Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Работа состоит из  1 файл

Билеты по философии.docx

— 108.99 Кб (Скачать документ)

Третий  принцип обычно называют принципом  естественного отбора, который играет фундаментальную роль в теории эволюции не только Дарвина, но и большинства  теорий, появившихся позднее.

Дарвин выдвинул гипотезу общего характера, согласно которой  в природе существует особый механизм отбора, который приводит к избирательному уничтожению организмов, оказавшихся  неприспособленными к существующим или изменившимся условиям окружающей среды. Эти результаты, указывает он, представляют собой следствия одного общего закона, обусловливающего прогресс всех органических существ, а именно: размножения, изменения, выживания наиболее сильных и гибель наиболее слабых. Самым слабым местом в учении Ч. Дарвина были представления о наследственности, которые подверглись серьезной критике его противниками.

Современная теория органической эволюции, которую  называют синтетической, отличается от дарвиновской теории по ряду важнейших пунктов:

• она ясно выделяет элементарную структуру, с которой начинается эволюция. В настоящее время такой структурой считается популяция, а не отдельная особь или вид, который включает в свой состав несколько популяций; 
 
• в качестве элементарного явления или процесса эволюции современная теория рассматривает устойчивое изменение генотипа популяции;

• она шире и глубже истолковывает факторы и движущие силы эволюции, выделяя среди них факторы основные и не основные.

Ч. Дарвин и  его последователи к основным факторам эволюции относили изменчивость, наследственность и естественный отбор, связанный с борьбой за существование. В настоящее время к ним  добавляют множество других дополнительных факторов, которые, не являясь основными, тем не менее, оказывают влияние  на эволюционный процесс. Сами основные факторы теперь также понимаются по-новому.

Важнейшим из них является мутационный процесс, который исходит из признания  того неоспоримого теперь факта, что  основную массу эволюционного материала составляют различные формы мутаций, то есть изменения наследственных свойств организмов, возникающие естественным путем или вызванные искусственными средствами.

 
10.4. Глобальный эволюционизм и  современная научная картина  мира

 

В предыдущем разделе мы обсудили, как развивались  эволюционные идеи в двух важнейших отраслях научного знания, ставших опорой глобальной эволюции и современной научной картины мира: космологии и биологии.

Если в  биологии такая эволюционная теория возникла еще во второй половине XIX в. в учении Ч. Дарвина о происхождении  видов, то в астрономии и космологии вплоть до XX в. господствовало представление о стационарном характере Вселенной. Поэтому возникновение идей о космической эволюции оказало наибольшее влияние на поиски новых принципов глобальной эволюции и связанной с ней новой картины мира.

Системный подход к глобальной эволюции. В настоящее  время глобальный эволюционизм рассматривает  мир, Вселенную как единый, целостный, универсальный процесс эволюции взаимосвязанных систем различного уровня и организации. Однако само понимание  эволюционного процесса в наше время  существенно изменилось по сравнению  с XIX в. После создания во второй половине XX в. общей теории систем и широкого развертывания в науке системного движения, принципы эволюции также претерпели существенные изменения: они стали рассматриваться с системной точки зрения. Соответственно этому, универсальная эволюция стала пониматься как синтез эволюционного и системного подходов. Такой синтез дает возможность анализировать не только эволюцию отдельных систем, как это делает, например, биология, а исследовать взаимосвязь и взаимодействие множества развивающихся систем. Кроме того, само изучение систем не сводится при этом к простому описанию их эволюции, а предполагает исследование перехода от систем низшего уровня организации к системам более высокой организации и сложности. Выше мы выяснили, что системный подход дает возможность взглянуть на процесс возникновения Вселенной как на единый, целостный процесс перехода от простейших физических систем и структур, состоящих из немногих типов элементарных частиц, к системам все более сложным, как по уровню своей организации, так и по типу взаимодействия между своими элементами. В связи с этим становится возможным выделить две основные стадии в эволюции Вселенной. Микроэволюция, связанная с образованием все более сложных микрообъектов, создала условия для возникновения макроэволюции. В результате этого из элементарных частиц, атомов и молекул появилось то огромное многообразие вещей и явлений, которые существуют в окружающем нас мире.

