Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

Бердяев: антроподицея состоит  в том, что существование человека может быть оправдано его творчеством, для которого нужна свобода). Классическая философия видела в человеке прежде всего размышляющее и созерцающее существо, удивленное окружающим миром и стремящееся в меру своих возможностей понять и объяснить его. Неклассический подход к человеку.

Неклассика, как вы помните, начинается с иррационализма: Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр.

У Ницше и Шопенгауэра  - люди подчиняются какой-то бессознательной  и бессмысленной воле, у Кьеркегора – Богу.

Отсюда стала развиваться  главная идея, что в человеке есть силы, неподвластные ему. А значит, найти сущность человека, как это пыталась сделать классическая философия, - невозможно. Фрейд начал разрабатывать тему бессознательного в человеке. Человеком движут инстинкт размножения и самосохранения. Культура накладывает на них в определенных ситуациях запреты.   


 

 

 

 

 

 

 

 

52(г) Шелер исходит из антропологического дуализма духа и жизни в понимании человека.

 

А. Гелен (1904 - 1976), как и Шелер, отвергает рассмотрение человека по аналогии с животным, хотя специфику и сущность человека выводит лишь в ходе сравнения с животным.

Человек, по его мнению, является биологически недостаточным существом, поскольку он крайне плохо оснащен  инстинктами, "незавершен" в своей животно-биологической организации. Эта самая биологическая недостаточность и предопределяет его открытость миру. Человек, решая задачу выживания, является действующим существом. Происходит становление человека как культурного существа. Культура и является определяющей сущностью человека. В основе культуры лежит духовное начало. Следовательно, сущность человека,  дуалистична – биологическое и духовное.

 

Г. Плесснер (1892 - 1991), Человек отличается от животного способностью осознавать себя как личность. Такое осознание приводит и к осознанию внешнего мира.  Создается "вторая природа" – культура. Человек лишен равновесия. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая не подвержена случайности, являясь абсолютным Бытием, Богом. В этом заключается ядро всякой религиозности. Но его постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.

Таким образом, человек тоже рассматривается как существо дуальное по своей природе. В конце 20 века постмодернисты стали говорить о «смерти человека». Наука позволяет заменять органы, менять внешность, пол, психология – менять свои представления о себе и об окружающем, и возникает проблема самоидентификации (самоотждествления: что есть Я?).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52(е)  Итак, сделаем некоторое обобщение

Древние греки считали  важнейшим достоянием человека разум. Христианская религия поставила выше разума веру. Декарт полагал, что главное в человеке – его способность мыслить. Кант утверждал, что сущность человека как мыслящей личности выражается в моральном законе, в чувстве долга, благодаря чему человек может быть независим от животной природы. Ламетри – человек есть одухотворенноая машина. В качестве условий человеческого бытия Шопенгауэр рассматривал волю, Маркс – труд, Сртр, Бердяев – свободу, Ясперс – общение, Хайдеггер, герменевтика, постмодернизм – язык, Хейзинга – игру и т.д.

Но что – самое главное?

От древности до 18 в. Говорили прежде всего о душе. Но душу понимали по-разному, но все же она связана с сознанием, разумом как признаками «человеческого».

Классическая немецкая философия 18-19 вв. добавляла способность к активной свободной деятельности, в которой проявляется разумность. Маркс, Энгельс уточняли, подчеркивая роль практики в жизни человека.

В 20 в. Особое внимание стали уделять двойственной биосоциальной природе человека, а в конце 20 в. – социокультурной   обусловленности человеческого бытия.

 

Итак, выделим три основных принципа, характеризующих «родовую» сущность человека: одушевленность, деятельность,  социальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53. Человек: индивид,  индивидуальность, личность. Проблема  личности в философии.

Индивид – это  понятие подчеркивает, что это  просто «один из», некая «особь.

Индивидуальность  – это человек в единстве всех его особенностей, биологических, социальных, духовных.

Индивидуальность – предпосылка  становления личности. Понятие личности отражает особенности человека как  социального существа.

В философии личность – человек в качестве индивида общества, биосоциальное существо, сущность которого в том, что он является совокупностью общественных отношений.

В социологии личность – устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития. Индивид, находящийся в системе социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

В психологии личность – а) человек, обладающий сознанием;  б) человек, достигший определенного уровня психического развития.

