Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
и может быть включен в область специально-научного исследования.
Вместе
с тем основная философская
программа логического
выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводимости содержания
истинных теоретических утверждений к констатации эмпирических, опытных
«данных» и в утверждении о пустоте, бессодержательности («аналитичности»)
положений логики и математики, находится в очевидном противоречии с
практикой современного научного познания, что и обнаружилось в ходе
эволюции самого логического позитивизма.
Принципиально так же обстоит дело и с другими теоретическими исходными
установками неопозитивизма: тезис о сводимости содержания истинных
теоретических утверждений к констатации эмпирических, опытных «данных»,
утверждение о пустоте, бессодержательности («аналитичности») положении
логики и математики, признание возможности резкого деления на аналитические
и синтетические всех осмысленных высказывании и др. К тому же выяснилось,
что всякая попытка последовательного осуществления неопозитивистских
установок в ходе аналитической деятельности неизбежно приводит к тому, что
в разряд «метафизических» (т.е. подлежащих удалению) утверждений наряду с
явно бессмысленными попадают и такие, при отсутствии которых рассыпаются
теоретические построения
в большинстве специальных
Можно,
говорить о том, что в
х годов задача полного разделения «метафизических» (т.е. мировоззренчески-
философских) положений и утверждений науки была поставлена в наиболее
четкой форме, чем когда-либо в истории позитивизма. Именно в этой концепции
впервые доводится до конца логика всех рассуждений, вытекающих из принятого
в позитивизме определения
научности как описания эмпирической
«данности».
3 ПОЗИТИВИЗМ
КАК ОБОСНОВАНИЕ НАУКИ
Основатель позитивизма Огюст Конт относится отрицательно ко всему
отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу
отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией
(впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный,
позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной
в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от
«позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского
учения.
Что же
такое «позитивное» в
указывает пять значений этого слова[2]:
1) реальное в противовес химерическому:
2) полезное в противовес негодному;
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному.
К этим
значениям Конт добавляет
тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно
социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом[3].
Место
позитивного мышления в
с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он
считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный
человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и
последовательно проходят три стадии[4].
1) На теологической,
или фиктивной, стадии
найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к
абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три
фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой
для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие
человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии –
проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о
том, что у низших животных существует способность предвидеть желания
человека или других высших животных.
2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление
также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и
предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии
метафизика объясняет
явления не посредством
посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная,
умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления
аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление,
составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является
критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в
современную эпоху.
3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии
состоит в том, что
здесь действует закон
наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения
конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому
исследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между
наблюдаемыми явлениями».
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин,
но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна
заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях
нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки,
далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все
науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной
стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная
наука, цель которой – познание не фактов (они составляют для нее лишь
необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных
естественных законов – условие существования науки; их познание с целью
рационального предвидения – ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре
всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит
свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация
включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию,
биологию и социологию.
Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии.
Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве
особой отрасли знания: для него позитивная философия – это та же наука,
наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и
обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что
тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на
самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более
что в период создания своей классификации он придавал главное значение
«объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.
Каждая
из перечисленных наук
отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и
добавляет к ним еще свои собственный, обусловленный спецификой изучаемого
объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую
и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в
собственном смысле.
4 ОТ НАУКИ
– К УТОПИЧЕСКОМУ
Подобно многим другим мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и
эта любовь естественным образом вытекала из фаталистской интерпретации
социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и
смешными, другие – основательными и провидческими. Не подтвердилась
основополагающая вера Конта в то, что разработанная им вплоть до ритуальных
деталей Религия Человечества станет религией человечества. Социальный
режим, который он одновременно предсказывает и предлагает – социократия, –
основан на строгой иерархии, субординации, точном исполнении предписанных
функций. Подобные общества, небольшие по размеру (будущие государства по
размерам не должны превосходить Швейцарию или Бельгию) и подчиненные единой
церкви или Великому Существу (человечеству), представляют собой нечто
среднее между фаланстером Фурье и монастырем.
Не подтвердились такие предсказания Конта, как союз пролетариата и
женщин, с одной стороны, и позитивизма – с другой; исчезновение средних
классов; семейно-домашняя роль женщины и т.д.
Вместе с тем проблема единства человечества, которую так энергично
выражал Конт, и сегодня, в эпоху политических, межнациональных и
межконфессиональных распрей, остается в высшей степени актуальной. И хотя
до общечеловеческого единства далеко, деятельность многочисленных всемирных
и международных организаций свидетельствует о том, что мировое сообщество –
не фикция. Конт был убежденным и активным сторонником мира, и
межнационального, и межклассового. Наряду с Бернарденом де Сен-Пьером он
первым отстаивал идею «европейского дома»; наряду с Сен-Симоном он был
одним из провозвестников наступления эры индустриализма; он предсказывал
процесс деколонизации и т.д.
Пророчества у Конта незаметно перерастали в утопическое проектирование,
и сам он, осознавая его в качестве такового, применял слово «утопия» к
своим проектам. С предложениями об их осуществлении он обращается по самым
различным и порой неожиданным адресам: и к пролетариату (Возникшее в Париже
Общество пролетариев-
принято на правах секции в Интернационал. Хотя Генеральный Совет
Интернационала подверг резкой критике программу Общества, оно было принято