Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:18, реферат
Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и
философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic
der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.
"Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни
книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в
Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в
трансцендентальную феноменологию".
сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль говорит от имени математики,
стремящийся установить статус существования математическим объектам. Чтобы
разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерль анализирует
понятие "нуль".
Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается
этим понятием: если есть понятие "конь", то должны быть реальные кони на лугу
или в стойле. Что такое нуль в математике? Это - ничто. Если есть понятие
"нуль", то предмет нуля - это отсутствие предмета, это - несуществование.
Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает
что-то, когда оперирует понятием "нуль" (или понятием "небытие"). Какой предмет
схватывает сознание, если предмета не существует?
О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает,
что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку
самого предмета нет. Появляется сознание как смыслоформирование.
Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как
таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за
Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как
таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты
(красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом поступке)
и т.д.
Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание
как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис
(смыслоформирование предмета).
Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи,
обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый
план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог
многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии,
различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен
сознания (смыслоформирование, ноэзис).
Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание
(субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по
отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы,
например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и