Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
с учетом его рабочего состава. См. об этом письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от
19 марта 1870 г.), и к царю Николаю I, и к великому визирю Османской
империи, стороннику
европейской цивилизации Решид-
Ордена иезуитов. По-видимому, Конт считал утопии не только необходимыми для
социальной практики (вследствие того, что они затрагивают не ум», а
«сердце»), но и осуществимыми в действительности.
Конт вышел из сен-симонистской школы и в известном смысле оставался сен-
симонистом всю жизнь. Многое сближало его с социалистами, последователями
Сен-Симона: Б. П. Анфантеном, С.-А. Базаром и др. Однако были и
существенные различия между контизмом, с одной стороны, и социализмом и
коммунизмом – с другой. Сам Конт усиленно подчеркивал свое несогласие с
этими учениями. Он был
решительным противником
и политических революций. Главное преимущество позитивизма перед
социализмом он видел в том, что позитивизм исходит из необходимости
духовного, нравственного обновления общества, а социализм стремится
«осуществить мирскую реорганизацию независимо от духовной, т.е. построить
общественное здание без интеллектуальных и моральных оснований». Несмотря
на собственные, иногда весьма энергичные высказывания, принижающие роль
индивида, его прав и свобод, Конт не согласен с коммунистами в их
стремлении подавить всякую индивидуальность. Он также против других идей,
отстаиваемых социалистами и коммунистами: идеи равенства, ликвидации
иерархии, основанной на различиях в способностях, и замены их «инертной и
безответственной коллективностью»; отмены права наследования; ликвидации
брака и семьи, за что выступали сен-симонисты.
Несомненно,
в социально-политических
значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, в частности,
отрицание гражданских свобод и прав личности, свободы мнений, принципа
разделения властей, демократических институтов и т.д. Конт был сторонником
активного вмешательства государства в экономику и другие стороны социальной
и даже личной жизни. Подобно многим проектам социалистов, его «социократия»
несомненно представляет собой прообраз тоталитарного режима.
Вместе с тем социология Конта, зачастую вопреки его собственным
декларациям, в значительной мере проникнута духом либерализма. Это
относится к той ее части, которая основана на «объективном» методе, ставит
своей главной задачей познание естественных неизменных законов и
последующую опору на них в социальной практике. Именно эта сторона
контовской теоретической
системы главным образом
истории социологической мысли. Идея о том, что социальная реальность
развивается по своим собственным законам, что она, как и природа, не
поддается произвольному манипулированию и принуждению, и, следовательно,
чтобы эффективно воздействовать на нее, необходимо подчиняться этим,
предварительно изученным законам, опираться на них, – эта идея лежит в
основе либерализма. Ведь, по словам одного из апостолов современного
либерализма, нобелевского лауреата Ф.Хайека, главный тезис либерализма
сводится к тому, что «при устройстве своих дел мы должны как можно больше
использовать стихийные силы общества и как можно меньше прибегать к
принуждению...»[5]. Именно на этой основополагающей идее базируется
«объективная» социология Конта.
Но на
этой идее он не
намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно
развивающиеся тенденции перерастает в намерение заменить эти законы и
тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием
некой группы людей, понимающих и выражающих общественное благо.
Естественные законы, будучи «познанными», как бы перестают действовать и
становятся управляемыми, а человек, «познавший» их, становится демиургом.
«Субъективный» фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется
безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем
ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта
превращение социологии из науки в утопию.
Социология для Конта была синтетическим мировоззрением, включавшим в
себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое
проектирование. Вследствие этого слово «социология» на некоторое время было
основательно дискредитировано. В середине и второй половине XIX в. многие
социальные ученые воспринимали его как социальную утопию фанатичных
позитивистов; его использование было тогда равнозначно использованию таких
слов, как «позитивизм» или «социократия». Для обозначения же своих
исследований и собственно науки об обществе они предпочитали пользоваться
другими терминами, в частности, более нейтральным термином «социальная
наука». Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а
затем и других ученых, слово «социология» было реабилитировано. Оно стало
обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о
социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя.
Одновременно его значение сузилось, так как из социологии исключали (или,
во всяком случае,
стремились исключать) ее вненаучные компоненты.
5 КОНЦЕПЦИИ
ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
XIX ВЕКА
Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует
предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении
столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие
течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила
фундаментом для самых разных теоретических исканий. «Излюбленная – тема
русских размышлений – человек» /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее
входят «авторские» антропологии представителей различных философских
направлений.
Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед нами
как история борьбы двух противоположных направлений: стремления
организовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формы
национальной жизни от иностранного влияния. Это был «болезненный процесс
национально- исторического самонахождения и раздумья» /Флоренский/, в
результате которого возникли две идейные программы: западничество и
славянофильство.
Западничество
и славянофильство
которого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи
1840-1850 г.г., сыгравший решающую роль в формировании русского
национального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской
философии.
Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами,
особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильства
А.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центре
которой – истолкование духовно – нравственных ценностей с позиций
православия.
В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборной
Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В
отношении Церкви Хомяков определял соборность как «единство во множестве».
Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можно
определить соборность как общность людей, свободную от антагонизма,
объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельность
личности и соборность познания. Соборность – это примирения в христианской
любви и свободы каждого и единства всех.
Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности.
«Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримый
разлад « /Хомяков/. Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом братской
любовью к другим людям единении во имя Христа, – только здесь личность
обретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства.
В антропологии
Хомякова с особой силой
в человеке, под которой он понимает «иерархическую структуру души»:
существуют «центральные силы нашего богообразного разума, вокруг которого
должны располагаться все силы нашего духа» .
Очевидно,
что антропологические
учением И.В.Киреевского о целостности духа.
Цельность
духа – это вопрос о
поиске «того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются
в одно живое и цельное зрение ума» /Киреевский/.
В основу всего построения философ положил различие «внешнего» и
«внутреннего» человека. Внутренний человек – это совокупность способностей
человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способность
ощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек – это,
выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальных
ролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение
человека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни.
Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке «внутреннего
средоточия», – в «собирании сил души». И задача эта достижима «для
ищущего», но нужен труд, нужна духовная работа над собой. Человеку
необходимо проникнуться стремлением «собирать все отдельные части души в
одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля, и
чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое,
справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое