Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Работа состоит из  1 файл

Билеты по философии.docx

— 108.99 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет философии науки. Основные концепции науки в истории философии.

 

Философия науки - философская дисциплина, исследующая свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в.

Предмет философии наук – это общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Центральная проблема философии науки — проблема роста, развития научного знания.

Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько  этапов:

Позитивизм. Для позитивизма в целом характерен односторонний анализ науки: считается, что наука оказывает существенное влияние на культуру человечества, в то время как сама она подчиняется лишь своим внутренним законам и не подвержена влиянию социальных, исторических, эстетических, религиозных и прочих внешних факторов. Основные черты позитивизма: 1) Наука и научная рациональность признается высшей ценностью. 2) Требование перенесения естественно-научных методов в гуманитарные науки. 3) Попытка избавить науку от умозрительных построений, требование все проверять опытом. 4) Вера в прогресс науки.

Основоположником  позитивизма является французский  философ Огюст Конт (30-е гг. XIX века) "Курс позитивной философии". Именно он выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Единственным источником познания служит опыт. Никаких врождённых форм познания вроде априорных суждений Канта не существует. Близкие идеи высказывали также Г. Спенсер, Дж. Милль.

Конт  сформулировал закон трех стадий – человеческое общество в своем  развитии проходит через три стадии: 1) Теологическая – люди объясняют  природу через понятие бога. 2) Метафизическая – люди объясняют  природу через абстрактные сущности.            3) Позитивная – явлениям природы  дается научное объяснение.

Конт ввел также классификацию наук, выделив  астрономию, физику, химию, биологию, социологию.

Второй позитивизм (эмпириокритицизм). Он характеризуется более тесной связью с наукой. Одним из лидеров этого направления был Эрнст Мах, внесший вклад в разработку целого ряда направлений физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.). Другим видным представителем второго позитивизма был Рихард Авенариус, профессор Цюрихского университета, также сочетавший занятия философией с разработкой конкретных наук – биологии и психологии. Перевод названия эмпириокритицизм – «Критика опыта».

Цель данного направления позитивизма – очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.

Эрнст Мах критиковал механику Ньютона  за введение понятий абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, а следовательно – фикции, поэтому  их нужно изгнать из науки. Мах  сформулировал принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты, а также принцип Маха: инерция  тела зависит от действия всех остальных  физических тел во Вселенной.

Рихард  Авенариус выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Среди других идей Авенариуса принцип наименьшей траты сил, признание описания идеалом науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира».

Третий позитивизм. Неопозитивизм. Возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов) в 20-х – 30-х, которые были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики («Principia Mathematica») и его ученика Л. Витгенштейна. Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты, а все теории должны получаться из базисных утверждений путём логических выводов.

Логический  позитивизм выдвинул ряд требований, в числе которых отказ от гегелевской метафизики понятий. Философия должна быть не системой абсолютного знания, а методом критического исследования. Задача философии: прояснения смысла понятий с помощью логического анализа.

Бертран Рассел отказался от понятия смысла и принял существование только значений. Слова он рассматривал как имена универсалий, их значение суть некоторая дескрипция, принимаемая человеком. Рассел и Л. Виттгенштейн разрабатывали концепцию логического атомизма. Их цель заключалась в том, чтобы создать логически совершенный язык, который обеспечит однозначное соответствие между словами и фактами. Эта концепция смыкалась с концепцией логического эмпиризма: все наше знание из опыта.

Логический  позитивизм сформулировал принцип  верификации: верификация – критическая  проверка предложений. Виды верификации: эмпирическая (проверка опытом) и логическая (соответствие структуры предложения  логическим правилам).

Однако  это направление потерпело неудачу. В середине XX в. было вскрыто сразу  несколько принципиальных затруднений, непреодолимых в логическом позитивизме. Смысл их состоял в том, что  метафизику, то есть непроверяемые  понятия нельзя было изгнать из науки. Это привело к возникновению множества альтернативных взглядов на науку, получивших общее название «постпозитивизм».

Постпозитивизм. Это собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то друг другу противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатков позитивизма.

Критический рационализм К. Поппера. Карл Поппер «ЛОГИКА И РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ» вместо процедуры верификации, ввёл процедуру фальсификации: научную теорию нельзя подтвердить опытом (верифицировать). Опыт может только опровергнуть теорию, доказать ее ложность, т. е. фальсифицировать.

Поппер  сформулировал принцип фаллибилизма (погрешимости): любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению гипотез, то есть в соответствии с принципом фальсификации. Попперу принадлежит концепция трех миров: мир вещей, мир человеческого (личностного) знания, мир объективного знания (почти как у Платона – это мир идей).

Имре Лакатос (ученик Поппера) называл свою концепцию «усовершенствованным фальсификационизмом». Он ввёл понятие исследовательской программы, которое позволило более реалистично описать историю науки.

По Попперу, при появлении фальсифицирующего  примера теория должна быть отвергнута. Согласно Лакатосу, наивный (попперовский) фальсификационизм не верен: теория держится до тех пор, пока проблематичные факты могут быть объяснены добавлением вспомогательных гипотез. В концепции же Лакатоса рассматривается не отдельная теория, а их последовательность.

Концепция исторической динамики науки  Т. Куна. Кун ввёл в философию науки такие понятия, как научная парадигма, научное сообщество, нормальная наука и научная революция. По Куну, развитие науки происходит скачками.

«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. Пол Фейерабенд высказал следующие идеи: методологический анархизм и правило anything goes, антиавторитаризм, принцип пролиферации теорий, идею несоизмеримости научных теорий.

Принцип пролиферации (умножения, увеличения числа) теорий: новые теории не выводятся  из старых, а противоречат им. Движение науки не поступательно, оно осуществляется благодаря борьбе альтернатив. Следовательно, для объективного познания необходимо разнообразие мнений. Вера в объективную  истину ведет к авторитаризму  в науке.

В научном познании необходим плюрализм  теорий, гипотез и др. форм знаний, для чего следует выдвигать альтернативные, в том числе неподтвержденные и непроверенные, законы и гипотезы.

Идея  несоизмеримости научных теорий: не существует универсального научного языка, в разное время различные  ученые вкладывают различный смысл  в одни и те же термины.

 

2. Понятие науки. Формы бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

 

Наука – это сложный процесс получения  нового знания. Результат объединения  знаний в целостную систему. Особая область человеческой деятельности, направленная на производство новых  знаний. Как социальный институт со своей инфраструктурой.

Наука как познавательная деятельность. Наука возникает из практической деятельности людей. Она является продолжением стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики. В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития, начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что  она начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется с помощью экспериментального метода. Логические следствия сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности. Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы. Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике. Основными факторами, познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов, опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике. Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей.  Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства.  С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, споровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему научная дисциплина стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования. На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах.

Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить тогда, когда будут учитываться многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, а так же раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

 

  1. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.

Логико-эпистемиологический  подход к исследованию науки - это установка, изучающая науку  с точки зрения  возможности  достижения  истины. Философия науки  берет начало  от эпистомиологии - теории истинности. Основная парадигма-рационалистическая философия. Рационализм: 1.Разум  автономен и самодостаточен. 2.Бытие прозрачно для разума.3.Дуализм субъекта и объекта.

Эпистемология (от греч. episteme – знание и logos – учениея. слово) – теория познания, гносеология. Рефлексивный и критический подход к науке сформировался в рамках эмпириокритицизма. В рамках этого подхода был основан логико-эпистемологический анализ. Мах стремился удалить из научных описаний философские понятия (материя, сознание и т.п.).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"