Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в ее
первозданной неделимости» /Киреевский»/.
Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят к
христианскому видению цельного человека.
В противоположность этому исходным пунктом философских взглядов
западников было рационально – аксиологическое понимание человеческой
личности.
В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройной
философской системы. Однако все его размышления так или иначе носят
антропоцентрический характер.
Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждению абсолютной
ценности человеческой личности. «Для меня теперь человеческая личность выше
истории, выше общества, выше человечества» /Белинский/. Во имя личности, во
имя ее полноценного развития и обеспечения «каждому» возможности этого
развития, стоит Белинский за социалистические идеалы. «Человек
метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумная природа
поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха». Но если природа
безжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждом
человек.
Мотивы персонализма, поиска «социальной правды» во имя освобождения
личности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другие
представители западничества.
Оригинальное
философское творчество А.И.
«философский опыт» были сосредоточены на проблеме человека: «личность –
вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет» /Герцен/.
В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма и
позитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так, он хотел объяснить
человека из мира природы. Но, увы, природа слепа. В ней царит бессмысленная
случайность – таков печальный итог его размышлений. Противоположный природе
полюс бытия – моральная личность во всеоружии своего знания и нравственной
ответственности. При всем желании ее невозможно дедуцировать ни из мира
природы, ни из мира истории. Нужно принимать ее как неоспоримую данность.
«Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти и
видим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в
сознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..»
/Герцен/. Так рождается позиция трагического противостояния миру, который
не внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым – это вера в
личность, в ее нравственные силы, в защиту «естественных движений души».
Сходные
умонастроения суммируются в
некое психологическое
переживаются как отличия «новых людей» второй половины XIX века от
предыдущего поколения.
Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализма этого
периода был Н.Г.Чернышевский.
В его основной философской статье «Антропологический принцип» в
философии» учение о человеке преподнесено с позиций «новой» антропологии,
базирующейся на материалистическом биологизме. «На человека надо смотреть,
как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать
человеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторону
деятельности, как деятельность всего организма» /Чернышевский/. Защищая
единство человека с «научной точки зрения», Чернышевский подчиняет познание
принципам, господствующим в сфере физико-химических процессов. Что вполне
соответствовало позитивистским тенденциям эпохи.
Известно, что Чернышевский представлял себе «положительно»
нравственного человека как «человека вполне», цельного и гармоничного в
котором корень всех движений – и корыстных, и бескорыстных – один и тот же,
а именно «любовь к самому себе». Однако теория разумного эгоизма «не мешала
Чернышевскому верить в «почти чудотворную силу личности и горячо
сочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни.
Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представители
народничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX века
на примере многих философских построений можно было наблюдать как
«независимость и самобытность морального вдохновения полагают границы
позитивистской установке ума» /Зеньковский/. И у Герцена, и у
Чернышевского, и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое место
выступает примат этики.
Антропологизм Лаврова основывается на понятии «цельного человека».
«Человека есть единство бытия и идеала» /Лавров/, прочным основанием
которого является «наличность морального сознания». Моральное сознание,
начиная с простого «желания», создает идеал и движет творчеством человека,
вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческую
действительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: «человек есть
источник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает «природу»,
источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающего
мира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/».
Проблемы
полноты и целостности,
высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей
русской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейных
течениях эти проблемы получают различную аранжировку.
Панорама антропологических концепций XIX века могла бы быть
представлена более значительным числом персоналий, но, без включения в нее
творческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной.
Вместе
со всей русской мыслью
Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и
ничего страшнее человека. Человек – загадочен, соткан из противоречий, но
он является в то же время – в лице самого даже ничтожного человека –
абсолютной ценностью. Поистине – не столько Бог мучил Достоевского, сколько
мучил его человек, – в его реальности и в его глубине, в его роковых,
преступных и в его светлых, добрых движениях.
Сила и
значительность подобного
оба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайна
человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое,
что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от
которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо
становится на путь зла.
Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность
не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми.
«Идея
человека» пронизывает,
всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,
что «человек в своей индивидуальности является нравственной ценностью
высшей иерархической
ступени» /Бердяев/.
Заключение
Позитивизм пытался обеспечить полное и четкое разделение научных и
«метафизических» утверждений. Неудача этой затеи могла вести к выводу о
необходимости более последовательного проведения линии
«антиметафизического» философского анализа, не исходящего из каких-либо
философских предпосылок («беспрограммного») и в то же время обращенного
преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный,
обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от
«метафизических» псевдопроблем скорее и надежнее, чем основательно
обремененная «метафизикой» наука.
Но признание провала логико-позитивистской программы могло
сопровождаться и иным выводом. Не бессмысленна ли сама идея принципиального
противопоставления философских и специально научных проблем? Может быть, не
следует пытаться избавить науку вообще от всякой философской «метафизики»,
а лишь попробовать освободиться от дурной «метафизики» (в частности,
позитивистской) в пользу такой, которая соответствует практике и логике
функционирования современного научного знания?
Положительный ответ на этот вопрос в той или иной степени (в
зависимости от того, насколько радикальные выводы делаются из него) выводит
за рамки позитивизма в строгом смысле слова. Он ориентирует на исследование
философско-методологической проблематики науки (в отличие от ориентации
философии лингвистического анализа).
Отход от доктрины логического позитивизма в понимании отношения
философии и науки и в методологическом исследовании научного знания
практически осуществлялся у ее сторонников с разной степенью
последовательности. У таких философов, как, например, Г.Фейгл, признание
осмысленности психофизической проблемы (считавшейся ортодоксальным
логическим позитивизмом псевдопроблемой) и принятие гносеологической
концепции «семантического реализма» сочетается с сохранением многих тезисов
логического эмпиризма. Для представителей так называемого «логического
прагматизма» (У.Куйн, А.Пап и др.) характерен отказ от большинства тезисов
логического позитивизма, но вместе с тем сохранение ориентации на анализ,
понимаемый как построение искусственных языковых систем с помощью аппарата
математической логики в качестве орудия философской деятельности. К.Поппер,
сыгравший в свое время значительную роль в становлении ряда идей
логического позитивизма, не только отошел от позитивизма (выражением чего
служит, в частности, принятие им своеобразной платонистической
«реалистической» концепции), но в известной мере вышел за рамки
аналитической философии (т.е. философии, ориентированной на анализ языка),