Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:38, курсовая работа
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п. Нельзя отказываться и от прежних классификаций по историческим, культурным, национальным и иным различиям. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, и тем не менее влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видно направлений философии очень много, но я рассмотрю одно направление буржуазной философии – это позитивизм: основные направления и взгляды философов.
подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Наконец,
идеи, развиваемые в последние годы Т.Куном (к которым тяготеют П.Фейерабенд
и некоторые другие философы), носят антипозитивистский характер, ибо из
тезиса о «революциях в науке» и существовании разных типов научного знания
делается вывод об отсутствии какой-либо внеисторической демаркации научных
и «метафизических» проблем. Сама «парадигма», определяющая характер того
или иного исторического типа научного знания, рассматривается не просто как
структура искусственного или естественного языка, а как нечто связанное с
функционированием культурных институтов данного общества. При всех
слабостях и недостатках взгляды Т.Куна и примыкающих к нему методологов
имеют явную антипозитивистскую ориентацию.
Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии.
Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными
концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно
допуская возможность (и даже неизбежность) других, даже откровенно
«метафизических», направлений. Представление о возможности устранить из
науки специфически-философскую
мировоззренческую
философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось
мифом.
Эволюция аналитической мысли показала, что невозможно философствовать
вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного-
единственного, от века данного способа разрешения философских проблем.
Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования
изменялись весьма существенно, незыблемым оставалось требование мыслить
ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно, с
учетом всех тонкостей языковой сферы. Выделенный инвариант многолетних
философских исследований объясняет главное содержание аналитической
философии, комплекса
разнообразных путей
всею на анализ и язык.
Придание философии аналитических черт явилось значительным достижением
позитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в
наши дни анахронизмом, возвратом к давно преодоленному этапу философского
знания.
Литература
1. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб.,
1910.
2. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1.
3. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина
Карсов, 1983.
4. Философский энциклопедический словарь.
5. Буржуазная философия XX века. – М. Политиздат, 1990 г.
6. Краткая философская энциклопедия.
7. Разработка методологии
научного познания в
-----------------------
[1] Здесь
и далее в тексте термин
«метафизика» используется
в том смысле, в каком он употребляется самими философами-позитивистами и в
каком он употреблялся в истории философии до его переосмысления (как общий
антидиалектический метод) в философии Гегеля и марксизма, а именно:
«метафизика» есть философское учение о началах всего сущего, о всеобщих
принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном
чувственном опыте. Домарксистская философия была не в состоянии адекватно
осмыслить сложные
отношения опыта и
тому, что «метафизика» исторически выступала как философская спекуляция,
оторванная от опыта и противопоставленная ему. Позитивизм отождествляет
«метафизику» с философией вообще и отрицает на этом основании научное
значение всякой философии. В концепциях позитивистов в разряд
«метафизических» нередко попадают такие проблемы, которые в
действительности не относятся к «метафизике» и находят научное разрешение в
философии диалектического материализма. Об истории «метафизики» и о
взаимосвязи «метафизики» как учения о сверхчувственных основах бытия с
метафизикой как антидиалектикой см. статью «Метафизика» в «Философской
энциклопедии» (т. 3. М., 1964, стр. 402 – 408).
[2] Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении).
СПб., 1910, стр. 34-36
[3] там же, стр. 36-39, 53-56
[4] там же, стр. 10-21
[5] Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина
Карсов, 1983стр.22