Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
Позитивизм на рубеже
19 и 20 веков
Введение
Рассмотрение
проблем и возможностей
проблем философии. Однако в различные эпохи эта проблема приобретает свои
специфические черты, рассматривается в различных ракурсах. В современную
эпоху она связана, прежде всего, с характерными чертами развития научно-
технической цивилизации, с порождаемыми ею формами осознания
действительности.
Ведущую
роль в становлении и
сыграла и продолжает играть наука. Бесспорные успехи научного познания,
особенно в области математики и физики в 19-м и 20-м веках, не могли
остаться незамеченными для философов. Более того, последствия оказались
весьма впечатляющими. Произошло распространение в общественном сознании
неоправданно завышенных оценок возможностей науки, культа научного
познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере
заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии,
способной дать окончательный ответ на коренные проблемы устройства мира и
человеческого бытия.
Наука
в качестве одной из ведущих
отраслей человеческой
протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это
нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем
взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов
философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы,
касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования,
обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и
получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных
изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что
невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает
возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики:
онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по
методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая;
по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная,
либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная,
профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская,
религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по
историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие
философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных
и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития
современной философии.
Как видно направлений
рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные
направления и взгляды
философов.
1 ОГЮСТ
КОНТ – «ОТЕЦ» ПОЗИТИВИЗМА
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе
Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта
были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от
традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов
Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном
Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой
царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он
также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным
проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и
замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь
своим поведением доказать справедливость французской пословицы: «Кто хочет
быть молодым в старости, должен быть старым в молодости». При этом юный
Огюст был весьма
самостоятелен в своих
авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и
нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с
начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из
преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к
временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в
Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое
образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь,
давая частные уроки по математике.
В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой
должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально
взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский
характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-
симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно
сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у
близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и
приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются
разрывом.
В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по
философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического
заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г.г. Конт осуществляет
грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во
второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий,
обращается к проповеднической и практической организационной деятельности,
пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение.
В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 – создает
Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой
нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником
Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих
учеников.
Конт не
занимал сколько-нибудь
тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность
штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс
оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью
репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также
частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства
существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по
подписке его сторонниками-
На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, которые,
благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с
ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с
ней единственной серьезной ошибкой, совершенной в жизни. Это была его жена
Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии.
Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким
обострениям его душевного заболевания. В конце концов, супруги расстались.
Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось
отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство
чувства («сердца») над разумом и, по существу, из проповедника новой науки
превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину Клотильда де
Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно (и
безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих
дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он
прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной «Системе
позитивной политики» и разработал посвященные ей особые ритуальные действа,
которые неуклонно и тщательно исполнял.
Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности.
Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами,
частыми повторами. Конта совершенно не волнует красота стиля, но он
всячески стремится к полноте и точности в изложении своих мыслей. Эти
особенности парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению
афоризмов и девизов, нередко весьма эффектных и запоминающихся. Вот
некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать»,
«Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как принцип, порядок как
основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только то, что заменяем» и
т.п.
Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая
свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой «мозговой
гигиены» с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он
на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное
отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов,
содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.
Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал
периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя
считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него
чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию.
Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды.
В общем, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот
выдающийся человек был маргиналам, человеком «на грани», на краю во многих
отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим
мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью,
между наукой, религией, утопией и т.п. Все это, безусловно, не могло не