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет
"внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное
убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания.
Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и
продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире
. Это - "бытие-в..." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир,
это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к
сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя,
совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает.
Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной
от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью".
Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как
минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно
иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет
дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис,
в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя
эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр,
даже мы сами.
Чтобы говорить научно, т.е. говорить о бытии
в логосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле).
Необходимо первоначальное разграничение как предметов вообще, так и сфер
отдельных возможных знаний. Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с
мыслимым предметом, которая психологически должна выразиться в искательстве —