Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:18, реферат
Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и
философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic
der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.
"Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни
книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в
Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в
трансцендентальную феноменологию".
объективном мире, не является объективным порядком. Схватывание и
удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает
схватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности.
"Объективность принадлежит к "опыту" и притом к единству опыта, к
закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически:
объективность конституируется как раз не в "первичных" содержаниях, но в
свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этих
свойств".
Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции
В своей первой работе "Философия арифметики" Гуссерль исследует процесс
образования понятия "число" (то, как образуется понятие "число"). В
"Логических исследованиях" Гуссерль, напротив, анализирует содержание
понятия "число" и утверждает, что предметом научного интереса ученого
является не вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как единство значения и
смысла. Другими словами, ученый удивляется не самому предмету объективной
реальности, а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в
представлении субъекта относительно данного понятия. Именно здесь, в
"Логических исследованиях", Гуссерль наметил принципиальную установку на
очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех
предпосылок, что носят метафизический характер.
Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет
науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным - вот принцип
феноменологической установки, или феноменологической редукции. Как
феноменологически очистить существование предмета в мысли от формы
проявления и множества функций? Как сделать, чтобы предмет мысли остался только
предметом, без дополнительных функциональных, прагматических, ценностных и т.п.
характеристик, т.е. без антропоморфного, субъективного содержания?
Чтобы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, нужно вспомнить
понятия логики, которыми оперирует Гуссерль. Это, прежде всего,
"значение"="смысл" и "знак". Сегодня мы можем сказать, что понятие "значение"
отождествляется Гуссерлем с понятием "смысл".
"Значение предмета" в понимании Гуссерля, т.е. как "смысл предмета",
есть "ноэма" (от греч.: "noema" - "мысль"), т.е. мысленное содержание о
предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли.