Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
Заниматься анализом такого рода проблем заставляло само развитое науки, и
позитивизм, претендуя на звание «философии науки», не мог этого избежать.
Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма с
теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли «слишком
философскими», далекими от науки. Последовательно проводя точку зрения
феноменализма, махисты приходят к выводу о близости позитивизма к философии
Д.Юма и субъективному идеализму Д.Беркли, обоснованно усматривая именно у
этих философов, а не во взглядах Тюрго и Даламбера ту философскую традицию,
которая в наибольшей степени соответствовала позитивистскому пониманию
научности.
Махисты считают, что задача философии состоит не в построении
«синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании
теории научного познания (в этом второе направление позитивизма сходно с
влиятельными в западной буржуазной философии конца XIX – начала XX в.
неокантианскими направлениями). Вторая историческая форма позитивизма,
таким образом, отличается от первой не только пониманием характера
конкретных проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением
самого предмета философии.
Разумеется, между этими формами имеется и определенное сходство. В
рассуждениях махистов и эмпириокритиков можно без труда обнаружить идеи,
которые почти без изменения заимствованы из работ Г.Спенсера и других
позитивистов XIX в. (в том числе и некоторые элементы естественнонаучного и
вульгарного материализма). Принципиальное сходство обеих форм позитивизма
заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и
доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики. Махисты
осуществляют это стремление более последовательно, чем Конт и Спенсер,
продвигаясь все дальше по пути субъективного идеализма. Анализируя
традиционные философские проблемы, махисты переформулировали их таким
образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в
философии решений. Выдвигая тезис о «нейтральном» характере «элементов
мира», эмпириокритицизм претендовал на преодоление «метафизической»
противоположности материализма и идеализма, а в действительности занимал
позиции субъективно-идеалистического феноменализма.
Эмпириокритики уделяли философской проблематике гораздо больше
внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они усилили
«антиметафизическую» направленность позитивизма (ряд утверждений самого
Конта и Спенсера махисты уже прямо называют «метафизическими»). Махизм
характеризуется расширением эмпиризма и феноменализма и более
последовательным проведением идеала «описательной» науки.
На решительный
поворот в развитии
рубеже XIX – XX вв., позитивизм ответил усилением негативного характера
своей концепции. Если представители первой его формы не только ратовали за
избавление науки от «метафизики», но и внесли положительный вклад в
познание в виде обобщения результатов научного исследования, то махисты
видели основное назначение философии как теории познания в элиминации из
науки всех «метафизических фикций» (к числу таковых они относят не только
причинность, но и молекулярно-кинетическую теорию строения материи).
Тем не
менее, и на стадии махизма
сохраняется связь
реальными вопросами, существующими в науке. Проблема связи абстрактных
понятий теории с эмпирическими данными встает всякий раз, когда в науке
происходит ломка основных категорий, когда возникает потребность
возвратиться к вопросу о том, насколько обоснованы в опытных данных
возводимые наукой логические построения. Такая потребность остро ощущалась
в науке на рубеже XIX – XX вв. в связи с революцией в естествознании.
Определенную роль в развернувшемся в этот период обсуждении логического
характера основных теоретических понятий классической физики сыграли и
работы Э. Маха, который дал в своей «Механике» критику представлений
Ньютона об абсолютности пространства и времени и попытался раскрыть
логическое содержание понятий массы, системы отсчета и т.д.
В критических выступлениях махистов против «метафизики» в философии и
науке, несмотря на реакционность их общей философской установки, можно
обнаружить и отдельные здравые суждения (критика механистического понимания
причинности, а также представлений классической физики об «абсолютности»
пространства и времени). Однако методологические рекомендации,
предлагавшиеся представителями второй исторической формы позитивизма,
неверно ориентировали ученых. Последовательно проводимый махистами курс на
феноменалистические, описательные теории резко противоречил главным
тенденциям в развитии естествознания XX в., успехи которого были достигнуты
как раз потому, что оно отказалось от махистских рекомендаций. Произвести
теоретический синтез с помощью позитивистских рецептов, избегая всех и
всяких мировоззренческих (в терминологии позитивизма «метафизических»)
проблем, оказывалось невозможным.