 

ЛИЧНОСТЬ –  система устойчивых, социально значимых черт, характеризующих индивида как  члена того или иного общества. Это понятие акцентирует внимание на определенной целостности его внутре6нних социально-психологических качеств, характеризующих особенности его субъективного отношения к миру.

 Человек становится  личностью путем усвоения общественного  опыта.

 

 

 

52(д) Человек становится Массовым человеком (Ортега-и-Гассет). "Кризис идентификации" - это отражение в современной культуре психологического феномена, который основан на утрате целостного восприятия субъектом своей жизни как идентичной самой себе. В постмодернизме заговорили о смерти субъекта. Постмодерн выдвигает тезис "заката метанарраций" («Нарратив» переводится как «рассказ»; постмодернисты под метанарративами имеют ввиду идеологии, теории).  - Признавая нарративный  характер  типового для культуры постмодерна способа самоидентификации личности (т.е. мы определяем себя, рассказывая о себе), современные представители постмодернизма (Х.Уайт, К.Меррей, М.Саруп и др.) констатируют,  что конструирование своей "истории" (истории своей жизни), как рассказа, ставит под вопрос  безусловность аутоидентификации, которая ранее воспринималась как данное.  Индивидуальная биография превращается из "судьбы" в относительный и вариативный "рассказ".  Моя история - это моя собственная легенда. И я ее могу менять. А кто я на самом деле?.. А вот афтер-постмодернисты ставят своей целью Воскрешение  субъекта, Стараются выявить те механизмы, посредством которых человек  - в контексте различных дискурсивных практик (дискурс – описание, рассуждение) - "сам превращает себя в субъекта" (Фуко, Деррида). Они говорят о том, что бытие всё же пронизывает любое впечатление, влияющее на поведение личности. Т.е. наши «рассказы» о себе не есть просто выдумка. В них отражены объективные особенности нас как личности, как человека. Кроме того, они говорят о том, что расщепленное Я может обрести свое единство  лишь в контексте субъект-субъектных отношений - посредством Другого, т.е. в коммуникационных отношениях.


Для западноевропейского  интеллектуала времен “афтерпостмодернизма”  очевидно, что единой, универсальной модели человека нет и быть не может: осознание факта ценности любой культуры, отказ от европоцентричной системы взглядов - важнейшее их достижение...Парадигматическая фигура "Смерть Субъекта" в постмодернистской философии означает, прежде всего, гибель традиционного (стабильного, однозначно центрированного и линейно детерминированного со стороны общего социального порядка) субъекта.

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53(а) 2 концепции:

1. личность как ролевая характеристика человека (его социальные роли);

2. личность как сущностная характеристика человека (самосознание человека, его характер).

 

Личность – совокупность 3-х составляющих: 1.биогенные задатки;  2. воздействие социальных факторов;   3. психосоциальное ядро «Я».

Главное свойство личности –  ее мировоззрение. Также – воля к преодолению трудностей. Личность – это всегда творческая личность. Личность всегда сама делает свой выбор и готова нести за него ответственность. Основанием для выбора является система ценностей, убеждений (они невозможны без знаний, а также без чувств, эмоций; важную роль играют нравственные ценности).

 

Социальная сущность человека выражается понятием ЛИЧНОСТЬ. Человек как личность есть результат социализации индивида в процессе онтогенеза. Личностью человек не рождается, а становится в ходе индивидуального развития, происходящего в обществе. Психолог А.Н.Леонтьев писал: «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека». Т.е. он должен приобщиться к социальному опыту, ценностным ориентациям общества. Для этого служит система образования, воспитания, семья, психологи и т.д. Соотношение личности и общества:

1. монадный подход. Он исходит из того, что ценность человеческой личности выше любых ценностей – будь то ценности нации, класса, любой социальной группы (еще Кант писал, что человеком нельзя жертвовать даже ради общества…). С этой точки зрения государство, общество обязаны гарантировать соблюдение прав человека как личности.

