Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Эмпириокритицизм («критика опыта») выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т.д. как рассудочных понятий, якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге, эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов». Вводя учение о принципиальной координации (неразрывной связи субъекта и объекта). Эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Эмпириокритицизм является антиметафизическим учением. И его продолжением стал неопозитивизм.
4. Позитивистская традиция в философии науки.
Позитивизм объявляет единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность традиционного философского исследования.
Позитивизм
возникает во Франции в 30-е гг.
XIX в. Теоретические предпосылки
позитивизма (Сен-Симоном), О. Конта (1798-1857),
принято считать
Переход от метафизики к позитивному знанию О. Конт обосновал анализом различных этапов, которые проходит человечество в своем стремлении познать мир, в своем умственном развитии. Существуют три исторические стадии развития знания и три общих системы воззрений на мир (философии).
В гносеологическом плане это
означает, что наука должна ограничиться
описанием внешних сторон
С идеями, созвучными Конту, выступили Дж. Cm, Милль и Г. Спенсер. По своей сути позитивизм есть эмпиризм, в определенных отношениях доведенный до крайних логических выводов: коль скоро для него всякое знание есть эмпирическое знание в той или иной форме, то никакая спекуляция не может быть знанием. Отсюда - отрицание познавательной ценности традиционных философских (метафизических) исследований и утверждение, что задачами философии являются систематизация и обобщение специально-научного эмпирического знания и поиск универсального метода познания.
Традиционные и техногенные цивилизации
В развитии человечества,
после того как оно преодолело
стадию варварства и дикости, существовало
множество цивилизаций —
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных обществ. Лишь в XV—ХVII столетиях в европейском регионе сформировался особый тип развития, связанный с появлением техногенных обществ, их последующей экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных обществ. Некоторые из этих традиционных обществ были просто-напросто поглощены техногенной цивилизацией; пройдя через этапы модернизации, они превращались затем в типичные техногенные общества. Другие, испытав на себе прививки западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты, превратившись в своего рода гибридные образования.
Традиционные общества характеризуются замедленными темпами социальных изменений. Конечно, в них также возникают инновации как в сфере производства, так и в сфере регуляции социальных отношений, но прогресс идет очень медленно по сравнению со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традиционных обществах может смениться несколько поколений людей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их и передавая следующему поколению. Виды деятельности, их средства и цели могут столетиями существовать в качестве устойчивых стереотипов. Соответственно в культуре этих обществ приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления. Инновационная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древняя Индия и Китай, Древний Египет, государства мусульманского Востока эпохи Средневековья и т.д. — все это традиционные общества. Этот тип социальной организации сохранился и до наших дней: многие государства третьего мира сохраняют черты традиционного общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни.
Что же касается техногенной
цивилизации, которую часто обозначают
расплывчатым понятием “западная цивилизация”,
имея в виду регион ее возникновения, то это особый
тип социального развития и особый тип
цивилизации, определяющие признаки которой
в известной степени противоположны характеристикам
традиционных обществ. Когда техногенная
цивилизация сформировалась в относительно
зрелом виде, то темп социальных изменений
стал возрастать с огромной скоростью.
Можно сказать, что экстенсивное развитие
истории здесь заменяется интенсивным;
пространственное существование — временным.
Резервы роста черпаются уже не за счет
расширения культурных зон, а за счет перестройки
самих оснований прежних способов жизнедеятельности
и формирования принципиально новых возможностей.
Самое главное и
действительно эпохальное, всемирно-историческое изменени
Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, которые может целенаправленно преобразовывать человек. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов истории.
С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан второй важный аспект ценностных и мировоззренческих ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира, — понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором разумное существо, познавшее законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Надо только изобрести технологию, чтобы искусственно изменить природный процесс и поставить его на службу человеку, и тогда укрощенная природа будет удовлетворять человеческие потребности во все расширяющихся масштабах.
Что же касается традиционных культур, то в них мы не встретим подобных представлений о природе.Природа понимается здесь как живой организм, в который органично встроен человек, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными законами. Само понятие закона природы, отличного от законов, которые регулируют социальную жизнь, было чуждо традиционным культурам.
Характерный для техногенной цивилизации пафос покорения природы и преобразования мира порождал особое отношение к идеям господства силы и власти. В традиционных культурах они понимались прежде всего как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. В техногенном мире также можно обнаружить немало ситуаций, в которыхгосподство осуществляется как сила непосредственного принуждения и власти одного человека над другим.Однако отношения личной зависимости перестают здесь доминировать и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагает владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации как товарных ценностей, имеющих денежный эквивалент). В результате в культуре техногенной цивилизации происходит своеобразное смещение акцентов в понимании предметов господства силы и власти — от человека к произведенной им вещи. В свою очередь, эти новые смыслы легко соединяются с идеалом деятельностно-преобразующего предназначения человека.
Изменяя путем
приложения освоенных сил не только
природную, но и социальную среду, человек
реализует свое предназначение творца,
преобразователя мира. Идеал творческой,
суверенной, автономной личности занимает
одно из приоритетных мест в системе
ценностей техногенной
Все эти особенности функционирования сознания в разных типах культур детерминированы свойственными данным культурам глубинными жизненными смыслами и ценностями.
В культуре техногенных
обществ система этих ценностей
базируется на идеалах креативной деятельности
и творческой активности суверенной
личности. И только в этой системе
ценностей научная
Особый статус
научной рациональности в системе
ценностей техногенной
Поэтому в
новоевропейской культуре и в
последующем развитии техногенных
обществ категория научности
обретает своеобразный символический
смысл. Она воспринимается как необходимое
условие процветания и
НАУКА - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.