Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
XVII – XVIII вв., но
и решительно порывала с
(Д.Юм отрицал объективно обусловленные необходимые связи и низводил
причинность до субъективно-психологической уверенности).
Французский
материализм вел борьбу с
в. во имя науки: его приверженцы критиковали идеалистические тенденции
прежней «метафизики», раскрывали ее связь с религией, показывали
несоответствие ее
утверждений результатам
механистическим, созерцательным и метафизическим по методу исследования,
французский материализм не смог логически последовательно решить
философские проблемы, выдвинутые всем ходом развития естествознания и
широко обсуждавшиеся в философии XVIII в.
С задачей критики «метафизики» пыталась справиться и немецкая
классическая философия. Кант, выступив против рационалистической,
аналитической философии XVII – XVIII вв. и вместе с тем против основных
критиков этой философии (Д. Юма и механистических материалистов), хотя и
поставил в острой форме вопрос о возможности науки и об отличии научных и
«метафизических» утверждений, по существу, предложил вместо «метафизики
вещей» «метафизику знания» – априористскую и формалистическую
«трансцендентальную философию».
Гегель
противопоставил «
строго научное знание, совпадающее, по его мнению, с диалектичностью
мышления. Вместе с тем Гегель считал, что диалектика и есть
«положительная», или «разумная», метафизика. На практике реализация тезиса
о «разумной метафизике»
приводила к философской
системы Гегеля (в значительной мере это относится и к шеллинговской
«Философии природы») современные ему естествоиспытатели восприняли не
столько содержащуюся в ней ценную критику рассудочного, метафизического
метода мышления,
сколько спекулятивные
приняты наукой. Таким образом, предпринимаемые в течение двухсот лет
западноевропейской философией попытки создать такую систему, которая
соответствовала бы
духу современной науки, не увенчались
успехом.
2.2 Первая
историческая форма позитивизма
В 30 – 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая
тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном
разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в
философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О.Контом (19.01.1798-
5.09.1857).
Позитивистская философия Конта определенным образом связана с
философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт
высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в
неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы
мышления. Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях
может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов.
По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии
(энциклопедический закон): Математика – астрономия – физика – химия-
биология – социология.
Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук
предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел
термин «социология»; благодаря – нему социология впервые была разработана в
определенную научную систему.
Основные принципы:
- от простого к сложному
- от абстрактного к конкретному
- временной
Считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание
наиболее общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну
науку к другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль
философии – минимизировать число этих законов.
Законы
науки: Всякое знание
Социальная
концепция: Конт придумал
Человек в процессе своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая
концепция включает три
- Социальная статика.
- Социальная динамика.
- Политика.
Социальная статика ( государственные институты: семья, государство,
церковь.
Функции
семьи: преодоление природы
Функции
государства: порождение
Идеальная
структура правления –
Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные
религии должны уйти в сторону). Философы и ученые – позитивные священники.
Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно
материалистической ветви французского Просвещения, а к его агностическому,
скептическому направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности
всей действительности строгим объективным законам, и в характере многих из
включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые
часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как
бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и
некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на
себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом
позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что
у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро
философии.
История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что
всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу
научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории
Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над
ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что
для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных
научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении,
раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению
Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна
иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования
старой и новой
философии принципиально
«новой философии» является естественным продолжением той работы, которая
совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности
формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут
раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается
философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных
переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из
естественных и общественных наук.
Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика»,
проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т.е. на
основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже
поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная
философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и
поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики»,
к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и
сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит
претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их
сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя
законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким
образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и
выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой
науки, второе – пережитком «метафизики».
Последовательное
развитие этого тезиса О.
и это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание
возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т.о. признание
точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с
современной научной практикой, Конт делает это ценой явной
непоследовательности.
Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной
эволюции человека: теологической (до 1300 г.), метафизической (до 1800 г.)
и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на
основе религиозных представлений, вторая – метафизическая заменяет
сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.
Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно
объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря
наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей,
которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом
позитивной науки.
Так же Конт утверждал: основной метод науки – феноменологический
(описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем
попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация
из наблюдения, т.е. должны строиться теоретические конструкции, которые
хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.
В процессе
дальнейшего развития
его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая
его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая