Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа

Описание

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Работа состоит из  1 файл

Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков.docx

— 69.85 Кб (Скачать документ)

XVII – XVIII вв., но  и решительно порывала с современным  ей  естествознанием

(Д.Юм  отрицал   объективно  обусловленные  необходимые   связи   и   низводил

причинность до субъективно-психологической  уверенности).

    Французский  материализм вел борьбу с рационалистической  философией XVII

в. во имя  науки:  его  приверженцы  критиковали  идеалистические  тенденции

прежней  «метафизики»,  раскрывали   ее   связь   с   религией,   показывали

несоответствие ее утверждений результатам научного познания. Однако,  будучи

механистическим, созерцательным и  метафизическим  по  методу  исследования,

французский   материализм   не   смог   логически   последовательно   решить

философские  проблемы,  выдвинутые  всем  ходом  развития  естествознания  и

широко обсуждавшиеся  в философии XVIII в.

    С  задачей   критики  «метафизики»  пыталась   справиться   и   немецкая

классическая   философия.   Кант,   выступив   против    рационалистической,

аналитической философии XVII – XVIII вв. и  вместе  с  тем  против  основных

критиков этой философии (Д. Юма и  механистических  материалистов),  хотя  и

поставил в острой форме вопрос о возможности науки  и об  отличии  научных  и

«метафизических»  утверждений,  по  существу,  предложил  вместо  «метафизики

вещей»   «метафизику   знания»   –    априористскую    и    формалистическую

«трансцендентальную философию».

    Гегель  противопоставил «отрицательной  метафизике»  XVII  –  XVIII  вв.

строго  научное  знание,  совпадающее,  по  его  мнению,  с  диалектичностью

мышления.  Вместе   с   тем   Гегель   считал,   что   диалектика   и   есть

«положительная», или  «разумная», метафизика. На практике  реализация  тезиса

о «разумной метафизике»  приводила к философской спекуляции.  Из  философской

системы  Гегеля  (в  значительной  мере  это  относится  и  к  шеллинговской

«Философии  природы»)  современные  ему  естествоиспытатели  восприняли   не

столько содержащуюся в  ней  ценную  критику  рассудочного,  метафизического

метода мышления, сколько спекулятивные результаты,  которые  не  могли  быть

приняты  наукой.  Таким  образом,  предпринимаемые  в  течение  двухсот  лет

западноевропейской  философией  попытки  создать  такую   систему,   которая

соответствовала бы духу современной науки, не увенчались успехом. 
 

    2.2 Первая  историческая форма позитивизма 
 

    В 30 –  40-е годы XIX в., во Франции возникла  философская школа, которая

тоже претендовала на создание «научной философии» и  заявила  о  решительном

разрыве с прежней  философской («метафизической») традицией (о  «революции  в

философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О.Контом  (19.01.1798-

5.09.1857).

    Позитивистская  философия  Конта   определенным   образом   связана   с

философией французского Просвещения  XVIII  в.  Следуя  просветителям,  Конт

высказал  убеждение  в  способности  науки  к  бесконечному  развитию  и   в

неограниченности  предметной области,  к  которой  применимы  научные  методы

мышления. Осуществленная Контом  классификация  наук  во  многих  отношениях

может рассматриваться  как реализация завета энциклопедистов.

    По  Конту,  науки   распределяются   согласно   естественной   иерархии

(энциклопедический   закон):  Математика  –  астрономия  –  физика  –  химия-

биология – социология.

    Психологию  Конт разделяет на биологию  и социологию; каждая из этих  наук

предполагает наличие  элементарных  фактов  предшествующих  наук.  Конт  ввел

термин «социология»; благодаря – нему социология впервые  была разработана  в

определенную научную  систему.

    Основные  принципы:

- от простого к  сложному

- от абстрактного  к конкретному

- временной

    Считал, что  задача философии  охватывать  совокупность  наук,  познание

наиболее общих  законов, систематизация научных знаний.  Нельзя  свести  одну

науку к другой. Нельзя вывести все  из  одного  принципа  или  закона.  Роль

философии – минимизировать число этих законов.

    Законы  науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

    Социальная  концепция: Конт придумал социологию  –  наука  об  обществе.

Человек в процессе своей жизни приспосабливается  к условиям среды.

    Социологическая  концепция включает три раздела:

- Социальная статика.

- Социальная динамика.

- Политика.

    Социальная  статика (  государственные   институты:  семья,  государство,

церковь.

    Функции  семьи: преодоление природы эгоизма,  воспитание.

    Функции  государства: порождение общественного  духа.

    Идеальная  структура правления – соединение  церкви и государства.

    Социальная  политика. Совмещение государства  с церковью  (нетрадиционные

религии должны уйти в сторону). Философы и ученые –  позитивные священники.

    Однако   позитивизм    Конта    примыкает    не    к    последовательно

материалистической  ветви французского Просвещения, а  к  его  агностическому,

скептическому направлению. Это выражается и  в  подчеркивании  подчиненности

всей действительности строгим объективным законам, и  в характере  многих  из

включенных Контом в «синтетическую  философскую  науку»  обобщений,  которые

часто качественно  не  отличаются  от  обобщений  частных  наук.  А  так  как

бессознательной предпосылкой естествознания XIX в.  был  материализм,  то  и

некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли  на

себе  сильный   отпечаток   естественнонаучного   материализма.   При   этом

позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго  и Даламбера: то,  что

у последних  находилось  па  втором  плане,  у  Конта  превращается  в  ядро

философии.

    История  «тяжбы» философии с наукой  показала,  как  считает   Конт,  что

всякие  попытки  «приспособить»   «метафизическую»   проблематику   к   духу

научности заведомо обречены на провал. В качестве  вывода  из  этой  истории

Конт предлагает признать, что наука не нуждается  в  какой-либо  стоящей  над

ней философии, а  должна опираться сама на себя. Но из этого не следует,  что

для адекватного  познания  действительности  достаточно  отдельных,  частных

научных  дисциплин.  Существует   объективная   потребность   в   выявлении,

раскрытии связи  между отдельными науками, в создании их системы.

    За общей  наукой, раскрывающей связь отдельных  наук,  можно,  по  мнению

Конта, сохранить  название «философия». Однако  эта  новая  наука  не  должна

иметь ничего общего с традиционной философией, так как  методы  исследования

старой и новой  философии принципиально отличаются друг от друга.  Построение

«новой философии» является естественным  продолжением  той  работы,  которая

совершается в специальных  науках. Нет никаких ограничений  степени  общности

формулируемых в  них закономерностей; более или  менее  общие  из  них  могут

раскрывать сами специальные науки, а исследованием  самых  общих  занимается

философия, связанная  с чисто  научными  обобщениями  лишь  рядом  незаметных

переходов.  Таким  образом,  философия   сводится   к   общим   выводам   из

естественных и  общественных наук.

    Не  такова,  говорит  Конт,  традиционная   философская   «метафизика»,

проблемы которой  не только не могут  быть  решены  научным  путем  (т.е.  на

основании данных опыта  и рационального рассуждения), но не могут  быть  даже

поставлены, если следовать  по  пути  конкретно-научного  обобщения.  Научная

философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими»  проблемами  и

поэтому отвергает  как идеализм, так и материализм.  Пережитки  «метафизики»,

к которым относятся, по  мнению  Конта,  претензии  на  раскрытие  причин  и

сущностей, должны быть удалены и из науки. К  таким  пережиткам  он  относит

претензии науки  на  раскрытие  причин  явлений  и  на  проникновение  в  их

сущность. Наука  не  объясняет,  а  лишь  описывает  явления  и,  формулируя

законы, отвечает не на вопрос  «почему»,  а  лишь  на  вопрос  «как».  Таким

образом,  Конт  принципиально  противопоставляет  формулировку   законов   и

выявлению причинных  зависимостей.  Первое  он  считает  неотъемлемой  чертой

науки, второе – пережитком «метафизики».

    Последовательное  развитие этого тезиса О. Конта  ведет к «феноменализму»

и это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и  отрицание

возможности  раскрытия  объективных,  закономерных  связей,  т.о.  признание

точки  зрения  субъективного  идеализма  Юма.  Желая   сохранить   связь   с

современной   научной   практикой,   Конт    делает    это    ценой    явной

непоследовательности.

    Он сформировал   закон  трех  последовательных  стадий  интеллектуальной

эволюции человека: теологической (до 1300 г.), метафизической (до  1800  г.)

и позитивной. На первой, теологической стадии  все  явления  объясняется  на

основе  религиозных  представлений,   вторая   –   метафизическая   заменяет

сверхъестественные  факторы  в  объяснении  природы  сущностями,  причинами.

Вторая стадия подготавливает третью –  позитивную,  для  которой  характерно

объединение теории и практики, человек  довольствуется  тем,  что  благодаря

наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и  на  основе  тех  связей,

которые  оказываются  постоянными,   формулирует   законы.   «Знать,   чтобы

предвидеть,  предвидеть,  чтобы  избегать»-  эти  слова   являются   девизом

позитивной науки.

    Так же  Конт  утверждал:  основной  метод   науки  –  феноменологический

(описательное обобщение)  заключается  в  постановке  эксперимента,  а  затем

попытки обобщить. Закон  подчинения воображения  наблюдению.  Вся  информация

из наблюдения, т.е.  должны  строиться  теоретические  конструкции,  которые

хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.

    В процессе  дальнейшего развития позитивизма  все более четко  выявлялась

его феноменалистическая,  субъективно-идеалистическая  тенденция,  роднившая

его  с  юмизмом.  Из  науки   постепенно   выбрасывалась   мировоззренческая

Информация о работе Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков