Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа

Описание

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Работа состоит из  1 файл

Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков.docx

— 69.85 Кб (Скачать документ)

проблематика   и   ослаблялось   значение   элементов    естественнонаучного

материализма.  Об  этом  свидетельствуют   философские   учения   крупнейших

английских  позитивистов  XIX  в.  –  Дж.С.Милля  и   Г.Спенсера,   которые,

существенно отличаясь  в  деталях  от  концепции  О.Конта,  вместе  с  тем  в

решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали  к ней.

    Герберт  Спенсер, используя в своих  «синтетических» обобщениях  открытия

естествознания второй половины XIX в., объективной  реальности,  в  сущность

которой можно проникнуть лишь посредством религии, а  не  с  помощью  науки.

Идея глобального  эволюционизма  (до  Дарвина).  Глобальный  эволюционизм  –

физико-механический закон: перемещения в пространстве и во  времени  идут  в

определенном  направлении   от   гомогенного   (однородного)   состояния   к

разнородному, к большей  степени сложности, четкости и  выделенности.  Задача

позитивных наук – ответить, как устроен этот мир.  На  вопрос,  почему  так?

наука  не  должна  отвечать.  Философия  становится  сводом   установленных,

опробованных научных  истин. Философия сводит знания  воедино  и  знакомит  с

ними  общественность.  Стандартная  концепция  науки.  Наука  –   постоянное

приращение научного знания. Последующая теория включает  в  себя  предыдущую

как некое предельное место в новой теории.

    Выделил  три возможности происхождение  мира:

- Мир сам по  себе.

- Кто-то создал.

- Всегда есть и  будет.

    Но, как  он утверждает, все  эти   три  возможности  никуда  не  годятся:

человек не  может  понять  как  все  из  ничего.  Это  невозможно,  так  как

невозможно представить (путает представление с понятием).

    Его утверждения:

  Все наши знания  ограничены нашим опытом. Наш  опыт имеет дело с  тем,  что

произошло, а не с  тем, что существует.

  Наука имеет  предел познания. Познаваемые явления:  сходство и не сходство.

  Непознаваема  конечная причина мира, материя.

  Прогресс в  обществе связан с  прогрессирующим   разделением  общественного

труда.

  Позитивная философия  отличается от науки тем, что  она закончена.

  Наука – это  отдельные категории.

  Абстрактное  знание – математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.

  Движение по  линии наименьшего сопротивления.

  Теория эволюции  основана на механике Ньютона.

  Эволюционный  процесс движения от однородного  к разнородному и от хаоса   к

порядку от неопределенности к определенности). В конечном  итоге  в  системе

силы уравновешивают друг друга.

  Эволюционная  стадия сменяется стадией стабилизации. Система  подвергается

воздействию других  систем  (  возмущение  (  развивается  деградация,  т.к.

система замкнутая ( то цикличность. 

    Джон Стюарт  Милль(20.05.1806-8.05.1873): 

    Известен  своей системой индуктивной   и  дедуктивной  логики.  Продолжал

традиции  классического  эмпиризма  английских  философов,  развив   его   в

позитивизм  (в  противоположность  религиозно-недогматическому   позитивизму

Конта). Согласно его  учению, основу своей философии  составляет  психология,

которая устанавливает, что реально даны только  соответствующие  ощущения  и

представление о  переходах или будущих возможных  ощущениях.  Понятия  –  это

просто  (языковые)  названия  (терминологические).  Он  отвергает  силлогизм

Аристотеля. Внешний  мир в  этом  смысле  –  постоянная  возможность  сходных

ощущений.  Единственным  источником  познания  является  опыт,   единственно

допустимым приемом  познания – индукция; она же лежит  в основе  умозаключения

логики и аксиом математики; она должна устанавливать  не  причины,  а  только

законы  явлений.  Милль  различает  науки  о  природе  и  науки  о  духе   –

психология, «этология», наука об обществе  –  и  дает  первую  обстоятельную

теорию экспериментальной  науки о природе и описательного  метода. 

                       Четыре метода научной индукции: 

|а) метод сходства |б) метод различия |в) метод          |г) метод остатков |

|                  |                  |сопутствующих     |                  |

|                  |                  |изменений         |                  |

|АВС ( d           |ABCM ( d          |ABC1 ( d1         |ABC ( xyz         |

|BMT ( d           |ABC ( d           |ABC2 ( d2         |A ( x             |

|POB ( d           |________          |ABC3 ( d3         |B ( y             |

|________          |M ( d             |________          |________          |

|B ( d             |                  |C ( d             |C ( z             | 

    В последнее  десятилетие XIX в. позитивизм в  своей  первой  исторической

форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

    Во-первых, прогресс естественнонаучного знания  обесценил многие из  тех

«синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом  как  вечное

и  неоспоримое  приобретение   науки.   Естественнонаучный   материализм   с

элементами механицизма (особенно сильными у  Спенсера),  нередко  являвшийся

фактической основой  обобщения позитивизма XIX в., уже  не  мог  удовлетворить

науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с  новыми  открытиями  в

физике  и  биологии,  которые  могли  быть  осмыслены   только   с   позиций

диалектического материализма.

