Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа

Описание

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Работа состоит из  1 файл

Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков.docx

— 69.85 Кб (Скачать документ)

подчеркивая, что  философские проблемы не сводятся к  анализу языка.  Наконец,

идеи, развиваемые  в последние годы Т.Куном (к которым  тяготеют  П.Фейерабенд

и некоторые другие философы),  носят  антипозитивистский  характер,  ибо  из

тезиса о «революциях  в науке» и существовании разных типов  научного  знания

делается вывод  об отсутствии какой-либо внеисторической  демаркации  научных

и «метафизических» проблем. Сама  «парадигма»,  определяющая  характер  того

или иного исторического  типа научного знания, рассматривается  не просто  как

структура искусственного или естественного языка, а как  нечто  связанное  с

функционированием  культурных  институтов   данного   общества.   При   всех

слабостях и недостатках  взгляды Т.Куна  и  примыкающих  к  нему  методологов

имеют явную антипозитивистскую ориентацию.

    Таковы  некоторые итоги и тенденции  эволюции  позитивистской  философии.

Эта  философия  не  только  не  обладает  сегодня  крупными  и  влиятельными

концепциями, но в  значительной мере  утратила  уверенность  в  себе,  охотно

допуская  возможность  (и  даже  неизбежность)   других,   даже   откровенно

«метафизических», направлений.  Представление  о  возможности  устранить  из

науки специфически-философскую  мировоззренческую проблематику  и  превратить

философию  в  разновидность  специальной  технической  дисциплины  оказалось

мифом.

    Эволюция  аналитической мысли показала, что   невозможно  философствовать

вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не  существует  одного-

единственного, от  века  данного  способа  разрешения  философских  проблем.

Несмотря  на  то,  что  нормы  и  идеалы  позитивистского   философствования

изменялись весьма  существенно,  незыблемым  оставалось  требование  мыслить

ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано  и  доказательно,  с

учетом всех  тонкостей  языковой  сферы.  Выделенный  инвариант  многолетних

философских  исследований   объясняет   главное   содержание   аналитической

философии, комплекса  разнообразных путей философствования  с  опорой  прежде

всею на анализ и  язык.

    Придание  философии аналитических черт  явилось значительным  достижением

позитивистской мысли. Отказ  от  аналитичности  философии  представляется  в

наши дни анахронизмом, возвратом к давно  преодоленному  этапу  философского

знания. 
 
 

    Литература 
 

1. Конт О. Дух  позитивной философии (Слово о  положительном мышлении). СПб.,

   1910.

2. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1.

3. Хайек Ф. Дорога  к рабству/ Пер.  с  англ.  Н.  Ставиской.  Лондон,  Нина

   Карсов, 1983.

4. Философский энциклопедический  словарь.

5. Буржуазная философия  XX века. – М. Политиздат, 1990 г.

6. Краткая философская  энциклопедия.

7. Разработка методологии  научного познания в позитивизме  и неопозитивизме.

-----------------------

    [1] Здесь  и далее в тексте термин  «метафизика» используется чаще  всего

в том смысле, в  каком он употребляется самими философами-позитивистами  и  в

каком он употреблялся в истории философии до его  переосмысления  (как  общий

антидиалектический  метод)  в  философии  Гегеля  и  марксизма,  а   именно:

«метафизика» есть философское учение о  началах  всего  сущего,  о  всеобщих

принципах бытия, знание о которых не  может  быть  дано  в  непосредственном

чувственном опыте. Домарксистская философия была не  в  состоянии  адекватно

осмыслить сложные  отношения опыта и рационального  мышления. Это приводило  к

тому, что «метафизика» исторически  выступала  как  философская  спекуляция,

оторванная от опыта  и  противопоставленная  ему.  Позитивизм  отождествляет

«метафизику» с  философией  вообще  и  отрицает  на  этом  основании  научное

значение   всякой   философии.   В   концепциях   позитивистов   в    разряд

«метафизических»   нередко    попадают    такие    проблемы,    которые    в

действительности  не относятся к «метафизике» и  находят научное разрешение  в

философии  диалектического  материализма.  Об  истории  «метафизики»   и   о

взаимосвязи «метафизики» как  учения  о  сверхчувственных  основах  бытия  с

метафизикой как  антидиалектикой  см.  статью  «Метафизика»  в  «Философской

энциклопедии» (т. 3. М., 1964, стр. 402 – 408).

[2] Конт О. Дух  позитивной философии (Слово о  положительном мышлении).

СПб., 1910, стр. 34-36

[3] там же, стр. 36-39, 53-56

[4] там же, стр. 10-21

[5] Хайек Ф. Дорога  к рабству/ Пер. с англ. Н.  Ставиской. Лондон, Нина

Карсов, 1983стр.22

Информация о работе Позитивизм на рубеже 19 и 20 веков