51(а) Неправильно задавать вопрос: что возникло раньше – труд, язык, общество, человек, сознание? Психика, орудийная деятельность, сигнальная деятельность совершенствовались во взаимодействии, что стимулировалось необходимостью выжить, найти свою экологическую нишу 3) Еще одна необходимая предпосылка происхождения сознания – это совершенствование социальной организации сообществ, общения, ибо сознание – это всегда со-знание, совместное знание, т.е. оно носит общественный характер. Отношения начинали регулироваться запретами (табу), формировавшимися традициями, обрядами и т.п. Развивались ремесла, земледелие, торговля, усложнялись общественные отношения. Общественные отношения выступают в форме норм, правил поведения и они поощряют одни действия и запрещают другие – опасные для жизни человека и общества. Сознание дифференцируется на такие формы общественного сознания как религия, мораль, искусство, позже – философия, наука, политика, право. 3. Социокультурная концепция происхождения сознания Многие авторы считают, что, хотя труд и играет большую роль в происхождении сознания, но решающая роль принадлежит социокультурным факторам, общению. В частности таким, как язык (песни, пляски), ритуалы, обряды, традиции и т.п., поскольку они сплачивали коллектив, характеризовали человека как существо, для которого важно и то, что не было связано с непосредственной жизненной потребностью в еде и т.п. Представителем данной точки зрения является Америк. Социолог Л.Мэмфорд. Упомянем и голландского ученого Й.Хейзингу, который называл человека «человек играющий», считая что именно игра была важна в процессе становления сознания как творческого процесса. В игре есть правила, но высок и элемент случайности как предпосылки творчества. Есть и другие концепции, в частности, уфологическая… Таким образом, в условиях общественной жизни человек развивается под контролем взаимодействующих программ: биологической и социокультурной. При этом первая программа относительно стабильна, тогда как вторая претерпевает быстрые исторические изменения. Именно социокультурные перемены, а не биологические свойства человека наполняют его жизнь содержанием, которым не обладает жизнь животных. Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека. Поэтому человек, оставаясь биологическим существом, выступает в главной своей ипостаси как существо социальное.

 

 

 

 

 

 

52(а) Культура накладывает запреты на поведение людей, сдерживая его животные формы. Но дает простор для развития социальных качеств, сознания человека.              3) Общество формирует у человека сверхприродные потребности – социальные, духовные, культурные (так что неправ был Фрейд, понимая человека, как животное задавленное культурой…).

Выделяют два основных подхода к человеку: 1. Биологизаторский, который преувеличивает роль биологического в человеке и 2. Социологизаторский, преувеличивающий роль социального и недооценивающий роль биологического в жизни, в поведении человека и общества. Человек, с диалектической точки зрения, существо биосоциальное. Иногда уточняют: биопсихосоциальное, добавляют – духовное, космическое и т.д. Вобщем – многогранное.


Термин «антропология» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения той части философии, которая изучает человека. В Новое время развивается естествознание и человек как живой организм стал предметом научного исследования. И антропологией стали называть науки, изучающие человека как организм.

Антропологический принцип  положил в основу своего учения представитель  классической немецкой философии Людвиг Фейербах: главный предмет философии  – человек, отсюда, философия –  это философская антропология. Его  учение – антропологический материализм. Классический взгляд на человека

Классической взгляд на человека развивался вместе с классической наукой и культурой в целом. Человек  – это, прежде всего, существо разумное, микрокосмос. Это творческое существо, способное самостоятельно, осмысленно делать свой выбор, а, значит, существо свободное.

 

 

 

 

 

52(в) Но задавленные культурой инстинкты сублимируются в культурное творчество. Таким образом, главное в человеке – биологическое (это - биологизаторство).


 

Человек существо иррациональное. Познать его сущность невозможно. И экзистенциализм говорит, что следует сосредоточить свое внимание на существовании человека. Чем оно характеризуется? – отчуждением, отчаянием, страхом и т.п. Хайдеггер считал, что бытие человека – это бытие к смерти.

Человек всегда стоит между  жизнью и смертью, свободой и необходимостью, инстинктом и разумом, животным и  социальным, эгоизмом и альтруизмом  и т.д. Отсюда, смятение чувств, пограничные ситуации, сомнения, моменты отчаяния. И только в эти моменты мы раскрываемся.

А.Камю: «рано или поздно наступает время, когда нужно  выбирать между созерцанием и  действием. Это и называется стать  человеком».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"