    Во-вторых, развитие науки, и в первую  очередь, коренная ломка понятий  в

физике на рубеже XIX – XX вв., а также интенсивное  развитие  психологических

исследований, поставившее  на повестку  дня  вопрос  о  связи  этой  науки  с

другими  дисциплинами,  изучающими  человека  и  окружающий   его   мир   (в

частности,  с  физиологией  и  физикой),  –  все  это  заставило   философию

обратиться к изучению эмпирических и логических основ  науки, т.е. тех  самых

«предельных» вопросов знания, от исследования которых  всячески  отстранялся

О. Конт и многие его  последователи.

    Наконец,  в-третьих, все попытки Конта   и  его  последователей  доказать

объективную обоснованность предлагаемых  ими  этических  идеалов  и  системы

ценностей в рамках механистической  и  метафизической  социологии  не  могли

увенчаться успехом. Оказалось  невозможным  включить  проблемы  ценностей  в

сферу научного исследования,  вывести  «должное»  из  «сущего»  и  при  этом

сохранить позитивистский критерий научности.

    Представителями  первой, «классической» формы позитивизма  19  в.,  кроме

Конта, были Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, П.Лаффит, И.Тэн, Э.Ж.Ренан  – во  Франции;

Дж.С.Милль,  Г.Спенсер  –   в   Великобритании.   Немецкие   позитивисты   –

Л.Фейербах,  Дюринг,  Йодль,  Шуппе,  Авенариус  и  др.  Феноменологическими

позитивистами  (на  идеях  которых  основываются  неопозитивисты)   называют

Э.Маха,  Корнеулиуса,  Циена,  Ферворна,  которые  только  ощущения  считают

данными.

    Я хотел  бы кратко сформулировать взгляды  еще нескольких философов:

    Эмиль   Литтре   (1.02.1801-2.06.1881)   был   наиболее    значительным

приверженцем Конта, но отклонял как ошибочную более  позднюю  его  эволюцию,

идя в своем мышлении собственным путем; к учению Конта  о  трех  стадиях  он

добавил понятие  четвертой стадии-техники.

    Тэн Ипполит   Адольф  (21.04.1828-5.03.1893)  –  позитивист,  испытавший

влияние Конта. В  своей философии истории и  искусства,  кроме  роли  расовой

принадлежности и  существующих исторических условий, очень  большое  значение

предавал  роли  среды  (психическому,  духовному,  культурному,  социальному

окружению);  пытался  доискаться  до  источников   выдающихся   способностей

гениев.

    Ренан   Жозеф   Эрнест   (27.02.1838-2.10.1892)    –    позитивист    с

идеалистическим  уклоном.  Подчеркивал  относительный  характер  познания  и

считал невозможной  метафизику.  Цель  мира  –  создание  более  совершенного

человека, цель развития- осуществление Бога.

    Евгений   Дюринг  (12.01.1833-21.09.1921)  признавал   понятие   силы   и

специфичеякого  жизненного  принципа,  ощущение  и  мысль  рассматривал  как

простые состояния  возбуждения материи. Исходя из  свойств  числа,  утверждал

конечность Вселенной  в  пространстве  и  конечность  мирового  процесса  во

времени; делимость  материи также должна иметь предел. Поскольку вселенная  и

жизнь однажды начались, они всегда могут начаться вновь.

    Йодль  Фридрих (23.08.1849-26.01.1914). Присоединившись  к Миллю, Конту и

Фейербаху, защищал  естественный монизм, связанный  позитивистки-гуманитарной

религией разума. 
 
 

    2.3 Вторая  историческая форма позитивизма 
 

    Все эти  обстоятельства снова  поставили   вопрос  о  месте  философии   в

системе  наук  и  отвергли  тот   ответ   на   него,   который   предлагался

представителями первого  направления позитивизма.

    В результате  попыток отказаться от контовско-спенсеровской  ориентации и

вместе с тем  сохранить  основную  позитивистскую  направленность  –  резкое

размежевание областей науки и философской «метафизики»  –  возникает  вторая

историческая форма  позитивизма  –  махизм,  эмпириокритицизм  (Э.  Мах,  Р.

Авенариус и др.).

    Эмпириокритицизм  (философская  система  «чистого  опыта»,  критический

эмпиризм, который  стремиться ограничить философию  изложением  данных  опыта

при полном исключении всякой метафизики с целью  выработки  и  естественного

понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку  позитивизма  на

описание позитивного,  опытного  знания.  Его  представители  настаивают  на

необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на  изъятие

из науки таких  понятий,  как  «субстанция»,  «причинность»,  «материальное»,

«идеальное».

    На стадии  махизма позитивизм ставит в  центр  внимания  такие  проблемы,

которые  приверженцы  и  продолжатели  контовского  учения  считали  слишком

«метафизическими»: природа познания, опыта,  проблема  субъекта  и  объекта,

характер  категорий  «вещь»,  «субстанция»,  природа  основных   «элементов»

действительности,  взаимоотношение  физического  и   психического   и   т.д.

Информация о работе Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков