Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа

Описание

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Работа состоит из  1 файл

Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков.docx

— 69.85 Кб (Скачать документ)

и может быть включен  в область специально-научного исследования.

    Вместе  с тем основная философская   программа  логического  позитивизма,

выраженная  в  принципе  верификации,  в  тезисе  о  сводимости   содержания

истинных  теоретических  утверждений  к  констатации  эмпирических,  опытных

«данных» и в  утверждении о  пустоте,  бессодержательности  («аналитичности»)

положений  логики  и  математики,  находится  в  очевидном  противоречии   с

практикой  современного  научного  познания,  что  и  обнаружилось  в   ходе

эволюции самого логического позитивизма.

    Принципиально  так же обстоит дело и с  другими теоретическими  исходными

установками  неопозитивизма:  тезис   о   сводимости   содержания   истинных

теоретических утверждений  к  констатации  эмпирических,  опытных  «данных»,

утверждение  о  пустоте,  бессодержательности  («аналитичности»)   положении

логики и математики, признание возможности резкого  деления на  аналитические

и синтетические  всех осмысленных высказывании и  др. К  тому  же  выяснилось,

что  всякая  попытка   последовательного   осуществления   неопозитивистских

установок в ходе аналитической деятельности неизбежно  приводит к  тому,  что

в разряд «метафизических» (т.е. подлежащих удалению)  утверждений  наряду  с

явно бессмысленными попадают и такие,  при  отсутствии  которых  рассыпаются

теоретические построения в большинстве специальных областей знания.

    Можно,  говорить о том, что в концепции  логического позитивизма 20 –  30-

х годов задача полного  разделения «метафизических»  (т.е.  мировоззренчески-

философских) положений  и  утверждений  науки  была  поставлена  в  наиболее

четкой форме, чем  когда-либо в истории позитивизма. Именно в этой  концепции

впервые доводится  до конца логика всех рассуждений, вытекающих из  принятого

в позитивизме определения  научности как описания эмпирической «данности». 
 

    3 ПОЗИТИВИЗМ  КАК ОБОСНОВАНИЕ НАУКИ 

    Основатель  позитивизма  Огюст  Конт  относится  отрицательно  ко  всему

отрицательному, разрушительному,  критическому.  Он  противопоставляет  духу

отрицания  и  в  теории,  и  в  действительности,  принесенному   Революцией

(впрочем, разрушившей  то,  что  было  достойно  разрушения),  созидательный,

позитивный дух. Категория  «позитивного» становится наиболее общей и  главной

в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и  другие  слова,  производные  от

«позитивного», становятся основными терминами  для  обозначения  контовского

учения.

    Что же  такое «позитивное» в  истолковании  основателя  позитивизма?  Он

указывает пять значений этого слова[2]:

    1) реальное  в противовес химерическому:

    2) полезное  в противовес негодному;

    3) достоверное  в противовес сомнительному;

    4) точное  в противовес смутному;

    5) организующее  в противовес разрушительному.

    К этим  значениям Конт добавляет такие  черты позитивного  мышления,  как

тенденция  всюду  заменять  абсолютное  относительным,  его  непосредственно

социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом[3].

    Место  позитивного мышления в системе  Конта можно понять только  в  связи

с его знаменитым законом «трех стадий», или  «трех  состояний»,  который  он

считал  своим  главным  открытием.  Согласно  этому  закону,  индивидуальный

человек, общество и  человечество  в  целом  в  своем  развитии  неизбежно  и

последовательно проходят три стадии[4].

    1) На теологической,  или фиктивной, стадии человеческий  разум стремится

найти либо  начальные,  либо  конечные  причины  явлений,  он  «стремится  к

абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою  очередь,  проходит  три

фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия  была  необходимой

для  своего  времени,  так   как   обеспечивала   предварительное   развитие

человеческой социальности и рост умственных сил. Но  притязания  теологии  –

проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны  предположению  о

том,  что  у  низших  животных  существует  способность  предвидеть  желания

человека или других высших животных.

    2) На метафизической, или  абстрактной,  стадии  человеческое  мышление

также  пытается  объяснить  внутреннюю  природу   явлений,   их   начало   и

предназначение, главный  способ их образования.  Но  в  отличие  от  теологии

метафизика объясняет  явления не посредством сверхъестественных  факторов,  а

посредством  сущностей  или  абстракций.  На  этой   стадии   спекулятивная,

умозрительная   часть   очень   велика   «вследствие   упорного   стремления

аргументировать вместо  того,  чтобы  наблюдать».  Метафизическое  мышление,

составляя, как и  теологическое, неизбежный этап, по своей  природе  является

критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются  и  в

современную эпоху.