Синергетический подход к глобальной эволюции. Как показывает космология, переход от одних систем и структур к другим, как на уровне микроэволюции, так и макроэволюции, происходил посредством процесса самоорганизации, который впервые начал изучаться синергетикой. На этом основании можно утверждать, что принцип самоорганизации служит важнейшей предпосылкой для формирования глобального эволюционизма. Без преувеличения можно сказать, что именно отсутствием этого принципа объясняется и противоречие между классической физикой и эволюционной теорией биологии, и отрицание направления времени в движении системой сведение сложных систем к простым, и общая тенденция всей классической науки к изучению стационарных, равновесных, линейных систем и процессов. 

Представление о симметричности времени, когда  прошлое, настоящее и будущее  время рассматривались как тождественные, впервые возникло в классической механике. Но уже в термодинамике это представление подверглось пересмотру. Согласно второму ее началу энтропия закрытой системы непрерывно возрастает и стремится к максимальному значению, соответствующему достижению состояния равновесия. Это означает неявное обращение к категории времени: ведь более раннее состояние системы можно связывать с менее низкой степенью энтропии, а более позднее — с более высокой. Допустимо говорить также и о своеобразной эволюции таких систем, но эволюции, сопровождающейся ростом энтропии, а следовательно, усилением в них беспорядка, дезорганизации и разрушения. В синергетике впервые становится возможным говорить о категории времени, отображающей реальные процессы изменения систем не только в направлении их дезорганизации и разрушения, но, самое главное, по их самоорганизации и упорядочения. «Стрела времени» классической термодинамики была направлена в сторону увеличения энтропии системы, а тем самым возрастания в ней беспорядка. Однако такое понимание времени не согласуется как с представлениями здравого смысла, так и теориями биологической эволюции и социального развития. Господствовавшие не только в классической механике, но и в современной квантовой механике и теории относительности понятия рассматривают время как обратимый процесс, как геометрический параметр, направление которого можно менять на обратное.

С помощью  идей и принципов синергетики  удалось лучше понять процессы перехода от простых систем к сложным, которые  раскрывают существенные механизмы  эволюции. В обыденном представлении  сложные процессы, происходящие в  живых и социальных системах, обычно противопоставляются явлениям простым, которые ассоциируются с механическими  и другими системами неживой  природы. Подобный традиционный взгляд лежит в основу представлений  классической науки, считающей возможным  объяснить все явления с помощью  элементарных законов неорганической природы. Еще Галилей считал, что  однородность природы дает возможность  формулировать общие, универсальные  законы на основе экспериментального изучения отдельных ее частей. В  дальнейшем эта тенденция исследования сложных систем и объяснения их на основе простых, элементарных их частей, сформировалась в классической физике в особый метод редукции, т.е. сведения сложных процессов к простым  и элементарным. При таком подход сложность, как реальное свойство объективно существующих систем, исчезает из поля зрения исследователей. По-видимому, такое  представление об однородности мира и универсальности его законов  возникло и вдохновлялось под  влиянием успехов экспериментального метода исследования.

Если редукционизм классической физики основывается на сведении сложных явлений к простым, то синергетика стремится выявить связь и взаимодействие между ними. Поэтому она рассматривает, например, изменения, которые происходят на наблюдаемом, макроскопическом уровне как результат взаимодействия огромного числа элементов и частиц системы на ненаблюдаемом микроуровне. Такое взаимодействие не означает ни редукции сложного к простому, ни подчинения простого сложному. Простое и сложное оказываются самостоятельными сущностями, между которыми существует нерасторжимая взаимосвязь. Основная идея, выдвигаемая синергетикой, заключается, таким образом, в том, что самоорганизующиеся системы качественно меняют свое поведение в зависимости от конкретных условий, что выражается в изменении их параметров. При критическом значении параметров система переходит в новое макроскопическое состояние. Основываясь на результатах исследований синергетики, системный метод получил возможность обосновать глубокую внутреннюю связь не только между целым (системой) и ее частями (элементами), но и простым и сложным. Главное внимание при этом было обращено на то, что свойства целого не могут быть сведены к свойствам частей — принцип, который был направлен своим острием, прежде всего, против редукционизма. Принцип системности, напротив, подчеркивает, что свойства системы как целого возникают в результате взаимодействия частей, а не простого их суммирования. Именно поэтому говорят, что целостные, системные свойства имеют эмерджентный характер. Однако до возникновения синергетики механизм такого взаимодействия не анализировался и потому оставался неясным. Были известны также многие примеры фазовых переходов, например, образования снежинок при кристаллизации воды и другие. Впоследствии были открыты явления самоорганизации структур в химических реакциях, лазерном излучении и другие.

Таким образом, была создана исходная база для исследования сложноорганизованных систем более  высокого уровня. Это дает возможность  выявить такие общие и исходные принципы самоорганизации, как возникновение порядка из беспорядка, закономерности как результата взаимодействия множества случайностей, которые проливают новый свет на объяснение и понимание процессов, происходящих в наиболее сложных по своей природе живых и социальных системах. Не следует, однако, забывать, что эти общие понятия и принципы представляют собой лишь исходные, отправные пункты дальнейшего специального исследования. Конкретная их интерпретация, построение частных моделей и методов исследования более сложных систем требуют, конечно, особых знаний, навыков и творческого подхода к делу. Тем не менее, знание таких основополагающих понятий синергетики, как открытые и неравновесные системы, принципы неустойчивости и необратимости, переход от беспорядка к порядку, от случайности к закономерности представляют собой верный и надежный ориентир для понимания принципов глобальной эволюции систем и развития в мире в целом.

Значительную  роль в становлении идей и принципов  глобальной эволюции сыграли биологические исследования, раскрывшие конкретные механизмы формирования новых живых структур и систем. К ним относятся создание синтетической теории эволюции, а также глубокий и всесторонний анализ наследственности в современной генетике, способствовавшие обнаружению носителей наследственной информации и открытию генетического кода в молекулярной биологии.

Одновременно  с проникновением в глубинные  структуры живой материи на уровне организма происходило исследование более обширных надорганизменных биологических систем: популяций, биоценозов, биогеоценозов и биосферы в целом. Особое значение в изучении биосферы и воздействия на нее человечества имеют трудов В.И. Вернадского, о которых речь пойдет ниже. Все эти открытия и достижения представляют особый интерес для глобальной эволюции, поскольку они дают возможность проверять и обосновывать новые гипотезы и обобщения глобальной эволюции. Новая общая научная картина мира, несомненно, будет опираться на принципы глобального эволюционизма. Соответственно этому, подвергнутся пересмотру и уточнению картины мира отдельных наук, в которых найдут свое выражение такие основополагающие принципы глобального эволюционизма, как системный подход и самоорганизация. На эти принципы должны быть представлены на конкретном материале каждой науки и поэтому обязаны воспроизвести ее специфику.

 

27.Новые этические  проблемы науки в конце XX –  начале XXI века. Научный этос.

 

Это этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира явл. проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообщ-ве принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов: научное сообщ-во бойкотирует исс-телей, занимающихся плагиатом, прерывает с ними научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исс-ний, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благодаря к-му фиксируется авторство тех или иных идей и кроме того, обеспечивается селекция того нового, к-рое свидетельствует о росте научного знания.

В сфере физики и техники создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Этические проблемы, к-рые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными уже в 1938 г. в силу открытия расщепления атома урана, сопровождавшегося выделением огромного кол-ва энергии.

Этические проблемы, проистекающие  из области биологии, указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках к-рых признаются врожденными многие отрицательные черты чел-ка — насилие, агрессия, угроза, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деят-ть, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деят-ти очень часто были основанием для проявления расизма и геноцида.

Особое место занимают этические проблемы, обусловленные  увеличением технизации медицины и появлением принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на чел-ка. Разл-ные м-ды искусственной репродукции чел-ка, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, к-рая ведет к коммерциализации взаимодействия«врач — пациент», области трансплантации органов, области лекарственных препаратов и технол-ких новаций.

Генная инженерия сейчас предоставляет потенциальную возможность вмешиваться в генетический код чел-ка и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Однако конечный результат таких воздействий не определён. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической инф-цией с прочими особями, и рез-ты подобных вз-вий могут привести к неконтролируемым мутациям. Проблемы манипуляции над чел-кой психикой, воздействия на чел-кий мозг составляют особую группу проблем. Нек-рые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния чел-ка. Сущ-ют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, к-рые, оказывая слабые электрические воздействия, препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"