Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного
материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших
английских позитивистов XIX в. – Дж.С.Милля и Г.Спенсера, которые,
существенно отличаясь в деталях от концепции О.Конта, вместе с тем в
решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.
Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях открытия
естествознания второй половины XIX в., объективной реальности, в сущность
которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.
Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм –
физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в
определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к
разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача
позитивных наук – ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так?
наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных,
опробованных научных истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с
ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука – постоянное
приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую
как некое предельное место в новой теории.
Выделил три возможности происхождение мира:
- Мир сам по себе.
- Кто-то создал.
- Всегда есть и будет.
Но, как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся:
человек не может понять как все из ничего. Это невозможно, так как
невозможно представить (путает представление с понятием).
Его утверждения:
Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что
произошло, а не с тем, что существует.
Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.
Непознаваема конечная причина мира, материя.
Прогресс в
обществе связан с
труда.
Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.
Наука – это отдельные категории.
Абстрактное знание – математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.
Движение по
линии наименьшего
Теория эволюции основана на механике Ньютона.
Эволюционный
процесс движения от
порядку от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе
силы уравновешивают друг друга.
Эволюционная
стадия сменяется стадией
воздействию других систем ( возмущение ( развивается деградация, т.к.
система замкнутая (
то цикличность.
Джон Стюарт
Милль(20.05.1806-8.05.1873):
Известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал
традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в
позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму
Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология,
которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и
представление о
переходах или будущих
просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм
Аристотеля. Внешний мир в этом смысле – постоянная возможность сходных
ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно
допустимым приемом познания – индукция; она же лежит в основе умозаключения
логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только
законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе –
психология, «этология», наука об обществе – и дает первую обстоятельную
теорию экспериментальной
науки о природе и
Четыре метода научной
|а) метод сходства |б) метод различия |в) метод |г) метод остатков |
| | |сопутствующих | |
| | |изменений | |
|АВС ( d |ABCM ( d |ABC1 ( d1 |ABC ( xyz |
|BMT ( d |ABC ( d |ABC2 ( d2 |A ( x |
|POB ( d |________ |ABC3 ( d3 |B ( y |
|________ |M ( d |________ |________ |
|B ( d
|
|C ( d
|C ( z
|
В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической
форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых,
прогресс естественнонаучного
«синтетических» обобщений,
которые рассматривались
и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с
элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся
фактической основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить
науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в
физике и биологии, которые могли быть осмыслены только с позиций
диалектического материализма.
Во-вторых,
развитие науки, и в первую
очередь, коренная ломка
физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное развитие психологических
исследований, поставившее на повестку дня вопрос о связи этой науки с
другими дисциплинами, изучающими человека и окружающий его мир (в
частности, с физиологией и физикой), – все это заставило философию
обратиться к изучению эмпирических и логических основ науки, т.е. тех самых
«предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся
О. Конт и многие его последователи.
Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать
объективную обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы
ценностей в рамках механистической и метафизической социологии не могли
увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в
сферу научного исследования, вывести «должное» из «сущего» и при этом
сохранить позитивистский критерий научности.
Представителями
первой, «классической» формы
Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, П.Лаффит, И.Тэн, Э.Ж.Ренан – во Франции;
Дж.С.Милль, Г.Спенсер – в Великобритании. Немецкие позитивисты –
Л.Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими
позитивистами (на идеях которых основываются неопозитивисты) называют
Э.Маха, Корнеулиуса, Циена, Ферворна, которые только ощущения считают
данными.
Я хотел
бы кратко сформулировать
Эмиль Литтре (1.02.1801-2.06.1881) был наиболее значительным
приверженцем Конта, но отклонял как ошибочную более позднюю его эволюцию,
идя в своем мышлении собственным путем; к учению Конта о трех стадиях он
добавил понятие четвертой стадии-техники.
Тэн Ипполит Адольф (21.04.1828-5.03.1893) – позитивист, испытавший
влияние Конта. В своей философии истории и искусства, кроме роли расовой
принадлежности и существующих исторических условий, очень большое значение
предавал роли среды (психическому, духовному, культурному, социальному
окружению); пытался доискаться до источников выдающихся способностей
гениев.
Ренан Жозеф Эрнест (27.02.1838-2.10.1892) – позитивист с
идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и
считал невозможной метафизику. Цель мира – создание более совершенного
человека, цель развития- осуществление Бога.
Евгений Дюринг (12.01.1833-21.09.1921) признавал понятие силы и
специфичеякого жизненного принципа, ощущение и мысль рассматривал как
простые состояния возбуждения материи. Исходя из свойств числа, утверждал
конечность Вселенной в пространстве и конечность мирового процесса во
времени; делимость материи также должна иметь предел. Поскольку вселенная и
жизнь однажды начались, они всегда могут начаться вновь.
Йодль
Фридрих (23.08.1849-26.01.
Фейербаху, защищал естественный монизм, связанный позитивистки-гуманитарной
религией разума.
2.3 Вторая
историческая форма позитивизма
Все эти
обстоятельства снова
системе наук и отвергли тот ответ на него, который предлагался
представителями первого направления позитивизма.
В результате
попыток отказаться от
вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое
размежевание областей
науки и философской «
историческая форма позитивизма – махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р.
Авенариус и др.).
Эмпириокритицизм
(философская система «
эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта
при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного
понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на
описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на
необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие
из науки таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное»,
«идеальное».
На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы,
которые приверженцы и продолжатели контовского учения считали слишком
«метафизическими»: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта,
характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов»
действительности, взаимоотношение физического и психического и т.д.