Основы феноменологии Гуссерля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:18, реферат

Описание

Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – великий немецкий математик, логик и
философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic
der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.
"Картезианские размышления" – это последняя из опубликованных при его жизни
книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского
пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в
Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в
трансцендентальную феноменологию".

Работа состоит из  1 файл

Гуссерля.Философия.docx

— 48.31 Кб (Скачать документ)

сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль говорит от имени математики,

стремящийся установить статус существования математическим объектам. Чтобы

разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерль анализирует

понятие "нуль".

Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается

этим понятием: если есть понятие "конь", то должны быть реальные кони на лугу

или в стойле. Что такое нуль в математике? Это - ничто. Если есть понятие

"нуль", то предмет нуля - это отсутствие предмета, это - несуществование.

Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает

что-то, когда оперирует понятием "нуль" (или понятием "небытие"). Какой предмет

схватывает сознание, если предмета не существует?

О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает,

что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку

самого предмета нет. Появляется сознание как смыслоформирование.

Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как

таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за

Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как

таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты

(красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом поступке)

и т.д.

     Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание

как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис

(смыслоформирование предмета).

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи,

обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый

план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог

многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии,

различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен

сознания (смыслоформирование, ноэзис).

Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание

(субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по

отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы,

например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и

Информация о работе Основы феноменологии Гуссерля