Позитивистское
отождествление науки с
в общественных дисциплинах означает принятие существующих социальных
отношений, сложившейся системы ценностей (в буржуазном обществе –
буржуазной идеологической системы) в качестве чего-то непреложного,
подлежащего не критике, а только констатации. На практике подобная позиция
была защитой системы буржуазных общественных отношений. В труде
«Материализм и эмпириокритицизм» разработаны основные принципы критики
позитивизма вообще.
Эрнст Мах, Рихард Авенариус. Надо очистить научный опыт от
метафизических сущностей, абстракций. Накопилось слишком много
метафизических сущностей. Надо отбросить понятие материи (так сказал Мах –
на науку замах), понятие атома, понятие причинности. Раньше думали, что
исследуют причинно-следственную связь, а на самом деле исследовали
последовательность событий, их функциональные связи. Говорить, что одно –
причина другого это перебор. Принцип принципиальной координации (пошло от
Дихте): субъект не разделим с объектом, объект дан с его восприятием. Где
есть объект, есть и субъект. «Я вижу дерево» не имеет смысла, когда мы
выделяем дерево в отдельный предмет. Есть такая ситуация, в которой Я и
дерево скоординированы между собой. Нейтральный элемент опыта –
одновременное включение
духовного и материального
мышления: не надо пользоваться метафизическими сущностями, надо описывать
(дискрипция). Это экономное освоение окружающего мира. С точки зрения
биоэволюции когнитивный аппарат нужен для комфорта. Каждый новый закон
помогает человеку освоится в мире. Далее эффективным становится поведение.
(Этот этап не удержался. Был жестоко раскритикован. Критика исходила от
самих ученых.) Чистый опыт опровергает все законы физики. Ничто в физике не
может устоять. Без общих понятий физика развиваться не может. Вместо
экономии мышления – роскошь мышления. Нужно изобилие мнений, чтобы потом
истина выжила.
Конвенционализм
(другой вариант прояснения
Дюген. Главные утверждения в науке носят конвенциальный характер, ученые
соглашаются на значения
терминов.
2.4 Неопозитивизм,
аналитическая философия
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начинается с 20-х
годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм часто
называется на Западе аналитической философией. Неопозитивизм, уходя от
решения коренных философских проблем, сосредотачивается на частных логико-
методологических исследованиях, на анализе языка науки.
Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии –
логический позитивизм, или логический эмпиризм (М.Шлик, Р.Карнап,
Г.Райхенбах и др.), отражает дальнейшее усиление негативного характера
позитивистской концепции. Логический позитивизм отбрасывает психологизм и
биологизм махистской философии, принимает тезис об априорно-аналитическом
характере положений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-
математических аксиом было камнем преткновения, как для первой, так и для
второй исторической формы позитивизма).
Логический
позитивизм спекулирует на
развитием современной науки: осмысленность научных утверждении (проблема,
остро вставшая, например, в связи с появлением теории относительности),
возможность опытной проверки абстрактных теоретических положений,
соотношение содержательных и формальных компонентов научной теории (эта
проблема приобретает особое значение для современного научного знания в
связи с возрастающей его математизацией и формализацией). В разработанной
представителями логического позитивизма методологии научного исследования
дано описание типов научной теории, выделены и зафиксированы некоторые виды
научных определений и объяснений, что представляет определенную ценность
для логико-методологических исследований.
Будучи не только философами, но и специалистами-логиками, некоторые из
представителей логического позитивизма внесли определенный вклад в
разработку логического аппарата (логическая семантика-учение о значении, об
отношениях между знаками, т.е. между словами и предложениями и тем, что они
означают; вероятностная логика), который, хотя и рассматривается ими в
качестве средства философского анализа, в целом выходит за рамки философии