Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:18, реферат
Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и
философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic
der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.
"Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни
книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в
Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в
трансцендентальную феноменологию".
воспринимает вещь, не то же самое, что познание вещи. То, что в вещи от
познания, является субъективным, значит необходимо удалить,- таково требование
Гуссерля. Необходимо очистить вещь от характеристик, привнесенных познанием.
Девиз "Возвращение к предметам" означает в гносеологическом плане
воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- это и
есть знаменитое эпохе Гуссерля.
Сознание как ноэзис: смыслоформирование
Но что означает возвращение к предметам? Очищение предмета от ноэмы? Чем
становится вещь, когда ее очистили от всего существенного и необходимого, что
заключает в себе понятие? Понятие о предмете это и есть совокупность признаков
предмета, причем признаков существенных и необходимых. Эти фиксируемые в
понятии признаки представляют собой свойства исследуемых предметов, их
способности вступать в определенные отношения с другими предметами. Если
"очиститься" от признаков, полученных в процессе познавательной деятельности,
т.е. в процессе определенных субъект-объектных отношений, и содержащих в себе
признаки этих самых отношений, чем становится предмет мысли?
Предмет мысли, он же вещь, становится "абсолютной субъективностью", как
выражался сам Гуссерль. Предмет мысли становится чистым ноэзисом (от
греч.: "noesis" - "мышление").
Явление вещи не есть являющаяся вещь: сами явления не являются, они
переживаются. Что такое "абсолютная субъективность"? Это - сознание,
направленное к предмету, или поток сознания.
Исходной и фундаментальной характеристикой сознания поэтому является
предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio -
стремление). На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои
собственные пределы - выход к предмету. Интенциональность не наличествует, она
функционирует. Интенциональность сознания невозможно описать как нечто
постоянное, как субстанцию. Сознание формирует смысл о предмете.
В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету,
впервые возникает феномен сознания, в отличии от явления сознания. В
феномене сознания впервые появляется предмет-существующий. Для
феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет-существующий, а не
предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Предмет, о котором