Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
а) непротиворечивости и фальсифицируемости (потенциальной опровержимости)
б) опытной экспериментальной проверяемости.
Компоненты теории:
Этапы построения теории:
Теоретическая модель – информационно-значимый аналог того или иного объекта. Модели позволяют представить объекты, недостижимые для непосредственного восприятия и помогают абстрагироваться от свойств, незначимых для объекта. Важными характеристиками являются структурность и возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания.
Модель оперирует абстрактными объектами, но содержит признаки реального объекта и может содержать свойства, которыми не обладает ни один реальный объект. Абстрактные объекты направлены на замещение связей в действительности, но не могут существовать в статусе реальных объектов.
Аналогия – теоретический метод исследования, когда на основе сходства двух предметов по одним свойствам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Различают аналогию предметов и отношений, аналогию строгую и нестрогую.
Теоретическая схема – множество утверждений и теорий об основных свойствах и отношениях исследуемой области действительности.
Закон – существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между материальными и идеальными предметами. Законы отражают объективно существующие явления в природе. Законы науки формулируются с помощью искусственного языка. Закон должен пройти теоретическую и эмпирическую проверку, должен быть непротиворечив и должен отвечать на вопрос «почему».
Главная задача н. познания - открытие законов изучаемой области действительности. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Изучение законов действительности находит свое выражение в создании научной теории. Поэтому закон - ключевой элемент теории, которая есть не что иное, как система законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта.
Законы открываются сначала в форме предположений, гипотез. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит в ее принципиальной проверяемости на практике.
Любой закон в своей реализации всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятельствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов. Закон - лишь одна из форм отражения реальной действительности в познании, одна из граней, моментов научной картины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).
На основе законов осуществляется не только объяснение явлений данного класса (группы), но и предсказание новых явлений, событий, процессов и т.п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности людей.
На основе познанных законов люди могут действительно научно управлять как природными, так и социальными процессами, оптимально их регулировать.
18.Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
Научная картина мира как широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты, претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. В целостной научной картине мира должны быть объединены данные наук о неживой природе, органическом мире и человеческом обществе.
Основание научной картины мира составляют базовые принципы многих научных дисциплин. Научная картина мира опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или набор фрагментов отдельных дисциплин.
Задача н.к.м. – упорядочение и систематизация научных данных. Она предполагает систему научных обобщений, возвышающихся над конкретными проблемами отдельных дисциплин. Она предстает как обобщающий этап интеграции научных достижений в единую, непротиворечивую систему.
Цель н.к.м. – обеспечение синтеза знаний. Отсюда вытекает интегративная функция научной картины мира. С этим связана системность научного мировоззрения. Научная картина мира не просто описывает мироздание, воспроизводя основные его закономерности, но задает систему установок и принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования. Поэтому необходимо говорить о ее нормативной функции.
Основания н.к.м. – представления о качественно различных «ступенях организованности» природы и сходстве ее определенных свойств (сформировавшиеся в истории философии).
Структура н.к.м.:
1) центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью,
2) фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые,
3) частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.
Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят:
1)принцип сохранения энергии, 2)принцип постоянного роста энтропии, 3)фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума (пространство, время, вещество, поле).
В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез, которые видоизменяются, адаптируясь к аномалиям.
Н.к.м. обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания. Имея парадигмальный характер, она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определенные ограничения на характер допущений «разумных» гипотез, влияет на формирование норм научного исследования.
С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения исследовательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаменуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира.
Парадигмальный характер научной картины мира указывает на идентичность убеждений, ценностей и технических средств, этических правил и норм, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Они встроены в структуру научной картины мира и на достаточно долгий срок и определяют стойкую систему знаний, которая транслируется и распространяется посредством механизмов образования.
Научная картина мира исторична, она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Каждый ученый как субъект научного познания помещен в лоно культурно-исторической традиции, его деятельность во многом обусловлена приоритетами и потребностями своей эпохи, отвечает исторически преходящим нормативам, культурно-стилистическим особенностям. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира». В научную картину мира входят знания, отвечающие критериям научности.
Исторические формы научной картины мира.
Под научной картиной мира понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики.
Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими реальное состояние окружающего мира.
Чтобы понять современную научную картину мира, надо знать, как она развивалась.
ПРЕДНАУЧНАЯ Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ В период развития феодального общества наряду с земледелием развивается ремесленничество, появляются мануфактуры. Их рост создает предпосылки для возникновения науки, опирающейся на эксперимент. Вначале опыты были примитивными и проводились без всякой системы - это было время «ползучего эмпиризма», но они подготавливали почву для новых опытов, приводили к открытию закономерностей, которые использовались для объяснения явлений природы, построения картины мира. Основным видом движения, с которым оно имело дело, было механическое движение. Естественно, что первыми были открыты и исследованы законы механики, они стали основой научного объяснения мира: XIV-XVIII вв. - это время расцвета механической картины мира.
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ XVIII в.- век промышленного переворота в Англии и буржуазной революции во Франции, начало расцвета капитализма. Развитие техники ставит вопрос о мощных источниках энергии, стимулирует их поиски. В связи с этим появляются новые отрасли знания - учение о теплоте, электричестве, магнетизме
Открытие электромагнитного поля изменило взгляд на мир - механическая картина мира, согласно которой мир представлялся состоящим из пустоты и неизменных, не имеющих внутренних различий (бескачественных) частиц, пребывающих в бесконечном механическом движении, сменяется электродинамической (или э-м) картиной мира. Согласно этой картине в мире нет пустоты, он заполнен электромагнитным полем, все явления объясняются взаимодействием электрических зарядов.
СОВРЕМЕННАЯ С 1910 г. в науку начинают входить квантовые представления, представления о корпускулярно-волновом дуализме элементарных частиц и наступает время новой, современной картины мира.
История научного познания сопровождалась периодической сменой картин мира, сменой парадигм. Парадигма – определённая совокупность общепринятых в научном обществе на данном историческом этапе идей, понятий, теорий, а также методов научного исследования. Научн. Революции – это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии развитии знаний, радикально меняющие представление данного видения мира.
19.Общие закономерности динамики науки.
Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности.
Общие закономерности:
Наука развивается: необратимо качественно меняется со временем, а также наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется. Наука развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и идей - шаг за шагом, но и через фундаментальные теоретические сдвиги. В один прекрасный момент они заставляют ученых перекраивать привычную общую картину мира и перестраивать свою деятельность на базе принципиально иных мировоззренческих установок.
Интеграция естественно-научного знания стала ведущей закономерностью его развития. Она может проявляться во многих формах: в организации исследований на стыке смежных научных дисциплин, где, как говорится; в изменении характера решаемых современной наукой проблем.
Другой важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Рост научного знания сопровождался непрерывной дифференциацией, то есть дроблением на более мелкие разделы и подразделы. В физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика и т.д. начали возникать "смежные" естественно-научные дисциплины - физическая химия, химическая физика, биохимия.