    3) Основной  признак  позитивной,  или   реальной,  или  научной   стадии

состоит в том, что  здесь действует закон постоянного  подчинения  воображения

наблюдению. На этой  стадии  ум  отказывается  от  недоступного  определения

конечных  причин  и  сущностей  и  вместо  этого   обращается   к   простому

исследованию  законов,  т.е.  «постоянных  отношений,   существующих   между

наблюдаемыми явлениями».

    Иногда  Конт высказывается не только  против изучения «конечных»  причин,

но и против исследования причинности вообще,  утверждая,  что  наука  должна

заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих  сочинениях

нередко высказывается  о причинах тех или иных явлений.

    Позитивное  мышление, которому  свойственны   отмеченные  выше  признаки,

далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно  закону  трех  стадий,  все

науки и  все  общества  неизбежно  завершают  свою  эволюцию  на  позитивной

стадии. Именно на  третьей  стадии  формируется  истинная,  т.е.  позитивная

наука, цель которой  – познание  не  фактов  (они  составляют  для  нее  лишь

необходимый   сырой   материал),   а   законов.   Существование   неизменных

естественных законов  – условие существования  науки;  их  познание  с  целью

рационального предвидения  – ее предназначение.

    Конт исходит  из представления  о  единстве  и  иерархической  структуре

всего бытия, включая  человеческое. На основе такого представления  он  строит

свою классификацию  наук, получившую широкую известность.  Эта  классификация

включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику,  химию,

биологию и социологию.

    Характерно, что  в  этой  классификации   нет  философии  и  психологии.

Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию  в  качестве

особой отрасли  знания: для него позитивная философия  –  это  та  же  наука,

наблюдающая наиболее общие законы,  обобщающая  результаты  частных  наук  и

обеспечивающая их  единство.  Отсутствие  психологии  объясняется  тем,  что

тогдашняя психология была  преимущественно  интроспективной,  основанной  на

самонаблюдении, что, по Конту, не позволяло считать  ее  наукой,  тем  более

что в период создания  своей  классификации  он  придавал  главное  значение

«объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.

    Каждая  из перечисленных наук представляет  собой своего рода ступень   по

отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее  методы  и

добавляет к ним  еще свои собственный,  обусловленный  спецификой  изучаемого

объекта. Все науки  проходят в своем развитии  теологическую,  метафизическую

и  позитивную  стадии;  только  на  последней  они  становятся   науками   в

собственном смысле. 
 

    4 ОТ НАУКИ  – К УТОПИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 

    Подобно  многим другим мыслителям XIX в.  Конт любил  пророчествовать,  и

эта любовь  естественным  образом  вытекала  из  фаталистской  интерпретации

социальных законов.  Сегодня  одни  его  предсказания  выглядят  наивными  и

смешными,  другие  –  основательными  и  провидческими.   Не   подтвердилась

основополагающая  вера Конта в то, что разработанная  им вплоть до  ритуальных

деталей  Религия  Человечества  станет  религией  человечества.   Социальный

режим, который он одновременно предсказывает и предлагает –  социократия,  –

основан на строгой  иерархии, субординации,  точном  исполнении  предписанных

функций. Подобные общества, небольшие по  размеру  (будущие  государства  по

размерам не должны превосходить Швейцарию или Бельгию) и подчиненные  единой

церкви  или  Великому  Существу  (человечеству),  представляют  собой  нечто

среднее между фаланстером  Фурье и монастырем.

    Не подтвердились  такие предсказания  Конта,  как   союз  пролетариата  и

женщин, с одной  стороны, и позитивизма  –  с  другой;  исчезновение  средних

классов; семейно-домашняя роль женщины и т.д.

    Вместе  с тем проблема  единства  человечества,  которую  так  энергично

выражал  Конт,  и  сегодня,  в   эпоху   политических,   межнациональных   и

межконфессиональных распрей, остается в высшей степени  актуальной.  И  хотя

до общечеловеческого  единства далеко, деятельность многочисленных  всемирных

и международных  организаций свидетельствует о  том, что мировое сообщество  –

не  фикция.  Конт  был   убежденным   и   активным   сторонником   мира,   и

межнационального, и  межклассового. Наряду с  Бернарденом  де  Сен-Пьером  он

первым отстаивал  идею «европейского  дома»;  наряду  с  Сен-Симоном  он  был

одним из провозвестников  наступления  эры  индустриализма;  он  предсказывал

процесс деколонизации  и т.д.

    Пророчества  у Конта незаметно перерастали  в утопическое проектирование,

и сам он, осознавая  его в  качестве  такового,  применял  слово  «утопия»  к

своим проектам. С  предложениями об их осуществлении  он обращается  по  самым

различным и порой  неожиданным адресам: и к пролетариату (Возникшее в  Париже

Общество пролетариев-позитивистов, последователей  Конта,  в  1870  г.  было

принято  на  правах  секции  в   Интернационал.   Хотя   Генеральный   Совет

Интернационала подверг  резкой критике программу Общества, оно  было  принято

Информация о работе Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков