Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
сказаться на его социологическом мышлении. В творчестве Конта принято
различать три периода.
Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его
сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших
программных сочинений, «опускулов». Эти сочинения Конт впоследствии включил
в качестве приложения в IV том своей «Системы позитивной политики» (1854) с
целью показать преемственность своих воззрений. В «опускулах» он намечает
принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается
находящееся в состоянии «анархии» человечество. В этих сочинениях можно
найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным
пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые
Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в
новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества:
критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и,
наконец, знаменитый «закон трех стадий».
Второй период (1830-1842) – это период зрелости, когда создавался и
издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили
последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 г.г.). В это время
Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского
мировоззрения.
Считая, что
интеллектуальная реформа
(включая политическую, моральную, религиозную), он в этот период выступает
главным образом в роли ученого, и в качестве такового придерживается
«объективного» метода: он обосновывает включенность человеческого и
социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел
естественному ходу вещей и ориентацию социологии (в принципе находящейся на
вершине иерархии наук) на естественные науки как на более зрелые и ранее
приблизившиеся к позитивному состоянию.
Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй
половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как
четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат,
учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), «Позитивистский катехизис»
(1852) и «Субъективный синтез» (1856). В это время Конт обосновывает
преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На
первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и
социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным
объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным
потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт
предпочитал использовать
понятия «позитивная философия»
«рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о
«позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы
подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива
меняется: если в «Курсе» Конт подчеркивает «естественный» характер
социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь,
наоборот, он, в соответствии с «субъективной» точкой зрения, рассматривает
социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот
период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях:
моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора философских и
социально-политических проектов.
Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в
творчестве французского мыслителя. Одни аналитики считали, что третий
период противостоит первым двум и означает решительный отказ от исходных
научно-теоретических позиций. Иными словами, Конт как создатель новой
религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом – создателем
позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались,
в частности, известные приверженцы контовского позитивизма француз
Эм.Литтре и англичанин Дж.Ст.Милль. Они вдохновлялись идеями «Курса
позитивной философии». Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями,
они порвали с их автором.
Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как
естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три
периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение взглядов,
а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который был
сформулирован еще в «опускулах». Тех своих сторонников, которые признавали
и «Курс» (II период) и «Систему позитивной политики» (III период), он
считал «полными» позитивистами; тех же, кто был сторонником только «Курса»
– «неполными».
Тем не
менее, отрицая поворот в
же время признавал изменение своей социально-интеллектуальной роли (от
ученого – к проповеднику новой религии), говоря, что «променял карьеру
Аристотеля на карьеру святого Павла...».
Независимо от того, как оценивать соотношение между различными
периодами и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались
и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы. Но задача истории
социологии – изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех
критериев, которые были выделены в первой лекции. Это те стороны доктрины
Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии,
не в политике или социальных движениях, а в социологии и философии как
науке.
2 ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА
2.1 Идейные
истоки
Позитивизм является одним из наиболее влиятельных направлений
буржуазного философского мышления. Как самостоятельное течение позитивизм
оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю
эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с
самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие «позитивизм» обозначает призыв философам отказаться от
метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают
позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и
обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм
заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма,
спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму
противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом
надежном источнике познания).
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о
взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том,
что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности
может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или
их «синтетического» объединения и что философия как особая наука,
претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не
имеет права на существование.
Вся история позитивизма
этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе
позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на
науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере
утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной
теории.
Для понимания сущности позитивистской философии недостаточно просто
выделить те черты, которые общи различным ее формам, необходимо вскрыть
внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его
возникновения и движущие пружины его эволюции. А это, в свою очередь,
требует учета тех изменений во взаимоотношениях науки и философии, которые
характерны для нового времени.
Начиная с XVII в. развитие науки поставило перед западной философией
ряд таких проблем, на которые традиционная схоластическая мысль не в
состоянии была ответить. Специфическая особенность выдающихся философов
нового времени состояла в том, что они рассматривали научные методы анализа
в качестве идеального образца всякой познавательной деятельности, в том
числе и деятельности по исследованию традиционно-философской, или, как ее
еще называли, «метафизической», проблематики[1].
Первый шаг на этом пути был сделан Фр.Бэконом. Декарт, Гоббс и Спиноза
пошли дальше и предприняли попытку применить научный метод к решению
«метафизических» проблем.
Специфическая
проблематика
вв. возникает как результат столкновения двух разных начал: традиционной
«метафизики» и новой механико-математической науки. Резкое
противопоставление идеального и материального, субъекта и объекта,
«первичных» и «вторичных» качеств и постановка в центр философского
исследования таких проблем, как взаимодействие идеального и материального,
отношение «внутреннего» мира сознания к «внешнему» миру, – все это стало
возможным лишь вследствие отождествления реально существующего бытия с тем,
что ухватывается с помощью терминов механико-математического естествознания
(которое в то время было тождественно науке вообще), и приписывания всему
остальному статуса «субъективности». Тесная взаимосвязь эксперимента с
математически оформленной
теорией привела к
об отношении эмпирического и рационального знания, а в связи с этим – к
делению философов на эмпириков и рационалистов.
Д.Юм доводит односторонний эмпиризм до логического конца и создает
субъективно-идеалистическую, феноменалистскую и агностическую философскую
концепцию, которая не только противостояла рационалистической философии